Найти в Дзене
Сириус.Курсы

Фантазии, галлюцинации и польза: как учителя используют искусственный интеллект в работе

Бездушные машины вместо живых учителей и полная тишина, нарушаемая редкими сигналами компьютеров — именно так критики искусственного интеллекта представляют школы будущего. Хорошо, что подобные описания остаются на страницах научной фантастики, а педагоги всё чаще доказывают, что ИИ становится не альтернативой, а хорошим помощником современных преподавателей.

Спросили у Анастасии Пучковой, автора и методиста наших курсов по лингвистике, преподавателя английского языка и тренера школьной сборной России на Международной олимпиаде, как искусственный интеллект облегчает работу учителей, есть ли у такого сотрудничества этические особенности и в чём разница между текстами, написанными человеком и нейросетью.

— Как искусственный интеллект может помочь педагогу?

Главный плюс работы с ИИ для преподавателя — это экономия времени: нейросеть может брать на себя рутинные задачи. Например, у неё замечательно получается придумывать неправильные варианты ответа в тестах. Может показаться, что сочинять каверзные версии, которые будут сбивать учеников с толку, очень интересно, но на самом деле это монотонный и нудный процесс, который отнимает у преподавателя много времени. Искусственный интеллект быстро справляется с подобными испытаниями.

Также нейросеть может задавать вопросы к тексту и придумывать тренировочные упражнения. А ещё генерировать изображения! Это особенно актуально для учителей иностранных языков: задания, в которых школьники описывают картинку с помощью определённой лексики, помогают заучивать новые слова. Правда, подходящее изображение не всегда легко найти — вот тут и приходит на помощь искусственный интеллект.

— Расскажите, как вы используете ИИ в своей работе?

Я часто делегирую нейросети организационные вопросы: например, когда мне нужно написать какие-то объявления. В них важно сообщить информацию понятно и доходчиво, при этом не обязательно ярко проявлять свой авторский стиль — это не эссе и не статья. Я сообщаю чату GPT главные идеи, и он выдаёт вполне связный и гладкий текст. А время, которое я бы потратила на формулирование мыслей, посвящаю чему-то более творческому: придумываю новые задания или игры для уроков.

Ещё я нередко использую чат GPT для доработки собственных текстов на английском языке. Я пишу грамотно, но место для роста всегда есть. В 99% случаев нейросеть предлагает удачные правки, которые я забираю в свой текст.

— Искусственный интеллект — это учитель будущего? Он заменит живого человека?

Я так не думаю, ведь учителя делятся со школьниками не только знаниями, но ещё эмоциональным и жизненным опытом. Ничто не заменит тепло личного общения большинству учеников. Очень важно, что преподаватель может поддержать школьника, как-то адаптировать материал для конкретной ситуации.

Кстати, это изображение тоже сгенерила нейросеть. Таким она видит современного учителя.
Кстати, это изображение тоже сгенерила нейросеть. Таким она видит современного учителя.

Кроме того, современные ученики, на мой взгляд, хуже справляются с концентрацией — тогда учитель выступает в качестве контролирующего звена. Я имею в виду не запугивание двойками и давление, а скорее сопровождение. Как правило, перед живым человеком ученики испытывают бо́льшую ответственность, чем перед машиной. Поэтому работа с преподавателем подключает дополнительные мотивационные инструменты.

— Насколько правильно с этической точки зрения педагогу пользоваться ИИ? Стоит ли объяснять это ученикам?

Мне кажется, ничего плохого в этом нет — это как спросить, насколько правильно с этической точки зрения пользоваться стиральной машинкой. Если вам что-то облегчает жизнь и вы умеете с этим корректно обращаться — обязательно применяйте, чтобы оставались время и силы на те вещи, с которыми может справиться только человек.

Я всегда честно говорю ученикам, когда придумываю материал с помощью чата GPT.

Недавно случилась забавная история: в процессе подготовки к ЕГЭ мы повторяли лексику по теме школы и образования, и мне захотелось собрать слова из самых разных источников в один рассказ. Я попросила это сделать чат GPT, а на следующий день мы читали получившийся текст и смеялись: всё было очень грамотно, но история получилась просто безумная — так всегда выходит, когда надо использовать много слов.

— Можно ли понять, что ученик делает задания с помощью нейросетей? Это плохо?

Тут может помочь только интуиция. У меня была студентка, которая сдала курсовую работу, явно написанную с помощью чата GPT. Основной критерий, по которому я это поняла, — общее сумасшествие при совершенной гладкости текста. Обычно языковая грамотность коррелирует с грамотностью мыслительной, а если это не так, я сразу подозреваю нейросети.

Ещё ИИ любит фантазировать и галлюцинировать, он не всегда правильно соблюдает инструкции к тексту. Поэтому там, где повествование сильно уходит от первоначальной темы, проглядывает след ИИ.

Бывает, что нейросеть не удаётся выследить, и текст меня как преподавателя полностью устраивает — это значит, что ученик хорошо поработал с ИИ, сделал грамотный запрос, возможно, критически осмыслил результат. В таком случае нейросеть становится не хитростью, а инструментом учёбы — это полезный навык.

Убедиться, что ИИ может стать помощником не только учителей, но и школьников, можно на странице Навигатора «Сириуса» по искусственному интеллекту. Здесь открыты курсы по ИИ, которые помогут с головой погрузиться в мир современных технологий. Изучайте расписание и записывайтесь на понравившуюся программу!