В 1963 году начальнику геодезической партии в Саянах Виктору Романовичу Ященко прислали на преддипломную практику четырёх студенток. Были они из МГУ, с географического факультета. От главного инженера экспедиции Ященко получил указание – практикантам поручить дело для самостоятельного дешифрования (говоря простым языком, нанесения объектов с характеристиками на карту с аэрофотоснимков).
Виктор Романович прикинул, трое девчонок – рослые, здоровенькие, четвёртая правда росточком и комплекцией не вышла, зато у ней было своё, разрешённое ружьё и она занималась в стрелковой секции. Разрешил им самостоятельную работу. И обрадованные студентки начали собираться в тайгу.
Ященко попытался сговорить кого-то из местных рабочих пойти с ними. Но мужики категорически отказались идти с женщинами, чтобы готовить им еду. Удалось только выпросить собаку.
Чтобы уж совсем не отправлять девчонок в дикую тайгу, Ященко решил на первые три дня уйти с ними на самый дальний маршрут. А потом они две недели будут заниматься дешифровкой так, чтобы можно было ночевать в деревне. Когда же пойдут дальние места, ночёвка придётся на оленеводческие стойбища. Да, летом там местных жителей нет. Но всё же места хоть немного обжиты.
Студентки радостно собирались в маршрут. Сам Ященко должен был тащить две палатки (на 2 и 4 места) и спальный мешок. Продукты и всё остальное собирали девушки. Руководитель пытался проверить, всё ли они включили в список нужного груза, но они категорически заявили, что не стоит зажимать их самостоятельность. Они уже ходили однажды на практику в маршруты, хоть и не в тайге.
Первый день шли по берегу реки. Вскоре тропинку заменила нехоженная тайга. Ко времени обеда студентки были умотанные. После московской жизни идти по тайге в кирзовых сапогах с поклажей было тяжко. Пришлось идти медленнее, хотя с ними и так темп был значительно ниже, чем обычно в экспедиции.
После еды и горячего чая идти стали ещё медленнее. Уже не так часто доставался фотоаппарат, куда-то делась вся самоуверенность. К запланированной точке маршрута пришли значительно позднее. Ященко стал устанавливать палатки. Студентки должны были приготовить горячий ужин. Вот тут и оказалось, что они не взяли ведро и топор, зато притащили вилки, тарелки, каждая по два полотенца и две пары тапочек, книги и многое в том же духе. Ужин удалось сделать в кастрюльке. Потом разбрелись по спальным мешкам.
На следующий день поработали с рекой (ширина, глубина, скорость течения, высота скальных берегов и мн. другое), деревьями, нанесли тропу, нашли охотничью избушку. К вечеру стрелок Ирина подстрелила на озере двух уток, а собака принесла их на берег. Ужин оказался отличным. Теперь девушки фотографировали всё важное для отчёта по практике. И можно было оставить их одних.
Полтора месяца прошли быстро. Студентки втянулись в работу. Только последние три дня маршрута вблизи заброшенного стойбища сильно испортили им настроение. Они уже снимали палатку, когда из леса выскочила их собака. Она была ранена и «на хвосте» висела стая волков.
Ирина начала прицеливаться в стаю, до которой оставалось не больше 200 метров. В прицеле всё «скакало» от волнения. Когда грянул выстрел, волки тут же развернулись и исчезли в лесу. А перед девушками осталась только застреленная собака. Они закопали её на высоком берегу реки.
…И вот студентов вывезли из тайги после практики. Ященко проверил оформление материалов дешифрования и отправил на дальнейшую обработку в экспедицию. Готовилась новая топографическая карта.
Работы закончились, бригады уехали. В сельсовете оставался только Ященко, которому нужно было дооформить документы в сельсовете. А председатель пока не вернулся из Иркутска. И вот в это время Виктору Романовичу пришла радиограмма от главного инженера – выяснить на местности, что за избушку в тайге студентки подписали как «медвежья землянка»?
Идти в уже почти зимнюю тайгу очень не хотелось. Но что делать, ведь это он пропустил такую запись студенток. Ященко попытался что-то узнать у местного охотника Саганова, но тот в этих местах не проходил. Тогда Виктор Романович уговорил его пойти с ним, чтобы выяснить, что же это такое нанесли на карту студентки?
В тайге было мокро и уже холодно. Это действительно оказалась очень старая землянка, сооружённая в густых зарослях на крутом склоне. Неожиданно при продвижении вперёд охотник показал жестами, чтобы Ященко молчал и срочно отходил к речке. Только там Саганов рассказал, что проём входа в землянку замуровал ветками и сучьями медведь, который облюбовал это место себе для берлоги. Это было очень удобное место для выхода на охоту. Удалось уйти незамеченными.
Ещё больше интересных историй в моём 📕Телеграм-канале. Обязательно загляните
Ященко вздрогнул, представив, как четверо студенток могли встретиться «лицом к лицу» с хозяином тайги. К счастью, всё обошлось. На следующий год охотник рассказал топографу о том, что зимой он с другими охотниками и собаками наведались в ту берлогу. Застрелили здоровенного медведя, что дало им много мяса… Одним словом, повезло девчонкам.
Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.