Уважаемый читатель, эту статью я хотела бы начать с известных слов из песни Булата Окуджавы на слова Юрия Левитанского «Каждый выбирает для себя»: «Каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу». Эти слова могли бы стать девизом юнгианской терапии.
Действительно, в терапии, где пути индивидуации неисповедимы, а женщина в какой-то период лишь отражает Аниму мужчины, свобода выбора стоит на первом месте. Юнгианская терапия или, если хотите, юнгианский анализ – это путешествие из старого мира в новый и обратно, в страну кабиров-гномов или оборотней-инстинктов, возвращение в мир сознания и созидания нового себя. Это всегда дорога вперёд, к цели. Телеологичность путешествия, нацеленного в будущее, – отличительная черта юнгианства. Оно стремиться не зависать в прошлом с вопросами «почему?», а смотреть в будущее, исходя из вопроса «зачем?»
Юнгианство – это мир, где уважают мудрость бессознательного, инстинктов, сознания и есть место Богу. И здесь можно вернуться к Юнгу и Левитанскому. Сам Юнг был протестантом, но тяготел к католицизму. При этом ему были симпатичны буддизм и индуизм с их возможностями амплификаций и дополнительных ракурсов. Кроме того, Юнг знал Коран и был знаком с каббалистической литературой. Многомерность его восприятия как основоположника аналитической психологии дала нам, юнгианцам, гораздо больше возможностей для того, чтобы не просто понимать, но чувствовать истинность слов «Каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу».
И здесь я пойду ещё дальше. Интересным в юнгианстве является не просто усвоенная с книгами Юнга толерантность к различным религиям, а возможность вести человека к обретению своей собственной религии.
Это очень интересно, как наука сочетается в юнгианстве с духовностью. Дело в том, что наука здесь – есть поиск. Юнг, будто привратник, приоткрыл для нас завес тайн архетипической реальности бессознательного, а мы продолжаем свой поиск. И вместе научным этот поиск становится духовным. В первую очередь, таковым он становится для клиента. Конечно, это происходит не сразу. Как и в любой терапии, сначала мы разбираемся с насущными проблемами и задачами. Но в этом процессе уже закладывается основа для предстоящего обретения собственной религии. Ведь уже на этапе проработки проблем мы смотрим, путь какой путь героя проходит клиент. Мы задаёмся вопросом, что же ждёт его впереди. Что за волшебный меч-кладенец он обрёл в детском страдании.
Когда психика раскрывается перед нами прекрасным цветком лотоса, когда открывается её самостное объединяющее начало, и начинают проявляться родительские божественные фигуры, мы приближаемся к лестнице, которая приведёт клиента к его уникальной религии. Прекрасно то, что нет необходимости менять религиозное течение, в котором пребывает клиент. Просто в период формирования своих связей с божественным течение приобретает свои оттенки, в нём гаснут и проявляются различные фигуры. В итоге, остаётся остов семиотики религии, однако меняется её персональное наполнение оттенками.
Такой подход позволяет человеку с одной стороны обрести свой собственный контакт с божественным, а с другой не потерять контакт с единоверцами. Обрести свою уникальность, сохранив принадлежность. И, конечно, здесь человек всегда может дополнить одно религиозное течение другим так, как отзывается в его душе.
Я думаю, что путешествие за своей верой, это главное путешествие в юнгианстве. Юнг видел основную задачу в обретении целостности, прохождении по пути индивидуации. Ввиду ограничений отношений между наукой и религией его времени, он не мог себе позволить сделать акцент именно на работе с божественным в своей терапии. Об этом он сам писал. Но мы сегодня находимся в более свободной парадигме и можем себе позволить говорить о том, что обретение своей уникальной религии есть краеугольный камень на пути индивидуации.
Желаю Вам обретения своей уникальной целостности и своей уникальной религии!
Автор: Анастасия Малышева
Психолог, Супервизор, Юнгианский психолог Гипнотерапевт
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru