Страсти вокруг неудачников британской разведки кипят уже больше двух лет, и за это время шоураннер проекта Уилл Смит успел подарить зрителям уже целых 4 пусть и лаконичных (в формате 6 серий по 45-50 минут), но максимально увлекательных и качественно сделанных сезона. И за это время истории о подчиненных харизматичного и неуживчивого ветерана МИ5 Джексона Лэма не становятся скучными, не отягощаются натужными ходами, и что еще более ценно, не теряют логику и свой особый колорит.
В основу четвертого сезона по традиции лег очередной роман Мика Геррона из Слау-серии - написанный в 2016 году Spook street.
В переводе на русский это «шпионская», но еще и «призрачная», «пугающая» улица - и все эти значения для нашей истории будут в той или иной степени актуальны: ибо старым агентам МИ5 придется встретиться с казалось бы давно забытыми призраками прошлого, которые станут пугающей угрозой в настоящем.
В переводах произведений Геррона на русский прогресс, к сожалению, пока не наблюдается, так что и этот роман остается доступным только в оригинале. Из плюсов — у автора весьма приятный стиль, и книга читается вполне легко и ненапряжно даже при среднем владении языком.
Вообще Spook Street - фразочка одного из уже хорошо известных поклонникам сериала Картрайтов. Именно этот человек учил своего внука, что на этой улице ты никогда не должен расслабляться: следить за каждым своим словом, беречь все свои секреты. А вот за ее пределами начинается Joe Country - что-то вроде «обычная, эдакая ничем не примечательная» местность, и это словосочетание важно запомнить, в конце вы поймете зачем)
Итак, что мы имеем на старте 4-го сезона? (Те, кто основательно подзабыл, что было раньше, могут освежить свои воспоминания в моем обзоре, посвященном Слау-хаусу и его литературным корням).
Подразделение шпионов-неудачников оправляется после лихих разборок в архиве, Кэтрин Стэндиш сильно обиделась на своего босса и всячески пытается покинуть отдел, старый глава Псов Ник Даффи серьезно пострадал во время того-самого рокового штурма и выбыл из игры, но ему на смену пришел новичок поэффектней и с амбициями. Пришлось покинуть свой пост и первому номеру МИ5 Ингрид Тирни, и ее преемник (тоже в принципе красавчик, но не столь белый и пушистый) по традиции будет столь же безуспешно пытаться подмять под себя главного кукловода Ридженс-Парка - Диану Тавернер.
Чтобы мы не волновались, что «мальчиков для битья» у одного пожилого джентльмена стало маловато, в скромном приюте для неудачников на Алдерсгейт-стрит тоже появится парочка новых лиц.
Но в целом в Слау-хаусе без перемен. Лэм все так же гордо щеголяет роскошными дырьями в носках и не прочь пропустить стаканчик, Родерик Хо не вылезает из-за своих компов и крайне нелепо изображает из себя рокового секси-мачо. Маркус Лонгридж вновь в долгах, как в шелках, и не устает дружески препираться со своей подругой по несчастью Ширли Дандер. Остается в отделе и все так же скучающая по Мину Луиза Гай. И все эти персонажи ой как приятны глазу и хороши в своих уже полюбившихся образах.
Однако главными героями этой истории, безусловно, становятся Картрайты: главный красавчик «Медленных лошадей» и любитель_погеройствовать_не_там_где_надо Ривер и его легендарный дедушка Дэвид, чье настоящее и будущее, увы, не столь блистательны, как его профессиональное прошлое.
Лондон потряс чудовищный теракт в ТЦ, Ривера тревожит психическое состояние его дедушки, а самого O. B. одолевают «топтуны» и иные призраки прошлого...
Все, что было дальше смотрится на одном дыхании. Будут тут вам и закулисные игры боссов МИ5, и традиционный черный юморок, и знатные погони, и драматичные (даже очень!) перестрелки. Финал будет грустным, но в Слау-хаусе так частенько…
И можно было бы на этом завершить обзор, но тут такое дело: как мы помним, Геррон еще в прошлом сезоне дал Уиллу Смиту и его команде добро на всевозможные придумки и эксперименты, чтобы даже тем, кто прочитал его романы, следить за происходящим на экране было интересно. Поэтому я не смогла устоять и сравнила очередную парочку «сезон vs роман».
