Найти в Дзене

Как поминать усопшего с пользой для его души, рассказали священнослужители.

Оглавление

Смерть — наша епитимья. Епитимья за грехи. Последняя. Она от нас уже не зависит, но ее каждый христиан должен мужественно принять от Бога. Но как часто наши родные идут в свой последний путь неготовыми. Пока живут не думают о смерти, всю жизнь стараются продлить, вылечить, сохранить. Да и для оставшихся смерть воспринимается как что-то трагичное. Часто бывает, что светские имена отличаются от православных. И на памятнике пишут метрики светские, а по православному устроению кладбища, положено, чтоб на могилах кресты православные стояли. Правильно ли это читайте здесь: https://t.me/prav_prazdnik/741. Это важно не только усопшим, но и нам, живым.

Димитрий Смирнов, протоиерей:

Я бы посоветовал заказать сорокоуст. Ведь в течении и всего отведённого времени священнослужители молятся об усопшем. Вплоть до сорокового дня, когда душа идет на суд Божий. Потому молитвенная помощь им очень нужна. И чем больше о них молятся, тем лучше бывает. Наши молитвы дают им некую ослабу. Он не будет чувствовать себя уже таким брошенным, в такой новой совершенно неизвестной для него ситуации.

-2

Андрей Ткачев, протоиерей:

Очень важно молиться самим. Неплохо бы заказать требы, но молитва от того, кто его знал и любил будет куда горячее и весомее для души усопшего. Особенно в 9-й и 40-й день. Быть в эти дни в храме, на божественной литургии. Но только не вспоминать человека водкой, обидой. Попытаться читать за них Псалтырь, раздавать милостыню, одевать нагих, кормить голодных.

Это и будет началом молитвенного движения за него.

-3

Аркадий Маковецкий, протоиерей:

Нет выше молитв за усопшего, когда за него вынимают частицу как за упокоение. Очень важное значение отводится для них на каждой Божественной литургии. Не случайно одна просфора из больших пяти служебных просфор посвящена выниманию частиц за умерших.

Дома тоже советую читать Псалтырь. Это великая книга. Никакая говорили на святые книга не прославляет Бога, как Псалтырь. Это великое дело читать ее за усопших. Мы читая ее доставляем и душа большое успокоение. К несчастью нашему, не все мы имеем благополучное духовное родословие. Потому нужно о нём вспомнить и молиться о тех, кто уже не с нами. По ссылке подробнее: https://t.me/prav_prazdnik/263. Крайне важна милостыня. Это некое приношение за душу усопшего человека. А тот кто принимает её, хорошо бы если перекрестился, поклонился и пожелал ему Царство Небесное, упокоение в своём родном Отечестве.

-4

Антоний Русакевич, иерей:

Поминовение по усопшим может быть, как лично дома, так и кладбище. Сложно покинутым родным пережить эту потерю. Очень хочется разделить с ним их боль. Ведь ни они, ни их близкий усопший, пока жил не задумывался о своей будущей участи. И, конечно, был не готов перейти в другое состояние

Но наше расставание не вечно. А пока нам нужно молиться за усопших. Достаточно дома встать перед иконами и сказать: «Господи, помяни об упокоении (назвать имя)…» В любой момент может измениться и наше духовное состояние, и их.

-5

Дмитрий Беженарь, протоиерей:

Смерть – наша епитимья. Епитимья за грехи. Последняя. Она от нас уже не зависит, но ее каждый христиан должен мужественно принять от Бога.

Никому еще не удавалось ее избежать. Придет время и нам придется пройти через эти врата. Смерть разлет душу с тело, насильственно чаще. Тело в земле остается, душа бессмертная идёт к Создателю. Только вот какой она будет на пороге смерти зависит от самого человека. И, конечно, нам, еще живущим можно облегчить их Вечную участь, если постараться им ее поменять на лучшую, потому что сам уже человек механически изменить внутреннюю направленность души в момент смерти человек не может. Из сребролюбивого и алчного в праведника не превратиться. Это невозможно.

Вектор, который был задан при земной жизни души, будет таким же и при выходе из тела. Поэтому если наши усопшие родственники не успели покаяться, то они очень нуждаются в Божьей милости и наших молитвах.

Бог нам дал такую уникальную возможность им помочь. Это наш долг, как долг молитвы о детях. Душа покинула тело, покаяние для него самого уже невозможно. Но под силу нам ее вымолить. Принести нам плоды их покаяния. Пока живы трудиться в память о них, а в храм молитвы Церкви и живущих на земле могут изменить Суд Божий о посмертной участи этой души.

Паисий Святогорец говорил, что лучшая молитва за усопших — это изменение собственной жизни. Если хочешь помочь своему отцу, деду, прадеду или другу, то исправляй свою жизнь. И тогда твоя молитва будет Богу угодной. Собственное исправление помогает душе стать более восприимчивой к благодати Божьей, что даёт Господу больше возможности вмешаться и помочь душе усопшего.

Большинство околоцерковных людей подходят к поминовению формально. Пришёл, подал записку, небрежно перекрестился и ушёл. Человек думает, что исполнил свой долг. Это не есть правильно. От формальности не бывает пользы.

-6

Алексей Ильич Осипов, богослов:

Мы — не горох в мешке. Мы одно живое тело. С нами путь уже усопшими мы единый организм. Были и остаёмся.

Клеточки одного организма оказывают влияние на все другие клеточки.

Помните, действенность молитвы за наших близких, неважно живых или усопших в огромной степени зависит от того, кем мы являемся. Есть четыре вещи, которые человека приближают к Богу. Здесь звучит более точно: https://t.me/prav_prazdnik/829. Если мы хотим помочь нашим усопшим близким, мы должны сами хоть немножко исцелиться.

Любая молитва о наших родных, а особенно за усопших действенна в той степени, в какой степени мы сами очищаем себя, исцеляемся.

Потому, если мы хотим помочь своим близким, нам надо стараться, насколько это в наших силах, начать жить по-христиански. Почаще причащаться, почаще воздерживаться от всякой гадости, почаще принуждать себя к добрым делам. Вот чём суть помощи усопшим.

Мы меняемся и меняются все те, кто с нами связан. Как сказал Серафим Саровский, приобрети мирный дух, и вокруг тебя спасутся тысячи. В этом сила наших молитв.