В Каирском музее можно увидеть ряд интересных экспонатов, за изготовление которых в наше время никто не возьмется. Причин несколько. Очень сложно, даже имея весь перечень режущего и шлифовального инструмента с алмазными дисками. Такое никто из современных мастеров не делал, сколько это займет времени – неизвестно. И, поэтому, стоимость – тоже неопределенная.
К тому же, есть риск поломать изделии в процессе их изготовления и придется начать все заново из другого куска каменной породы. И, не исключено, что таких поломок может быть несколько. Про какие изделия идет речь? Начнем с примеров с наименее трудоемким изготовлением. Сосуды из алебастра.
Алебастр – простой в обработке материал (но очень хрупкий), хорошо поддается обработке даже простым ручным инструментом. И технически изготовить такое не сложно, но долго. Так же при изготовлении существуют огромные риски расколоть тонкие элементы «ручек» вокруг сосуда. Отсюда возникает вопрос в целесообразности изготовления сосудов с такими "украшательствами".
Практического назначения они явно не несли. Символически они могли что-то означать. Поэтому, именно такие формы для заказчика были важны.
Эти изделия складировали в захоронениях фараонов. Это какие-то ритуальные сосуды. Либо изделие предназначались для знати, как предмет роскоши (из-за своей цены при изготовлении).
Может ли быть, что древние вкладывали в эти сосуды какой-то технический мысль? Что это символическое изображение какого-то процесса с системой трубок. Очень важного процесса, который скопировали, как карго-культ.
Перейдем к другим примерам, которые было изготовить намного сложнее по причине прочности породы, из которой они изготовлены.
Это так называемый диск Сабу из коллекции Каирского музея. Артефакт был найден при раскопках в 1936 году захоронения древнеегипетского чиновника по имени Сабу (датировка времен фараона Аджиба), жившего примерно в 3000 г.до н.э. Т.е. это сложное изделие находилось даже не в захоронении фараона. Диск был найден расколотым.
После склеивания этого предмета он оказался круглой тарелкой или вазой с низкими стенками, имеющей три тонкие отогнутые к центру «лепестка» и полый цилиндр в центре. В месте, где лепестки сгибаются к центру, край диска продолжается тонким ободком круглого сечения диаметром около 1 сантиметра. Высота диска 10,6 см, максимальный диаметр 61 см.
Можно встретить мнение, что диск изготовлен из базальта. Но материал диска - мета-алеврит (метасилт в западной терминологии). Это сцементированный мелкий песок с примесью глины, подвергшийся воздействию высокого давления или температуры. А это уже интересно.
Я бы не исключил, что порода искусственная, что это обожженная глина с добавками мелкого песка и пигмента. По-простому, наш современный керамогранит. Во время склеивания реставраторы отметили светлые полосы в материале на краю осевой втулки диска Сабу. Это может говорить про окраску диска копчением (чернение гончарных изделий при обжиге) или нанесение, пропитывание сырого материала глазурью.
Не исключено, что с технологией изготовление этого диска все просто – это гончарное изделие, хоть и по редкой рецептуре прочной керамики. А вот с назначением – однозначного ответа нет даже у египтологов. Диск не похож ни на что из нам привычных изделий. Это не тарелка и не ваза. Это и не техническая деталь (т.к. очень хрупкая). И целесообразность изготовления диска Сабу остается загадкой. Может быть, тоже карго-культ. Основная версия – это какая-то лепестковая мешалка.
Другой артефакт из Саккарской коллекции в Каирском музее.
Чаша с тонкостенным центральным бортиком. Это больше похоже на какое-то техническое изделие. Хотя, не исключено, что чаша надевалось на что-то, а по краям укладывали фрукты. Судя по цвету материала чаши – это все тот же мета-алеврит или древний керамогранит. Плохо видно, но внутри есть загнутые лепестки, которые невозможно изготовить методом обработки породы инструментом. А, вот вылепить, прилепить и обжечь – легко.
Там же в Каирском музее находятся и другие подобные артефакты с тонкими бортиками все из того же черного материала.
Все тот же черный материал, чашу из которого вылепить и обжечь может любой мастер. Времени на изготовление нужно всего ничего. А, вот изготовить такое из базальта – не хватит и года. Поэтому, лепка и обжиг (имитация базальта) объясняют целесообразность изготовления столь замысловатых по форме изделий.
Цветные пигменты мастера могли добавлять разные, получить и белые чаши, с имитацией другой породы. Вот следующие артефакты из Саккарской коллекции все того же Каирского музея.
Чаша склеена реставраторами, поэтому на ней видны пятна от иного материала. Изделие явно изготавливалось на гончарном кругу. А после того, как изделие было сделано, перед обжигом некоторым чашам загибали края.
А мы сейчас гадаем, как же такое можно изготовить ручными инструментами. Руками это делали, а не инструментами. И знали рецепт древнего «керамогранита».
«Воздуховоды» из алебастра, которые сложно изготовить инструментом. А вылепить – намного легче.
Древние могли имитировать мрамор или кальцит. Добавляли в состав красящий пигмент и он имитировал вкрапления.
Если продолжать эту логику и дальше, то и породу сосудов из алебастра они тоже могли имитировать. Рецептов разных материалов под природные породы с их обжигом могло быть много.
Поэтому, ответ на вопрос: в чем целесообразность таких сложных в изготовлении изделий – звучит так. В их простоте изготовления. Их изготавливали, как и любой глиняный сосуд, тратя на это минимум времени и усилий. Нужно лишь было знать, как сымитировать ту или иную породу из искусственных составов, что с чем смешать, при какой температуре и сколько по времени обжигать и т.д.
***
Друзья! Статьи со слишком неоднозначными мнениями ограничиваются и в них много критики у неподготовленных читателей. Поэтому, на канале создан закрытый раздел для избранных подписчиков. Если вас интересуют темы с загадками истории и науки, которые считаются крамольными, то в нем вы можете узнать новую для себя информацию, которую я уже не размещу в общем доступе. Подписывайтесь на новый раздел.