«Шпионская улица» Мика Геррона и «Призрачная улочка» Уилла Смита
Внимание! Далее будут спойлеры! Этот раздел лучше читать после просмотра или воспользоваться функцией стирания памяти))
Не могу сказать, что изменения вышли разительные, но кое-какие расхождения в повествовании на страницах книги и на экране присутствуют, и лично мне, кстати, некоторые романные решения понравились больше.
Теракт
Завязка истории в обоих случаях одинакова: террорист-смертник взрывает себя в торговом центре Westacres.
На самом деле такого магазина в Лондоне нет, это полностью вымышленный объект, но его название отчасти напоминает реально функционирующий в западной части мегаполиса Westfield. А снимали молл вообще на окраине города - на Лезер-лейн, неподалеку от рынка.
В сериале мы становимся свидетелями этого ужасного преступления так сказать издалека, наблюдая за фееричным взрывом за спиной покидающего несостоявшуюся рождественскую вечеринку с коллегами Хо.
В романе всю эту сцену мы видим изнутри глазами находящегося на дежурстве охранника Самита Чаттерджи. Он с интересом следит за тем, как в фойе собирается молодежь и начинается задорный танцевальный флэшмоб, который постепенно начинают подхватывать и другие праздношатающиеся посетители ТЦ. В самый разгар всего этого заранее организованного действа и происходит ЧП. В итоге столицу потрясает не только сам факт взрыва, но и то, что среди жертв оказалось более 40 молодых людей.
У Смита же смертник влетает в молл на машине без какой-либо предварительной подготовки. К тому же выясняется, что на самом деле он должен был совершить заказное убийство, убрав на парковке неугодного некоему восточному принцу субъекта. О подобном заказе у Геррона речи не идет.
Зато в сериале к злодеяниям Уинтерса добавили и еще одно - он устанавливает растяжку на окне собственной квартиры. И это, безусловно, выглядело пусть и жестоко, но эффектно и к месту.
Роман с камнем. Луиза
Как мы помним, Луиза в свое время прикарманила на месте преступления один маленький, но крайне ценный камушек, а потом еще долго хранила его в холодильнике в пачке мороженки. В сериале всю эту историю решили забыть, а вот в романе - нет.
После штурма архива мисс Гай осмелела, загнала «безделушку» кому надо и обзавелась собственным вполне комфортабельным жильем в ближайшем пригороде с вместительной ванной и отличным видом из окна. Это, кстати, и на поведении ее отразилось, теперь барышня по барам, считай, и не ходит, предпочитая попивать винишко дома, созерцая те самые радующие глаз красивые деревья.
Дэвид Картрайт и его болезнь
В романе О.B. (Old Bastard - старый ублюдок) успевает пройтись в пижамных штанцах в деревенский магазин и даже поболтать с местными жителями на довольно скользкие для его легенды экс-служащего Минтранса темы, пытаясь выявить во всех и каждом, а иногда даже в слишком густых вечерних тенях потенциального вражеского агента.
В целом особенно в начале повествования мы толком не понимаем, грозит ли старому шпиону реальная опасность или все это игры разума, и в книге эта грань гораздо тоньше, чем на экране. Картрайт-старший промахивается в мелочах, кое в чем сомневается, но основное все-таки помнит и уж точно не ходит в «старое здание», совершенно не замечая, что перед ним не разведывательное управление, а действующий отель.
Да и Лже-Ривер в романе перед смертью успевает прямо-таки основательно поболтать с дедулей. И там «дедуля» вовсе не стоп-слово, после которого можно палить из ружья. Двойник сыпется на другом — на невинный вопрос «Как там мама?» выдает совершенно типичное для среднестатистической семьи: «Отлично! Она и тебе привет передавала!». А как мы помним, семейные отношения Ривера, Дэвида и Изобель столь пасторальными никогда не были. Зато сериальная придумка с допросом уже настоящего внука после инцидента вышла прикольная - эти игры в снежки с подвыпившим другом КГБ-шником, ну мило же.
Дом Дэвида впервые снимали в двух локациях — как и в предыдущих сезонах, в жилом коттедже неподалеку от Оксфорда и в студии. К декорациям пришлось прибегнуть, так как в настоящем компактном домике ванная комната оказалась слишком тесной, а коридор - недостаточно длинным. Но сделали все на совесть: владелец особнячка, когда посмотрел, что вышло у киношников, был поражен уровнем детализации. «О боже, я как-раз собирался замазать эту отметину над выключателем!» - воскликнул он, теперь, видимо, не замажет никогда и соседей водить начнет)
Лаванд и окрестности
Ненадолго запутав своих более успешных коллег из МИ5 и забрав поддельные документы своего двойника, Ривер отправляется во Францию на поиски кафешки «Белый русский», чек из которой он обнаруживает в кармане убитого Адама Локхида. Удивительно, но в романе заведение называется гораздо более беззаботно и мило - le Ciel Bleu (то бишь «голубое небо»).
В то самое поместье Ле-Арбр книжный Ривер так и не попадает, ибо пожар там случился за пару дней до того, как он прибыл в городок. Обо всей той истории ему рассказывает местная жительница, экс-проститутка Наташа. И никакого поддерживающего ее и ружьем и широким плечом кузена Виктора у нее нет. Картрайту, кстати, приходится самостоятельно пилить к мадам пешком под дождем в мокром пальто пару км.
Нет в Лаванде и озлобленных на обитателей поместья местных жителей, да и о преступлениях их в округе не особо знают. Так, жила поблизости некая странная община, ну и ладно.
Рассказ Наташи
В юности, когда Наташа еще жила в этих краях с родителями, в местом кафе le Ciel Bleu она познакомилась с Евгением. Все лето они были не разлей вода и, как водится, закончилось все беременностью, но ребенок в планы амбициозной 18-летней красотки не входил, потому она оставила малыша Патриса на попечение своего кавалера и тайком сбежала в Париж в поисках славы и всего прочего. Столичная жизнь принесла ей по итогу скорее разочарования, и пару лет назад женщина завязала со своим ремеслом, вернулась в отчий дом и попыталась наладить контакт с сыном, но тщетно.
Евгений, который ожидаемо оказался бывшим сотрудником КГБ со странноватым для русского слуха именем Ивор, взял заботы о ребенке на себя, но видеться с ним девушке не запрещал и даже лет до 10 исправно слал ей фотки подрастающего отпрыска.
Женщина показывает Риверу эти старые фото, на которых помимо Патриса есть и другие дети. Например, его лучший друг Бертран - сын американца Фрэнка, который тоже жил в Ле-Арбре и считался вроде как главным в общине. У него еще была английская подруга. А еще чуть позже на фото стал появляться и другой мальчик помладше - Ив (тот, что подрастет и устроит взрывы) и их француз-учитель Джин.
И тут внимательный зритель скажет: «Стоп!», в сериале же Бертран — это тот самый убитый Ривером сын Наташи, а на фото, которое находит тв-Картрайт нет никаких детей. Честно говоря, котовасия с перепутанным родительством для меня тоже была непонятна, равно как и желание сделать главного злодея истории Фрэнка отцом всех детей-убийц Ле-Арбра.
История Ле-Арбра
В целом и сама история поместья в сериале вышла мутноватой: уволенный из ЦРУ за пытки и излишнюю жестокость спец по «упреждающим убийствам», мечтающий создать команду выращенных с детства убийц, фанатик-одиночка Фрэнк завлекает к себе девиц, соблазняет, а потом отбирает у них детей. Сколько же девушек ему надо было охмурить для бесперебойной работы отряда?! Ведь на 3 бойцах и 1 в потенциале он бы точно не продержался столько лет. А если он вербовал кучу народа со стороны, то в чем прикол с собственными детьми, которых надо унижать, гнобить и слать на смерть?!.
В книге Ле-Арбр - пусть специфическая, но коммуна. И все те французы, греки, русские и иже с ними - не просто наемники, а единомышленники Фрэнка, которые могут свободно встречаться с девушками, приводить их жить в поместье, растить общими усилиями детей, правда, в крайне спартанских условиях и с определенным уклоном. Но откровенных унижений их пед. подход не предполагал, так что в результате все обитатели Ле-Арбра сохраняли между собой довольно уважительные, а в некоторых случаях и весьма теплые, почти семейные отношения. И при такой экспозиции вопрос с живучестью проекта автоматически снимается.
В основу жития общины Харкнесса лег некий эксперимент Cuckoo («Кукушка»): хитрые русские в эпоху Холодной войны создавали в разных странах свои базы, где воспитывали агентов с малечку, чтобы они автоматически думали как враг, действовали как враг ну и т. п. Конечно, это выдуманный проект, даже в романе о нем говорят на уровне слухов, никто толком не знает, каких именно успехов добился на этом поприще СССР, но вроде бы нечто подобное то ли попробовали, то ли хотели, но не решились американцы, а возможно, и сами британцы.
В книге большую часть сведений о тех былых временах Лэм получает от самогО сидящего в Слау-хаусе Дэвида, а также от бывшего в те времена его непосредственным подчиненным Сэма Чапмена. В сериале, как мы помним, довольно много информации добывает для нас и для МИ5 пытливая девушка Гити Рахман, которая фигурирует у Геррона только при обнаружении первой фальшивой личности - Роберта Уинтерса.
В сериале свидетельств о том, что сам Дэвид виделся с Фрэнком в Ле-Арбре нет, туда лишь раз съездил Чапмен, провезя контрабандой оружие и те самые фальшивые личности, которые всплывают почти три десятилетия спустя.
В романе Сэм возил Дэвида в поместье неоднократно, и тот подолгу общался с Харкнессом, но в последний свой визит после встречи выглядел крайне удрученным и изрядно напился. Как мы можем догадаться, далее последовала та самая сделка с участием Изобель (в книжке слегка по иному обставленная в деталях).
Визиты в Кент
Так как в романе Ривер не посещает Ле-Арбр и соответственно не видит картину, до боли напоминающую ему открытки, которые в детстве присылала мама, ему нет смысла пробираться в дом дедушки, чтобы еще раз на них взглянуть, а посему эффектной погони на вокзале и игры в прятки в особнячке старого шпиона, перед тем как Эмма и ее Псы его поймают, тут не будет. И сцапают Картрайта-младшего непосредственно после выхода из поезда.
Не заглядывает в домик в Кенте и книжный Патрис, всю необходимую информацию он получает от Фрэнка.
Молли Доран
В сериале Харкнесс-старший при помощи очередной фальшивой личины и не только выманивает сведения о старичках-агентах и маршруте везущего Ривера в Риджентс-парк конвоя у главной хранительницы архива Молли. В романе мисс Доран вообще не появляется.
Кровожадный Патрис
У Геррона Патрис тоже должен убить Сэма. Он выслеживает подавшегося в частные детективы Чапмена (тот, правда, в романе ищет не сбежавшего в банду подростка, а пропавшую 12-летнюю девочку). Как и в сериале, экс-глава Псов прячется от своего преследователя в гараже, а вот его спасители на экране и в книге разнятся: в тв-версии на подмогу Дандер подоспевает Лэм на своей машине, а на страницах романа - следом за Патрисом в приоткрывшиеся ворота гаража ныряет Луиза, а ее и Сэма спасает малость толстоватый, а потому не пролезший туда и разнесший все вдребезги «одолженным» кэбом Лонгридж.
В целом летальных жертв у Патриса из книги до финала собственно и нет. Ни к каким врачам он после стычки с представителями Слау-хауса не обращается, так что первое из экранных убийств совершить в принципе не может. Да и при захвате Ривера он не устраивает стрельбу, а лишь вырубает очень долго предупреждающую его «мол, лежать, стрелять буду и бла-бла-бла» Эмму Флайт, чтобы она не мешалась.
Вы спросите, а что же с убийством мистера Чапмена? Тут все не столь однозначно. Сэм в книге гораздо более благоразумен. Он вместе со своими спасителями сразу отправляется в Слау-хаус и даже не думает его покидать ни за какие коврижки, и это одно из самых явственных различий в развитии сюжета романа и сериала.
Виток событий после захвата Ривера
Запись с дерзким похищением Ривера вскоре обнаруживают сначала Хо, а потом и Диана Тавернер. И вот уже взволнованная Луиза бежит на место преступления, но у Геррона такой поистине магической силой убеждения, как в сериале, она не обладает. Девушка лишь сопровождает крайне разгневанную главу Псов, которую бесит ее новая скользкая работенка. А потому вместо поисков и геройства, мисс Флайт отправляется в ближайший бар и один за другим глушит шоты с текилой.
Тем временем Патрис ведет Ривера на встречу с папой. Причем, он тут вообще ни разу ни психованная киллер-машина, а иногда даже действует с элементами элегантной выдумки. К примеру, там будет милое представление а-ля «мой брат-клаустрофоб» с участием корчащегося после парочки болевых приемчиков на мокром асфальте Ривера. И очень ловкий подкат к пьяненьким девчонкам возле бара, чтобы миновать полицейский патруль. В общем ты даже слегка симпатией к нему проникаешься. Да и Ривер вовремя успевает толкнуть ему речь о маме Наташе, которая ждет Пэтси в родных пенатах.
Встреча с папой
В романе встреча с Фрэнком становится для Ривера фактически полной неожиданностью. И происходит она не в гламурном кафе, а на небольшом суденышке. Причем книжный папа и ведет себя не столь галантно, как киношный (все-таки граната в капюшоне — это даже малость эстетски). В романе, когда юный Картрайт начинает дерзить и не соглашаться на сотрудничество, Харкнесс попросту сталкивает его в Темзу - в мокром пальто в холодную зимнюю воду.
Но главное остается неизменным: спасает Ривера все-таки Луиза. В романе она это делает без помощи Эммы и ее Псов, а исключительно благодаря личному героическому альтруизму. Максимально вовремя подоспевшая к месту инцидента, девушка бросается в воду и в последний момент успевает вытащить захлебывающегося коллегу. А потом, проклиная выпитые за компанию с Эммой коктейли, устремляется за пытающимся скрыться Фрэнком. И погоня у них выходит не такая уж и гламурная. Особенно когда мисс Гай неуклюже прыгает на шаткие доски тайного укрытия за искусственным водопадом и приземляется на пузо.
Драма в Слау-хаусе
Меж тем в Слау-хаусе беседа Лэма с Дэвидом и Сэмом дает свои плоды, но в процессе добычи и анализа полученной информации в резиденции МИ5 на Алдерсгейт-стрит заканчиваются все запасы спиртного, а потому Джексон отправляется за новой порцией. Не к Чапмену на тайную квартиру, просто в магаз.
И вот тогда-то начинается самый драматичный эпизод истории. В романе лошадки все так же беспомощны, но у них с запасе есть пусть и староватый, но все ж таки экс Пес №1. Именно он быстрее всех реагирует на вторжение Патриса и спрашивает, нет ли здесь оружия.
Пистолет Лэма в книге оказывается довольно нелегальной штукой, и потому лежит не в столе, а в тайнике в виде обувной коробки. И доставшая его Кэтрин толком даже не знает, заряжен ли он вообще и сколько там пуль.
Пока происходит операция «добудь пистолет», Сэм пытается остановить нападающего, сбросив на него офисное кресло, и он действительно сбивает парня с ног, но по роковой случайности пуля, которую тот успевает выпустить, рикошетит таким образом, что старый шпион получает смертельное ранение. После этого приходит очередь Кэтрин, именно она, а не молчаливый новичок в неизменном худи, выплескивает на неуклонно приближающегося убийцу горячий чайник.
Но и тут финальная точка остается неизменной - ее ставит брошенная Лэмом бутылка виски, правда, в сериале она какая-то уж больно пустая оказывается.
К слову о птичках новичках. Мне показалось, что сериальный Коу вышел довольно скомканным персонажем. В романе его прошлое тоже выдается нам туманными обрывками, но в итоге получается довольно цельный образ эдакого умного человека с глубокими душевными ранами и психической травмой, которая рождает постоянную назойливую музыку в его голове и заставляет непрерывно играть на воображаемом пианино, хотя к настоящему инструменту он с роду даже не подходил. Его умение вовремя вставить вескую фразу, способность быстро и решительно действовать в нужный момент в целом попытались передать, но довольно робко. Хотя вот главная сцена с убеждением Ширли и убийством Патриса. которую сохранили практически слово в слово, вышло очень даже хорошо и ярко.
Финал истории. После драмы
Грустные последствия штурма лишний раз пересказывать не стану. Даже не буду говорить, кого потеряли лошадки, оставим хоть что-то тем, кто все-таки забудет стереть память)
Остановимся на эпилоге. После завершения операции в кабинет к Лэму в книге приходит не Тавернер, а сам Клод Уилан. И переговоры они ведут малость пожестче. Помимо Лонгриджа Джексон хлопочет и за Мойру Трегорианс, которая по итогу досрочно выходит на достойную пенсию. Нет-нет фантастики с шантажом главы МИ5 обычным, хоть и весьма дерзким секретарем тут не будет)
Книжный Ривер не отвозит своего легендарного деда в дом престарелых, тем более специальное заведение для ветеранов МИ5 в романе закрылось еще задолго до возникновения проблем со здоровьем О.Б.
Что же касается главного злодея, то в отличие от сериала, где Фрэнк обеспечил себе спокойный выход на свободу заранее, написав компрометирующие письма начальникам различных спецслужб, которым он предоставлял те или иные «грязноватые» услуги, в книге все вышло проще и циничней — новый менеджмент британской контрразведки оказывается заинтересован в отряде а-ля Ле-Арбр еще более, чем прежний, поэтому Уилан лично отпускает Харкнесса под «подписку о сотрудничестве» (конечно, негласном).
И напоследок позитивчик про Хо: его девушка Ким у Геррона вовсе не была ботом, как в сериале, возможно, малость аферисткой, да, но это пустяки - главное, что даже к концу истории она все еще была готова слушать его самовлюбленную болтовню)
Радужное будущее. Ожидаемые продолжения сериала
По традиции сразу после титров финальной серии сезона уже можно увидеть тизер следующего - 5-го. Его съемки полностью завершились еще в конце лета. А значит вскоре нас ждет очередной виток нетипичных шпионских страстей. Случится это уже в 2025 году (некоторые смелые источники пророчат даже конец весны-начало лета). В основу сезона легла пятая книга Мика Геррона о Слау-Хаусе London Rules (Лондонские правила). Как мы помним, этот термин у нас уже фигурировал во втором сезоне в связи с прошлым Дэвида Картрайта.
Британию в очередной раз сотрясает череда казалось бы не связанных друг с другом терактов. Главе МИ5 нужно любой ценой защитить премьер-министра (да-да противный Питер Джад в исполнении Сэмюэла Уэста вернется в сериал), при этом Клоду Уилану придется параллельно сражаться и с депутатами-выскочками, и с пытающимися запятнать его репутацию обозревателями таблоидов и, конечно же, с любимым замом Дианой Тавернер. И скажу по секрету, сюжет романа вновь слегка преобразят и переделают.
А совсем недавно «Медленные лошади» были продлены также и на шестой сезон, литературной основой которого впервые станут сразу 2 романа Геррона - Joe Country (вспомнили то пресловутое словосочетание из начала обзора?) и Slough House.
Да и самого писателя экранизация раззадорила, и к концу августа 2025 года он уже пообещал читателям новый - 9-й - роман про шпионов-неудачников - Clown Town (Клоунский город).
Насколько можно понять из предварительных описаний, в заглавии обыгрывается неформальное название МИ5 - «цирк», а подчиненные Лэма тут занимают почетную роль клоунов. В истории опять не обойдется без секретов Картрайта-старшего и геройства Ривера, а леди Ди все также будет на страже грязных делишек контрразведки
- Раньше они называли наш магазин Цирком.
- Ну, если это цирк, Джексон, то ты отвечаешь за клоунов (М. Геррон Clown Town).
Так что Лэма и его подчиненных ожидает вполне себе светлое и продолжительное будущее. А у тех, кто еще не посмотрел или не прочитал предыдущее, есть еще как минимум несколько месяцев, чтобы восполнить проблемы. Лично я уже знаю, что почитаю в новогодние праздники))