Не везет у нас тем, кто пытается снять фильм по роману А. Дюма «Граф Монте-Кристо». Знаете, сколько было его экранизаций? Пятьдесят одна! Можете в Википедии проверить.
И никто не снял фильм точно по книге.
Приключения графа Монте-Кристо.
Графа Монте-Кристо носило в будущее («Алмазный рубеж», 1940 год), превращало его в женщину (1918 год), в 1940 году он обзавелся сыном («Сын Монте-Кристо»), а в 1946 году – женой («Жена Монте-Кристо»). Он путешествовал по США, Германии, Аргентине, Австралии, Мексике, Египту. В 2006 году он оказался в Японии, которая очень любит подобные истории о мести. Там из истории графа состряпали аниме «Ганкуцуо», где снова перенесли его действие в далекое будущее.
С актерами тоже все весело. Допустим, во французской экранизации 1975 года королевского прокурора Вильфора играет Луи Журдан, который в 1961 году в другой экранизации играл роль Эдмона Дантеса, а в экранизации 1998 года роль Дантеса исполнил 50-летний Жерар Депардьё с внешностью Обеликса и талией «вот такой окружности».
Пройдемся по экранизациям, наиболее известным нашему зрителю.
1954 год. Фильм «Граф Монте-Кристо», в главных ролях Жан Маре и Лия Аманда.
Я считаю, это было полное попадание в образ и дух книги.
Но, к сожалению, малый формат фильма заставил режиссера отказаться от нескольких главных героев: Данглара, де Вильфора, которого мы увидим только в суде над его сыном Бруно, Валентины де Вильфор с Максимилианом Мореллем и т.д.
В конце графа мы не видим вообще – одна Мерседес, которая провожает сына в море. И надпись: «Это конец истории о графе Монте-Кристо». Зрителю остается только догадываться, будет ли Жан Маре счастлив с Гайде и куда он вообще делся. Но сам антураж фильма шикарен. Какие там декорации, костюмы, общий вид! На массовке тоже не экономили.
1998 год. Сериал «Граф Монте-Кристо», в главных ролях Жерар Депардьё и Орнелла Мути.
Не так уж плох. Чтобы зрители не стали хихикать над необъятным пузом молодого моряка Эдмона Дантеса, его сыграл Гийом Депардьё, сын Жерара.
Несмотря на внешность Депардьё, эта экранизация могла бы стать лучшей, но режиссер решил перекроить сюжет на свой лад, почти полностью выкинув события до заточения Эдмона в замок Иф, убрав линию Андреа Кавальканти, Жюли Моррель с мужем и ещё множества второстепенных персонажей, которые все вместе были важны для понимания сюжета.
На освободившееся место режиссер воткнул любовницу графа Монте-Кристо Камиллу, которой не было в книге. Зачем?
В финале Дантес пожертвовал все состояние монахам, а сам, нищий, но счастливый, вернулся к Мерседес.
1988 год. Трехсерийный фильм «Узник замка Иф», в главных ролях Виктор Авилов и Анна Самохина.
Это был какой-то сюр. Авилов с его лицом «лечу запор взглядом» – да в роли главного героя!
Насколько фильм с Жаном Маре погружал в эпоху романа Дюма, настолько фильм Юнгвальда-Хилькевича из нее выкидывал. Из хорошего я могу назвать только сюжет, в котором были учтены почти все линии, бывшие в книге. Но смотреть этот фильм мучительно больно из-за явной дешевизны декораций и переигрывающих актеров, а ещё тотальной унылости и топорности игры Авилова. Вытаращит глаза на Мерседес и бубнит: «Я тя лю!», а у Анны Самохиной при этом становится такое лицо, словно ей не помешало бы памперс сменить, и кто бы ее осудил.
Всё остальное перевернули с ног на голову. Вильфор с Дангларом разговаривают так, словно это не Дантес, а они на зоне 14 лет отмотали, причем на российской каторге; из нубийца Али состряпали китайца Ли; Кадрусс гибнет от руки своей жены (а не наоборот, как в книге). В фильме нет практически ничего французского – одни российские каторжники из «Преступления и наказания». Экранизацию попытались спасти песнями Градского, но только усугубили.
При просмотре нет доверия ни к фильму, ни к его героям. В реальности стоило Авилову с его лицом палача лишь появиться в Париже, как его тут же арестовали бы сотрудники Вильфора с воплями: «Лови Мордаунта!» Я помню камеру, в которой держали Дантеса – это была та самая камера, в которой держали Шурку с Сашкой из «Некромаринов» – здоровенная двухкомнатная пещера из мелового карьера, в которой можно было прокопать ход наружу всего за месяц (мел неважно выдерживает сырость, а крепость Иф, как мы помним, стояла у моря).
Из положительного также отмечу, что здесь оставили такой же конец, как в книге: граф Монте-Кристо остается с Гайде, но при этом от сокровищ не отказывается, как в книге.
И вот теперь, после этого вступления перейдем к экранизации от 2024 года.
Продолжение:
Партнеры: