Эта статья написана на марафон по японским писателям на канале " Книжная Юла". О творчестве этого и других прекрасных японских авторов можете ознакомиться либо принять участие вот здесь. 📌 👇💗👘🔆🖊️💴🏆🧧🗾⛩️
И висит над миром солнце, как расплавленная гиря.
С этих слов из песни " Несчастного случая" хотелось бы начать небольшой обзор ТЕТРАлогии Юкио Мисимы " Море изобилия".
История юности, взросления, становления, зрелости, старости, одряхления и , собственно, перехода в мир иной одного человека по имени Хонда включает в себя четыре повествовательных отрезка :
1. Весенний снег.❄️
История трагической любви. История настолько трагичная, что куда там Вильяму нашему Шекспиру. 😭💖
2. Несущие кони.🐴🐎🐎🐎
Идеалистическое САМОпожертвование.
3. Храм🛕 на рассвете.
Мистическая одержимость.
4. Падение ангела. ⚡ 🙏
Крушение иллюзий.💥🍃
Начнём, пожалуй. Как вы думаете, кто является самым популярным, знаменитым и читаемым японским писателем в мире? Кобо Абэ? Исигура? Минаэ Канатэ (которого я лично просто обожаю)? Исуи?
А вот и нет. Это он, это он, ленинградский почтальо... Мисима.
Повествование ведётся плавно, последовательно, поэтапно, сюжет раскрывается неспешно, слоями.
Смысл параллелен сюжету. Нет, он не жонглирует блестящими шариками смыслов, как , допустим, Пелевин. Но по итогу чтения ощущаешь марианскую глубину 🌊 прочитанного.
Стилистические виньетки так и сверкают драгоценной россыпью тонких метафор. Словно древний каллиграф Сэссю тронул кистью плывущий текст.
Наконец, лекция закончилась. Ощущение было такое, будто приговорённый к смерти петух бил- бил крыльями и вот наконец затих, успокоился.
У госпожи Цубакихара на войне погиб сын - морской офицер, она и теперь, спустя семь лет, продолжала носить траур. Хонда не знал её прежде, но сейчас она напоминала плод печали, замаринованный в уксусе.
Или вот, моё любимое из многих
Вдали от этих глаз они были всего лишь клочками ряски, плававшими по поверхности событий, а связь этих двух людей - женщины, целиком поглощённой видениями прошлого, мужчины, живущего иллюзорным будущим, – эта связь была всего лишь соприкосновением неодушевлённых предметов, так касаются друг друга шашки в коробке.
Вся эпопея ( я бы сказала, всё творчество Юкио) проникнута одной- единственной идеей 🎯. Идея эта – реинкарнация. То есть, душа перерождается в новое тело, неважно, мужское, женское, принцессу или нищего. Человек рождается , взрослеет. И внезапно понимает, что он уже ЖИЛ. В другой стране, в другом теле. Он постепенно вспоминает свой прежний язык, привычки, друзей, окружение. Итог : происходит трагедия, надлом. Страдают близкие. Как я поняла, реинкарнация даётся не каждому, только тем, кто очень сильно страдал, переполнил свою карму непосильными переживаниями. Бессмертная душа такого субъекта ( А - сознание) может переродиться с новым телом, и начать земной путь в совершенно других декорациях.
Например, был ты обычным японским юношей, в результате несчастной любви заморившим себя голодом и холодом до смерти. И вот ты уже юная тайская принцесса, которой все поклоняются, а прежний друг детства ( уже в летах) с удивлением обнаруживает 👁️🗨️ бесспорные доказательства того, что его горячо обожаемый однокашник жив, только он - принцесса. 👸.
Приступим к разбору. Первая повесть называется
О чём она. О любви.
Цитата.
Сатоко в отдалении беседовала с его высочеством принцем. В слабых лучах заходящего солнца её профиль, как далёкий кристалл, чуть слышный звук струн кото или едва различимая складка горы, был наполнен какой- то таинственностью , вызванной расстоянием, и, подобно Фудзи, чётко вырисовывался на фоне неба, проглядывающего в густевших сумерках сквозь деревья.
Для японцев кото , как для китайцев гуцынь, как для армян дудук, а для нас балалайка.
🪕
Начинается с ранней юности главного героя, Сигэкуни Хонды, когда он ходил в школу. И был у него закадычный друг, Киёаки Мацугаэ.
В - основном, этому другу и посвящён весь роман. Его несчастной любви к девушке Сатоко.
Киёаки - отпрыск знатной богатой фамилии маркиза Мацугаэ, принадлежит к золотой молодёжи.
Однажды он видит Сатоко на прогулке и влюбляется в неё. Влюблённость на протяжении романа переходит в страсть, страсть в одержимость, затем практически безумие на почве физической недостижимости идеала. Кончается всё очень печально. Сатоко скрывается от мира, чтобы прожить долгую жизнь в монастыре, а Киёаки... с ним намного хуже и трагичнее.
