Найти в Дзене
Охотник за Мечтой

Четыре признака мудрости: проверь, обладаешь ли ты хотя бы одним?

Оглавление
Мудрость есть понимание природы вещей, и выражается она в способности человека простым языком говорить о сложных вещах.
Мудрость есть понимание природы вещей, и выражается она в способности человека простым языком говорить о сложных вещах.

Интуитивно мы хорошо чувствуем в людях как глупость, так и мудрость. Но не всегда это ощущение можем облечь в ясные тезисы. Давайте попробуем назвать признаки мудрости: в чём именно она выражается и насколько она присутствует в нас самих.

Что такое мудрость?

2500 лет назад Пифагор ввёл в обиход слово "философ", означающее человека, ищущего мудрость. С тех пор философы разных школ дискутируют о природе мудрости и путях её достижения. Древнегреческий философ Эпикур, живший на два столетия позже Пифагора, считал, что мудрость нужна людям, чтобы становиться счастливее.

Чем мудрее человек, тем он счастливее.

Многие современники Эпикура разделяли это убеждение. Действительно, разве можно мудрым назвать человека несчастного? Ведь мы хорошо знаем: тяжело на белом свете живётся дуракам - они вечно создают себе проблемы и впутываются в плохие истории.

Революция Эпикура состояла в том, что он решительно отверг все рассуждения об умозрительной мудрости. И в его время, и после него находились те, кто убеждал людей: мол, существует особая мудрость, оторванная от этой бренной жизни и связанная с закрытыми тайными знаниями. Тот, кто владеет этими знаниями, есть мудрец. И эта мудрость никак не связана ни с чувствами, ни с эмоциями, она целиком и полностью зиждется на обладании некой абсолютной истиной. Эпикур назвал такие рассуждения чушью и провозгласил: "Кто праведен - в том меньше всего тревоги".

Современной философией, построенной на наследии Эпикура, является венаторианская школа. Давайте обратимся к ней, чтобы перечислить маркеры естественной, живой мудрости.

-2

Четыре признака мудрости

Назовём четыре признака, отсутствие которых проще всего подметить в себе и людях)))

Признак №1. Мудрость не знает аффектов

Аффект - это сильные, неконтролируемые эмоции, не зависимо от того, о положительных или отрицательных эмоциях идёт речь. Аффекты мы не только встречаем повсюду, но и сталкиваемся с манипулированием, когда окружающие люди пытаются нас на аффекты спровоцировать, запуская эмоциональные качели. Весь развлекательный контент (фильмы, игры, новости и пр.) построен вокруг попыток вызвать аффект у своего потребителя

Аффекты - часть общественной игры.

И до тех пор, пока человек сидит на эмоциональном крючке общественных отношений, он является частью детского сада. А детям свойственно совершать глупости: сначала они впадают в кураж, потом ревут, разбив коленку. Внимательно присмотритесь к себе и другим - вы увидите маятник эмоциональных качелей, бросающих человека из огня в полымя, повсюду.

Аффекты - признак отсутствия мудрости, а что является самой мудростью, пришедшей на смену аффектам? Это особое состояние сознания, называемое Эпикуром атараксией. Атараксия - главный признак мудреца по мнению Эпикура. Эпикур не только достаточно подробно описывает атараксию, но и указывает на пути её достижения.

А мы переходим к следующему признаку.

-3

Признак №2. Отсутствие стремления управлять другими

Давайте продолжим свои наблюдения. Не нужно быть очень внимательным, чтобы убедиться в том, что свои страдания мы зарабатываем тогда, когда пытаемся навязывать другим людям своё мнение, естественно встречая при этом их сопротивление.

Стремление управлять людьми есть следствие осознания того, что твоё счастье зависит от их действий.

Другими словами, чем меньше в человеке самостоятельности, независимости, самодостаточности и мудрости, тем сильнее он ощущает болезненную зависимость от действий других людей и пытается этими действиями управлять, вновь и вновь получая граблями по лбу.

Мудрость, считал Эпикур, - это дорога к автаркии, такому состоянию ума и образу жизни, при котором человек максимально свободен от выбора других людей. Эпикур не только рассуждал об автаркии и атараксии, но и жил в соответствии со своими ценностями. Поэтому даже идейные противники эпикурейства ставили его в пример и признавали Эпикура величайшим из мудрецов.

Из этого признака логически вытекает следующий.

-4

Признак №3. Отсутствие суетливости в словах и поступках

Мы продолжаем наши наблюдения, которые легко позволят нам сделать вывод о суетливости мирского существования. Люди бегают, прыгают, заводят козу, когда у них нет забот, ищут приключений себе на причинное место, болтают, сплетничают, "тусят", а потом переживают о бесцельно прожитых годах. Суета - это качество жизни, это тенёта, опутавшие детский сад от пола и до потолка, тенёта, затянувшие окна в другой мир - мир, где живёт мудрость.

В жизни мудреца нет суеты, потому что нет ничего лишнего.

Суетливость в словах и поступках - следствие внутреннего напряжения, которое появляется от неумения выделить приоритеты и сосредоточиться на самом главном, отказавшись от лишнего. Дети не умеют выделять приоритеты, дети легко подвержены влиянию извне и обладают большой мерой конформизма. Но Эпикур учил другому.

Эпикур никогда не критиковал общественную жизнь, но и не был её частью. Он никогда не жил отшельником, но сумел изолировать себя от толпы. Он жил в пригороде Афин, где со своими единомышленниками, построил философскую школу, фактически общину, таким образом, создав альтернативную общественную реальность.

Его слова красноречивее всего свидетельствуют об отношении Эпикура к людской суете:

- Случай мало влияет на жизнь мудреца, ведь всё самое важное для него устроил разум...

-5

Признак №4. Жизнелюбие

И всё-таки красной нитью эпикурейской морали является жизнелюбие. Оно проявляет себя в том, что человек умеет посвящать себя удовольствиям и получать удовольствие от всего, чем занимается. Жить в удовольствие - это великое искусство. Оно складывается из двух вещей:

1. Умение быть свободным и делать самостоятельный выбор в пользу своих интересов, а не выдуманной необходимости.

2. Умение ценить то, что у тебя уже есть, не отказываясь от мечты о большем.

Когда в жизни нет удовольствия, его заменяет страдание. Эпикур учил: страдание - выбор самого человека, потому что, как правило, человек сам считает, что его страдания оправданы, и за счёт этого страдания он превозносит сам себя в своих собственных глазах.

Эпикурейцев с самого первого дня возникновения "Сада Эпикура" обвиняли в стремлении к удовольствиям. Однако тот, кто переступал порог Сада (над которым висела надпись: "Путник, входи смело! Здесь тебе будет хорошо, здесь удовольствие - высшее благо!"), быстро убеждался в том, что удовольствие Эпикура - это умение любить жизнь, несмотря ни на что. Умение быть счастливым, несмотря ни на что. Потому что только подлинно мудрый человек оказывается способным быть счастливым в этом многогранном и неоднозначном мире...

Желающих детальнее познакомиться с учением Эпикура и его современной транскрипцией в виде венаторианства, я приглашаю в свой философский клуб.

Статьи по теме

Мои соцсети: ВК Телеграмм Ютуб