Найти в Дзене

«Тут свои порядки: ни одна соринка, ни одна крошка не должна покинуть деревянных стен. Всё, что попало в дом, остаётся здесь…»

Мистическая повесть «Пятно» является дебютом начинающей писательницы Анны Пестеревой. Меня, как обычно, изначально привлекла обложка книги, погружающая в атмосферу таинственности, которую хранят в себе заброшенные деревни. А вот аннотация, как выяснилось, вводит в небольшое заблуждение. Я, например, думала, что это книга о маньяке и жертве, которой удалось сбежать, и о том, как пережить травму. А тут оказалось, что главным злом является вовсе не тот, о ком мы думали, и, убежав, главная героиня вовсе не выбралась из плена, ведь в родном городе она также чувствует себя «запертой в клетке». Итак, Настя возвращается домой после почти месяца отсутствия и не спешит никому объяснять, где же она пропадала. Её близкая подруга Катя и бывший муж Витя уже успели подать заявление в полицию и морально готовились к худшему. К их удивлению, Настино объяснение было крайне неубедительным – она попала в аварию и не помнит, что делала и где провела последние 3 недели. А на улице зима! Не могла же она жить

Мистическая повесть «Пятно» является дебютом начинающей писательницы Анны Пестеревой. Меня, как обычно, изначально привлекла обложка книги, погружающая в атмосферу таинственности, которую хранят в себе заброшенные деревни. А вот аннотация, как выяснилось, вводит в небольшое заблуждение. Я, например, думала, что это книга о маньяке и жертве, которой удалось сбежать, и о том, как пережить травму. А тут оказалось, что главным злом является вовсе не тот, о ком мы думали, и, убежав, главная героиня вовсе не выбралась из плена, ведь в родном городе она также чувствует себя «запертой в клетке».

Итак, Настя возвращается домой после почти месяца отсутствия и не спешит никому объяснять, где же она пропадала. Её близкая подруга Катя и бывший муж Витя уже успели подать заявление в полицию и морально готовились к худшему. К их удивлению, Настино объяснение было крайне неубедительным – она попала в аварию и не помнит, что делала и где провела последние 3 недели. А на улице зима! Не могла же она жить всё это время в лесу. В действительности Настя всё прекрасно помнит, из-за чего больше не может спать по ночам, и не понимает, как же ей жить дальше.

Тут, конечно, я должна добавить, что Настя меня начала немного злить ещё с самых первых страниц – нелогичная импульсивная и временами откровенно глупая девушка, которой проще «плыть по течению», чем что-то менять. А её внезапное «приключение» с давним знакомым Саввой чуть не отбило желание продолжить чтение книги. Уж больно глупо она тогда поступила. Но я списала это, как и почти все поступки героини, на шок от пережитых событий.

А теперь про самого «монстра». Пятно, так его окрестила Настя, уже потеряло человеческий облик, почти не разговаривает, не выпускает Настю из дома и заставляет её постоянно убираться. Как выясняется позже, у него в жизни произошли страшные события, а чувство вины не позволило ему покинуть дом, который со временем полностью поглотил Пятно.

Чувство вины тут испытывают многие герои. Например, именно оно вынудило Настю вернуться в дом, из которого она с таким трудом вырвалась. За что Настя просила прощения у монстра? Неужели жертва начала испытывать симпатию к своему похитителю? А было ли Пятно злодеем? И что насчёт самой Насти? Во время своего заточения она (словно Раскольников) рассуждает о праве на убийство. Является ли она злодеем? Или же главный антагонист – сам дом, который никого не выпускает?

На мой взгляд, самой слабой стороной данной повести является её мистическая составляющая. Если изначально это можно было объяснить состоянием героини и её видением ситуации, то потом автор немного заигралась, чем ослабила драматизм происходящего. Текст сыроват, он пестрит всевозможными клише о среднестатистическом маленьком российском городке, но при этом претендует на раскрытие различных остросоциальных проблем. Для дебюта вполне неплохо, но я даже не знаю, стоить ли рекомендовать эту книгу. Скорее да, чем нет. Это необычное произведение, которое нужно прочитать, чтобы составить о нём собственное мнение.

С Анной Пестеревой у меня явно не случилось «любви с первой книги», но, возможно, всё ещё впереди.