Хонда наблюдает все душевные пертурбации друга, переживает за него, предостерегает, но без толку.
Киёаки вступает в одержимую страсть как в огонь, являясь, по сути, мотыльком, летящим на свет костра.
Печальна его участь, печальна участь Хонды, вынужденного близко смотреть, как медленно, но верно, погибает его единственный обожаемый друг. Хонда взирает на Киёаки, как на икону, божество, с которым ему самому никогда не сравниться, ведь чувства Сигэкуни притуплены прилежной учёбой, зубрёжкой. Хонда хочет выбиться в люди, получить хорошее образование, так как его отец небогат. Поэтому у него практически не остаётся времени на всякие там глупости, да и темперамент Сигэкуни не тот.
Единственный человек, на котором фокусируется любовь и обожание юного Хонды - Киёаки, его порывистый романтичный друг детства.
Мисима с котиком.
. Вторая часть " Моря... "
. называется
. Тридцатые годы двадцатого века. Хонда благополучно вырос, отучился, сделал нехилую карьеру в юриспруденции, стал помощником судьи. Ему 38 лет. Он женился на тихенькой Риэ. Жена Хонды ничем не примечательна , кроме того, что у неё больные почки. Но не о ней речь. И даже не о Сигекуни, как мы потом увидим. Кстати, маленькая зарисовочка, - кабинет Хонды окнами выходит во двор тюрьмы, и периодически он слышит звук расстрела.
. Однажды Хонда в качестве почётного гостя посещает турнир молодёжной сборной кэндоистов.
🏟️ Здесь его внимание привлекает один юноша, чем- то неуловимо смахивающий на его погибшего друга детства. Этот молодой человек вышел чемпионом турнира, его знакомят с солидным юристом. Зовут юношу Исао Иинума. Этот Исао оказывается сыном.. кого бы вы думали? Давнишнего слуги маркиза Мацугаэ, обучавшего Киёаки премудростям школьной программы. То есть, старый Иинума оказался знакомым Хонды. Теперь этот Иинума имеет свою частную школу, жену и сына.
Заинтригованный неким сходством Исао с Киёаки Мацугаэ, Хонда видит его, купающегося в водопаде, и по расположению родинок определяет в Исао инкарнацию своего любимого Киёаки! 👀😅 Не спрашивайте, откуда здесь вылезло индийское кино.
Там ещё и дневник снов Киёаки свою роль сыграл.
Окрылённый Хонда приближает к себе юного Исао, тот дарит ему свою любимую брошюрку. ⭐ Вот в этой - то злосчастной книжонке под названием " История Союза Возмездия" и заключается тугая пружина сюжета, концепта и вообще, смысл Несущих коней. В конце повести пружина с таким щелчком распрямится, что читатель почувствует боль даже сквозь книжные страницы.
.Ладно. Итак. Исао настолько вдохновился книжонкой, что создал свою тайную группу заговорщиков " Новый Союз Возмездия".
А надо сказать, что конец в этой брошюрке очень печальный : все участники заговора 19 века самоубились посредством сеппуку. Ну, не подфартило, панимашь.
Так вот. Исао стал лидером новых заговорщиков против властных политиков и финансистов, за императора. Да. Они решили уничтожить нахрен все ключевые фигуры государства - политиков, бизнесменов, деятелей. А на парламент вообще сбросить бомбу. Для процветания Японии и императора, олицетворяющего солнце. Всех поубивать, после чего сделать себе харакири посредством вскрытия грудной клетки тупым ножом. Сарказмирую.
Естественно, у юнцов ничего не вышло, в результате предательства их арестовывают и отправляют в тюрьму дожидаться суда. Исао, как главному заговорщику, светит вышка, смертная казнь. Исао Иинума не готов к такой бесславной, позорящей его честь кончине. Что делать. Тюремщики над ним издеваются, но в народе он находит сочувствие своей юности и чистоте помыслов. Приближается дата суда.
И тут Хонда устраивает фортель.
Он...
Продолжение следует.
Пара- тройка цитат.
Цветы сияли чудными красками, а бутоны на вершине стебля побледнели, словно перед обмороком.
Руки, которые выступали между налокотником и отверстием рукава, были крепкими, уже не юношескими : с внутренней стороны бугрились напрягшиеся мускулы; на белую кожу изнанки налокотников переполз кобальт лицевой стороны, и она приобрела лирический цвет рассветных сумерек.
Хирата Ацутанэ очень много писал об осквернении смертью, по поводу же оскверния кровью он ограничился несколькими замечаниями, связанными с потерей крови. Боги примут кипение чистой крови, той, которая очистит императорский двор. Молитва Отагуро была расцвечена сиянием карающих мечей и видениями летящей во все стороны крови. Что- то чистое, честное, справедливое синей полосой далёкого моря утвердилось в тех, кто платил своей кровью.