Найти в Дзене
Наука наизнанку

Древнеегипетские сосуды и чаши со сложными формами. Мнение о технологии изготовления из искусственного камня

В Каирском музее можно увидеть ряд интересных экспонатов, за изготовление которых в наше время никто не возьмется. Причин несколько. Очень сложно, даже имея весь перечень режущего и шлифовального инструмента с алмазными дисками. Такое никто из современных мастеров не делал, сколько это займет времени – неизвестно. И, поэтому, стоимость – тоже неопределенная.

К тому же, есть риск поломать изделии в процессе их изготовления и придется начать все заново из другого куска каменной породы. И, не исключено, что таких поломок может быть несколько. Про какие изделия идет речь? Начнем с примеров с наименее трудоемким изготовлением. Сосуды из алебастра.

Алебастр – простой в обработке материал (но очень хрупкий), хорошо поддается обработке даже простым ручным инструментом. И технически изготовить такое не сложно, но долго. Так же при изготовлении существуют огромные риски расколоть тонкие элементы «ручек» вокруг сосуда. Отсюда возникает вопрос в целесообразности изготовления сосудов с такими "украшательствами".

Практического назначения они явно не несли. Символически они могли что-то означать. Поэтому, именно такие формы для заказчика были важны.

Эти изделия складировали в захоронениях фараонов. Это какие-то ритуальные сосуды. Либо изделие предназначались для знати, как предмет роскоши (из-за своей цены при изготовлении).

Может ли быть, что древние вкладывали в эти сосуды какой-то технический мысль? Что это символическое изображение какого-то процесса с системой трубок. Очень важного процесса, который скопировали, как карго-культ.

Перейдем к другим примерам, которые было изготовить намного сложнее по причине прочности породы, из которой они изготовлены.

Это так называемый диск Сабу из коллекции Каирского музея. Артефакт был найден при раскопках в 1936 году захоронения древнеегипетского чиновника по имени Сабу (датировка времен фараона Аджиба), жившего примерно в 3000 г.до н.э. Т.е. это сложное изделие находилось даже не в захоронении фараона. Диск был найден расколотым.

После склеивания этого предмета он оказался круглой тарелкой или вазой с низкими стенками, имеющей три тонкие отогнутые к центру «лепестка» и полый цилиндр в центре. В месте, где лепестки сгибаются к центру, край диска продолжается тонким ободком круглого сечения диаметром около 1 сантиметра. Высота диска 10,6 см, максимальный диаметр 61 см.

Можно встретить мнение, что диск изготовлен из базальта. Но материал диска - мета-алеврит (метасилт в западной терминологии). Это сцементированный мелкий песок с примесью глины, подвергшийся воздействию высокого давления или температуры. А это уже интересно.

Я бы не исключил, что порода искусственная, что это обожженная глина с добавками мелкого песка и пигмента. По-простому, наш современный керамогранит. Во время склеивания реставраторы отметили светлые полосы в материале на краю осевой втулки диска Сабу. Это может говорить про окраску диска копчением (чернение гончарных изделий при обжиге) или нанесение, пропитывание сырого материала глазурью.

Не исключено, что с технологией изготовление этого диска все просто – это гончарное изделие, хоть и по редкой рецептуре прочной керамики. А вот с назначением – однозначного ответа нет даже у египтологов. Диск не похож ни на что из нам привычных изделий. Это не тарелка и не ваза. Это и не техническая деталь (т.к. очень хрупкая). И целесообразность изготовления диска Сабу остается загадкой. Может быть, тоже карго-культ. Основная версия – это какая-то лепестковая мешалка.

Другой артефакт из Саккарской коллекции в Каирском музее.

Чаша с тонкостенным центральным бортиком. Это больше похоже на какое-то техническое изделие. Хотя, не исключено, что чаша надевалось на что-то, а по краям укладывали фрукты. Судя по цвету материала чаши – это все тот же мета-алеврит или древний керамогранит. Плохо видно, но внутри есть загнутые лепестки, которые невозможно изготовить методом обработки породы инструментом. А, вот вылепить, прилепить и обжечь – легко.

Там же в Каирском музее находятся и другие подобные артефакты с тонкими бортиками все из того же черного материала.

Все тот же черный материал, чашу из которого вылепить и обжечь может любой мастер. Времени на изготовление нужно всего ничего. А, вот изготовить такое из базальта – не хватит и года. Поэтому, лепка и обжиг (имитация базальта) объясняют целесообразность изготовления столь замысловатых по форме изделий.

Цветные пигменты мастера могли добавлять разные, получить и белые чаши, с имитацией другой породы. Вот следующие артефакты из Саккарской коллекции все того же Каирского музея.

-8

Чаша склеена реставраторами, поэтому на ней видны пятна от иного материала. Изделие явно изготавливалось на гончарном кругу. А после того, как изделие было сделано, перед обжигом некоторым чашам загибали края.

-9

А мы сейчас гадаем, как же такое можно изготовить ручными инструментами. Руками это делали, а не инструментами. И знали рецепт древнего «керамогранита».

-10

«Воздуховоды» из алебастра, которые сложно изготовить инструментом. А вылепить – намного легче.

Древние могли имитировать мрамор или кальцит. Добавляли в состав красящий пигмент и он имитировал вкрапления.

Если продолжать эту логику и дальше, то и породу сосудов из алебастра они тоже могли имитировать. Рецептов разных материалов под природные породы с их обжигом могло быть много.

-12

Поэтому, ответ на вопрос: в чем целесообразность таких сложных в изготовлении изделий – звучит так. В их простоте изготовления. Их изготавливали, как и любой глиняный сосуд, тратя на это минимум времени и усилий. Нужно лишь было знать, как сымитировать ту или иную породу из искусственных составов, что с чем смешать, при какой температуре и сколько по времени обжигать и т.д.

***

Друзья! Статьи со слишком неоднозначными мнениями ограничиваются и в них много критики у неподготовленных читателей. Поэтому, на канале создан закрытый раздел для избранных подписчиков. Если вас интересуют темы с загадками истории и науки, которые считаются крамольными, то в нем вы можете узнать новую для себя информацию, которую я уже не размещу в общем доступе. Подписывайтесь на новый раздел.