Необычное видео облетело интернет. На нем заснято, как самолет Airbus A350 уходит на второй круг после того, как колеса шасси самолета очень мягко коснулись взлетно-посадочной полосы. Интересно, что этот случай засняли как изнутри самолета, так и снаружи.
Самолета Airbus A350-941 (б/н JA03XJ) авиакомпании Japan Airlines (JAL) заходил на посадку в Осаке. Уже когда колеса шасси самолета очень мягко коснулись взлетно-посадочной полосы, экипаж принял решение уйти на второй круг.
Интересно не только само видео, снятое споттером, на котором экипаж, судя по всему «перелетев» мягко касается ВПП, но и то, что есть видео из салона самолета.
Полоса 32L аэропорта Осака-Итами, на которую осуществлял посадку A350, имеет длину 3000 м. До касания лайнер пролетел около километра, начиная с торца ВПП.
Видимо, пилоты сочли, что им не хватит полосы для торможения, которая, к тому же, была очень мокрой.
Самолет, совершил посадку со второй попытки через 20 минут.
Посадка на мокрую полосу с перелетом – частая причина выкатывания самолета за пределы ВПП. Причем часто самолеты получают сильные разрушения.
Случай в Сочи
1 сентября 2018 года пассажирский Boeing 737 авиакомпании Utair, выполнявший ночной рейс из Внуково в Сочи, при посадке выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы и загорелся. Пожар удалось быстро потушить.
На борту находились 164 пассажира и шесть членов экипажа, и всех благополучно эвакуировали. Самолет заходил на посадку в сложных погодных условиях – в Сочи шел сильный дождь. Экипажу удалось посадить лайнер лишь со второй попытки, однако из-за скользкой поверхности и плохой видимости самолет не удалось удержать на полосе.
В сети появилась запись переговоров экипажа с диспетчерами: один из пилотов интересуется прогнозом погоды, на что получает ответ: «Ливень на всю ночь». После первой неудачной попытки посадки диспетчер предлагает экипажу уйти на второй круг и сообщает, что погодные условия позволяют садиться. После приземления сотрудник аэропорта спрашивает об эвакуации, на что пилот отвечает: «Мы горим».
Авиакомпания пояснила, что самолет съехал в русло реки, из-за чего разрушились стойки шасси и произошло возгорание левого двигателя. По информации «Интерфакса», лайнер ударился о бруствер (земляной вал) или ограждение и потерял левое крыло. Самолет был разрушен: фюзеляж разделился, а крыло оторвалось в результате удара.
Три раза за год в Перми
Другой случай произошел рано утром 24 октября 2023 года в пермском аэропорту Большое Савино, где самолет авиакомпании Smartavia выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы.
Инцидент произошел примерно в 6:30 утра с самолетом Boeing 737, следовавшим рейсом из Санкт-Петербурга в Пермь. На борту находились 186 пассажиров и шесть членов экипажа. Воздушное судно не смогло остановиться на полосе и выехало за ее пределы. К счастью, никто из находившихся на борту не пострадал. Пассажиров высадили и доставили в здание аэропорта, сейчас решается вопрос о буксировке самолета на стоянку. Из-за инцидента аэропорт временно приостановил работу.
Как сообщал Telegram-канал Mash, администрация Большого Савина не была готова к внезапному снегопаду, который прошел ночью. Несмотря на ухудшившиеся погодные условия, аэропорт продолжил работу, однако на полосе образовалась слякоть, что ухудшило сцепление. Вероятно, именно это стало причиной выкатывания самолета.
Mash также сообщает, что экипажу было передано, что полоса пригодна для посадки, несмотря на неблагоприятные условия. Однако канал указывает, что в таких условиях посадка не соответствует стандартам, так как шасси плохо сцепляются с заснеженной и обледенелой полосой.
Ранее в Перми произошло еще два схожих инцидента. В январе 2023 года самолет «Победы», выполнявший рейс из Перми в Москву, врезался в сугроб при взлете. В сентябре того же года лайнер Turkish Airlines не смог затормозить при посадке и выехал за пределы полосы на 50 метров. В обоих случаях обошлось без пострадавших.
«Есть нюанс»
В книге пилота Ту-154 Василия Ершова «Раздумья ездового пса» описывается такой случай:
«Опытному пилоту пришлось садиться в сложных условиях: на выравнивании машина попала в тонкий слой приземного тумана. И вот он, этот нюанс: штурман долбил и долбил свои «пять метров, пять метров, пять метров», а капитан при каждом докладе чуть добирал и добирал штурвал. Машина так и неслась на пяти метрах, причём, малый газ так и не был установлен из боязни упасть без скорости.
Добавить же до взлетного режима и уйти на второй круг мешало самолюбие. В результате такой растянутой посадки самолет мягко приземлился… на середине полосы. Естественно, ее не хватило. И самолет благополучно выкатился в болото, сломав переднюю ногу. Тут ремзавода не было, и перегонка машины превратилась в целую эпопею».