[Рецензия на фильм Андрея Звягинцева "Левиафан", написанная совместно с другом]
Фильм «Левиафан», на мой взгляд, один из самых мощных в постсоветском кинематографе. С одной стороны это притча: рассказ о маленьком человеке, бессильном перед власть имущими, с другой — трогающая за душу реалистичная история.
Хочу обратить внимание на важный нюанс, касающийся этого фильма. Библия во все века вдохновляла и продолжает вдохновлять людей искусства на создание шедевров. В «Левиафане» Звягинцева тоже достаточно библейских аллюзий. К примеру, я увидел здесь историю Иова — человека, столкнувшегося с неимоверными страданиями и вопиющего к Богу. Ближе к концу фильма мы наблюдаем важную сцену разговора главного героя со священником. В этой сцене есть однозначный вызов: как, интересно знать, человек, утверждающий, что приближен к Богу, может объяснить причины человеческих страданий; есть ли в них логика и справедливость? Это очень важный вопрос, ведь, по сути, отсутствие или наличие ответов на такие вопросы открывает или наоборот закрывает путь человека к Богу. Многие становятся атеистами именно по причине того, что им не даётся ответ на этот вопрос.
Главный герой спрашивает у священника о том же, о чём во все века спрашивают миллионы терзающихся людей: «Где Бог? Почему со мной всё это произошло? Соблюдение ритуалов (посты, исповеди…) изменит что-то в моей жизни? Поможет избавиться от страданий?» Несмотря на то, что разум главного героя замутнён вином, вопросы, которые он задаёт священнику, вполне разумные и важные не только для него, но и для зрителя. И человек, который, казалось бы, должен знать на них ответы, ограничивается стандартной отговоркой: «Пути Господни неисповедимы». Реакция главного героя закономерна: «Если ты не знаешь этого, чего ты вообще знаешь? Я с тобой хочу поговорить, получить помощь, а ты говоришь со мной на каком-то тарабарском языке».
Духовная несостоятельность священника также показана в том, что, ссылаясь на Библию, он с ног на голову переворачивает библейский сюжет об Иове. Священник говорит, что Иов сам накликал на себя болезнь своими жалобами и стенаниями, что жена и трое его друзей искренне хотели ему помочь. Хотя, судя по библейскому повествованию, причина болезни Иова была совершенно иная (именно Сатана навёл на него все эти ужасы). Жена же говорила Иову: «Прокляни Бога и умри», а трое друзей вместо помощи усугубляли его страдания.
Ещё один персонаж фильма — мэр. Тут примерно та же ситуация. Человек находится на совершенно другой ступени социальной лестницы. Это коррупционер и, по сути, бандит. Но в сцене, где он общается с местным архиереем, отчётливо видно, что он тоже имеет духовные потребности и его гнетёт совесть. Ведь даже этот человек сомневается в правильности своих действий и хочет получить от Бога заверение в поддержке. Архиерей успокаивает бедолагу, тем самым развязывая ему руки.
В фильме хорошо показано, как много общего у двух совершенно разных людей, к тому же антагонистов — мэра и автослесаря. Оба квасят напропалую, пытаясь таким способом заполнить внутреннюю пустоту, оба пытаются получить духовную помощь и ответы на свои вопросы, оба обращаются к духовенству и итог тоже, по сути, одинаков. Каков он? Когда мы обращаемся к врачу, мы ожидаем исцеления; обращаясь за духовной помощью, мы ожидаем того же. Но герои фильма Звягинцева остаются после такой «помощи» каждый при своём зле, исцеления души мы не видим.
Не это ли стало причиной того, что после массового обращения людей к вере в начале 90-х, очень скоро начался столь же массовый исход из церквей? Из прихожан многие сделались «захожанами».
Без сомнения, Звягинцев создал шедевр. Говоря со зрителем на мягком, «эзоповом» языке, он показал глобальность лицемерия в мире, в котором мы живём. Руками «института добра» творится зло, на которое часто не способны даже неверующие. Также фильм очень ярко обличает союз церкви с власть имущими, о чём опять же в Библии сказано, в Откровении 17:2: «С нею блудодействовали цари земные, и вином её блудодеяния упивались живущие на земле».
Однозначно стоит похвалить режиссера за смелость. Не всякий отважится говорить столь открыто о тех явлениях нашей жизни, неприглядность которых многие изо всех сил стараются заретушировать или просто не замечать.
Дружественный канал: