Найти в Дзене
Древний Мир | История

Каким был флаг Византии?

Большинство из вас, вероятно, знают, что древние и средневековые государства не имели официальных флагов. Традиция государств иметь флаги возникла относительно недавно. Так что, нет, строго говоря, Восточная Римская империя или Византия не имела национального флага. Но каким бы мог быть её флаг, если бы это государство просуществовало достаточно долго, чтобы обзавестись им? Или, например, что, если бы мы создавали историческую стратегическую игру и нам нужен был бы флаг для нашей византийской фракции? Первые государственные флаги создавались на основе боевых штандартов, личной геральдики и военно-морских вымпелов. У восточных римлян все эти элементы, в той или иной форме, были. Итак, в этой статье мы рассмотрим их и постараемся определить, какой из них мог бы стать официальным флагом Восточной Римской империи.

Что касается боевых знаков, их никогда не было недостатка на протяжении всей римской истории. Каждая манипула римского легиона несла вексиллум — разновидность штандарта, украшенного изображением животного. Эмблемой самого легиона была аквилла – бронзовая, серебряная или золотая фигурка орла на специальном шесте. Сегодня, когда кто-то хочет придумать флаг для классической Римской империи, они почти всегда используют орла, лавровый венок или буквы SPQR.

-2

В начале IV века Константин Великий открыл новую имперскую эпоху, провозгласив христианство главной религией и основав новую столицу на месте древнего города Византион. Первым боевым штандартом этой новой Римской империи стал лабарум. Существуют многочисленные легенды о его происхождении и внешнем виде. По словам Евсевия, когда Константин вёл свою армию на битву, он посмотрел на солнце и увидел светящийся крест, а с ним слова: «Сим победиши».

Лабарум Константина
Лабарум Константина

На следующую ночь Христос явился Константину во сне и объяснил, что тот должен использовать крест в качестве боевого штандарта против своих врагов. Евсевий также подробно описал знамя Константина: длинное копьё, покрытое золотом, формировало крест благодаря поперечной перекладине. На вершине крепился венок из золота и драгоценных камней, внутри которого был символ имени Спасителя — буква Р, пересекаемая буквой Х в центре.

С перекладины копья свисало полотно, королевская ткань, покрытая обильной вышивкой из самых ярких драгоценных камней и также богато украшенная золотом. Это знамя имело квадратную форму, а вертикальный стержень, нижняя часть которого была весьма длинной, несло золотой полупортрет благочестивого императора и его детей на верхней части, под трофеем креста и непосредственно над вышитым полотном.

-4

Лабарум явно является эволюцией классического римского вексиллума. Изображение императора было традиционным украшением боевых штандартов легионов. Единственной инновацией Константина была хризма - монограмма Иисуса Христа составленная из хреческих букв Хи и Ро.

Однако версия, которую рассказал Евсевий не единственная. Поздние римские монеты показывают разные типы лабарумов, где портреты изображены на знамени, а иногда на флаге находится хризма, а на вершине — орёл. Однако хризма использовалась в качестве боевого знака всего пару веков. В V веке хризма исчезла из иконографии, а в первые десятилетия VI века — и с монет. В более поздней византийской истории слово «лабарум» стало обозначать гораздо меньший предмет. Он приобрёл форму или инкрустированного кусочка ткани, или жёсткой таблички, висящей на поперечной перекладине на длинном скипетре.

-5

Мы видим, как византийские императоры держат эти мини-лабарумы на монетах и артефактах из поздних веков. В это время они уже не служат армейскими знаменами, а являются частью церемониальных регалий, таких как скипетр и держава.

В Средневизантийский период главным армейским штандартом назывался скиптрон. Скиптрон обычно представлял собой длинный стержень с золотым или серебряным крестом на вершине. Константин Багрянородный описывает два типа скиптронов. Одни представляли собой просто кресты на длинной сфере, а римские скиптроны имели кусок ткани на перекладине. Эти скиптроны были дальнейшими потомками вексиллума и предшественниками видов знамен, которые до сих пор используются в христианских процессиях, таких как итальянский гонфалон или славянская хоругвь. Ещё одним боевым штандартом, используемым в средневековой римской армии, был дракон. Дракон представлял собой ветровой мешок, прикреплённый к металлической голове дракона.

-6

Римляне заимствовали его у своих кочевых соседей в начале III века и продолжали использовать как кавалерийский штандарт до византийского периода. Головы драконов упоминаются в источниках вплоть до XIII века, а даже в XIV веке ещё использовались церемониальные флаги с изображениями драконов. Трудно сказать, когда именно произошло изменение с вертикальных флагов на горизонтальные.

Существуют некоторые указания, что горизонтальные флаги использовались уже в V веке. Стратегикон императора Маврикия, написанный в ту эпоху, описывает флаги, используемые для военной организации. Элементы флага, называемые фламулы, украшали знамёна разных армейских частей. Эти фламулы представляли собой цветные ленты, которые развевались на ветру. До сих пор ведутся споры, устанавливались ли эти флаги вертикально или горизонтально. Однако, точно известно, что слово «фламулон» позже стало обозначать горизонтальный флаг, к которому мы привыкли.

Что касается изображений на флагах, то важными считались крест, император, Дева Мария и другие святые. О фламуле с крестом, как главном имперском знамени, упоминается в «Книге церемоний». Там говорится о королевском копье с флагом, на котором изображён честный, животворящий, победоносный крест. Михаил Пселл пишет, что в одной из битв Василий II сражался с мечом в одной руке и изображением Матери Слова в другой. Скорее всего, речь идёт о небольшом вексиллуме с иконой, так как сражаться с полноразмерным флагом в одной руке было бы сложно. Знамёна с изображениями императора были традицией в классическом Риме и широко упоминаются в византийских источниках.

-7

Даже некоторые языческие боги оказались на восточно-римских знаменах. Греческая Ника, или латинская Виктория, оставалась на знаменах древней империи. В христианские времена она и богиня удачи Тюхе утратили свои культы, но сохранились как символические покровители и защитники Константинополя. Таким образом, они не противоречили христианской символике и продолжали появляться в византийской иконографии на протяжении веков. Изображения различных византийских флагов можно найти в иллюстрированной хронике Иоанна Скилицы XI века. Они имеют характерную красно-бело-синюю цветовую гамму.

-8

Однако не стоит слишком доверять этим изображениям. Во-первых, иллюстратор этой рукописи был из норманнской Сицилии, так что он, вероятно, не видел никаких римских флагов своими глазами. Во-вторых, синий цвет нигде в текстах не упоминается. Андреа Бабуин, автор нескольких монографий по византийским штандартам и знакам, исследовал множество источников, описывающих византийские флаги, и подавляющее большинство знамен в них красные.

Золото также упоминается несколько раз, встречаются упоминания чёрных, белых, зелёных и даже розовых флагов, но синего — нет. Иллюстрации же изображают синий цвет почти на каждом римском флаге. Если внимательно присмотреться к этим рисункам, можно заметить, что иногда мусульманские армии изображены под теми же флагами, что и восточные римляне. Сделать иллюстрации яркими и красочными явно считалось важнее, чем достоверность. Поэтому я считаю, что опираться на эти изображения при определении исторических цветов флагов не стоит.

В византийских источниках упоминается другой тип флага. Из нескольких хроник известно, что основной имперский боевой штандарт XI века можно было направить в определённую сторону. Никита Хониат описывает переговоры под имперским флагом, направленным в сторону фронта врага. В бою направление флага служило сигналом к наступлению или отступлению.

-9

В битве при Манцикерте неверное поворачивание флага привело к путанице в византийских рядах и стало причиной сокрушительного поражения. Невозможно поворачивать флаг из ткани произвольно, если его верх не закреплён на перекладине. Небольшие флаги такого типа были известны ещё в древности, поэтому некоторые историки утверждают, что имперский боевой флаг византийцев также мог быть такой конфигурации.

Судя по большому разнообразию знамен, которое мы наблюдали до сих пор, можно сказать, что на протяжении длительного времени не существовало единого дизайна, который мог бы считаться официальным государственным флагом. Разные штандарты, такие как лабарум или кресты на скиптронах, соответствовали некоторым критериям, но ни один из них не выделялся как самый важный. Только ближе к XIII веку появляется нечто, напоминающее государственный флаг.

-10

Это не случайность. В то время в Европе происходили два важных события. Во-первых, в период Высокого Средневековья западные европейцы начали увлекаться геральдикой и разрабатывать гербы. Особенно популярным стало заказывать гербовники, целые книги с изображением гербов. Чем больше было изображений в книге, тем престижнее это было для заказчика, поэтому геральдисты не стеснялись выдумывать гербы даже для тех государств и людей, которые никогда не имели геральдических знаков.

Во-вторых, итальянские и португальские картографы стали составлять детальные карты Средиземноморья, чтобы обозначить торговые пути. Для обозначения контроля над важными портами они использовали флаги, и таким образом каждое государство, изображённое на этих картах, получало уникальный морской вымпел. Западные источники описывают два разных дизайна гербов и флагов Византии: двуглавого орла и тетраграматический крест.

Венецианская карта средиземноморья (14-й век)
Венецианская карта средиземноморья (14-й век)

Двуглавый орел до последних десятилетий существования империи не был государственным символом, а скорее обозначением статуса. Только придворные чиновники на одну ступень ниже императора имели право носить изображение двуглавого орла на своих одеждах. Предпоследний император Иоанн VIII придал орлу более официальный статус, использовав его как свою печать, поэтому в более поздних западных гербовниках иногда изображают его как герб Константинополя.

В целом, с некоторыми оговорками, двуглавый орёл можно назвать символом Восточной Римской империи в последние века, но в плане флагов он не совсем подходит. В источниках не упоминаются боевые штандарты или какие-либо другие типы знамён с двуглавым орлом, поэтому было бы натяжкой считать его прототипом византийского государственного флага. Второй популярный дизайн — так называемый тетраграматический крест.

Флаг Латинской Империи
Флаг Латинской Империи

Этот флаг указан как герб Восточной Римской империи в «Ролле Сигюра», «Гербовнике бретонцев» и, конечно, в «самом надёжном из всех источников» — играх Europa Universalis от Paradox Interactive. В интернете давно ведутся споры об его аутентичности среди любителей византийской истории. Давайте попробуем внести ясность. Флаг представляет собой золотой крест на красном фоне с четырьмя греческими буквами «бета» в каждом углу.

В современной геральдике такие кресты с эмблемами в углах называются кантонными. Разумеется, в ранней Византии они так не назывались, но сам по себе такой дизайн был популярен. Византийцы любили тетраграммы — сокращения из четырёх букв или пар букв, которые имели особое значение.

Самая популярная из них — IСХС NIКА, означающая «Иисус Христос Побеждает». Она обычно изображалась в четырёх углах креста. Второй по популярности была надпись «Фос Христу фени пассин» — «Свет Христа виден всем». Существовали и другие тетраграммы, а те, что состояли из четырёх одинаковых букв, образовывали свою собственную подкатегорию. Одна буква «бета» появилась на монетах Никейской империи в XIII веке, а позже к ней присоединилась вторая. При правлении династий Ласкарисов и Палеологов монеты выпускались с четырьмя «бетами», расположенными крестом, в манере традиционной тетраграммы.

-13

Как этот знак стал считаться гербом Византии, точно неизвестно. Впервые он встречается в этом контексте в «Гербовнике Вайнберга». Этот герб приписан королю Палеологу. Рядом находится герб короля Константинополя, щит которого выглядит очень похоже, но вместо букв на нём изображены маленькие крестики с кольцами в углах. Этот герб, возможно, вы знаете как герб Латинской империи. Кантонные кресты были очень популярны среди крестоносцев, многие из которых хотели подражать геральдике Иерусалимского королевства.

Члены династии Куртене, правившие в Константинополе с 1216 года, имели похожий кантонный крест — золотой крест на красном фоне, но с маленькими крестиками в углах. Мы видели, что многие восточно-римские знамёна имели красный фон и золотые украшения, так что выбор цветовой гаммы соответствует византийской традиции. Король Палеолог, у которого, согласно гербовнику, был герб с четырьмя буквами, — это император Михаил Палеолог, отвоевывавший Константинополь у крестоносцев в 1261 году. Но неясно, использовал ли он тетраграмму как герб или флаг. Византийцы традиционно не имели западной геральдики и вместо этого использовали фамильные монограммы. Возможно, тетраграмма тогда не была основным имперским символом, и западное влияние подняло её статус позже.

Значение четырёх букв «бета» до сих пор обсуждается. Византийские источники не дают точного ответа, что должна значить эта тетраграмма. Один европейский альманах XVII века расшифровал её как «Βασιλεὺς βασιλέων βασιλεύων βασιλευόντων» («царь царей, правящий царями»), предполагая, что византийские императоры называли себя царями царей.

Однако поздние историки доказали, что речь, вероятно, идёт о Христе, а текст следует читать как «Царь царей, помоги царю». Независимо от точного значения, очевидно, что это греческие буквы «бета». Почему же некоторые утверждают, что это огнива?

-14

Эта версия возникла благодаря западным геральдистам. В европейской геральдике слова и буквы были не в почёте, а иногда даже запрещены. Средневековые геральдисты полагались в основном на блазоны — словесные описания гербов, поэтому было важно, чтобы даже неграмотный человек мог понять, что изображено на щите. Львы и драконы, упоминавшиеся в Библии, были узнаваемы, но просить людей разбираться в буквах было бы чересчур.

Тетраграмма, которую европейцы восприняли как герб Византии, уже содержала в себе буквы, и чтобы их описать, геральдисты воспользовались их сходством с огнивами — повседневными предметами, знакомыми любому средневековому человеку. Однако огнива могли иметь разные формы, поэтому изображение византийского щита варьировалось от одного гербовника к другому, поскольку каждый геральдист использовал свою любимую форму огнива. Это западное толкование стало настолько распространённым, что даже сами византийцы начали его использовать. В трактате XIV века о придворных церемониях Псевдо-Кодина огнива уже упоминаются как часть имперского знамени, словно сам автор не знал их истинного значения.

С другой стороны, к XV веку западные геральдисты уже узнали, что эти символы представляют собой буквы, и правильно идентифицировали их как греческие «беты». Геральдист Карла VII называет их греческими буквами и обозначает термином «бетекс». Почему же мы предполагаем, что этот герб мог быть и флагом? Первый намёк на это дают портоланы. Портоланы — это морские карты эпохи Возрождения, созданные в основном в Италии, Каталонии и Португалии. Их большое преимущество перед другими картами того времени заключалось в том, что они были довольно точными и детализированными. Самый ранний портолан с изображением флагов — Атлас Анжелино ду Серт — показывает тетраграмматический крест над Филадельфией, Константинополем и Двумя Кастеллами.

Эта традиция сохранялась практически на всех морских картах вплоть до падения империи. Существует также письменный источник — «Книга знаний всех королевств» («Libro del Conocimiento de Todos los Reinos») кастильского странствующего монаха. В этом труде автор описывает своё путешествие по Средиземноморью. Среди прочих городов монах утверждает, что посетил Фессалоники и Константинополь. Вот как он описывает византийские земли: «Греческое царство состоит из множества отдельных провинций. Знамя этого царства — пурпурное с золотым крестом и четырьмя золотыми звеньями цепи».

Ранее считалось, что эта книга является подлинным отчётом о путешествиях, но теперь большинство историков полагает, что автор, вероятно, никогда не покидал своего монастыря и просто писал свои истории, размышляя над одной из карт. Независимо от подлинности, это подтверждает, что в XIV веке европейцы твёрдо верили, что этот крест был флагом империи.

Иллюстрации из «Истории завоевания Константинополя» также подтверждают это. Конечно, мы могли бы легко отбросить это как выдумку западных наблюдателей, перепутавших византийскую тетраграмму с гербом, если бы не существовало византийских источников, подтверждающих её использование. К счастью, такие источники есть.

Во-первых, существуют две подвижные таблички из XIV века из Константинополя, одна из дворца Порфирогенита и другая из Галаты, на которых изображён тетраграмматический крест. Во-вторых, есть достаточно свидетельств в уже упомянутом трактате Псевдо-Кодина. Автор называет его обычным имперским знаменем.

-15

Согласно тексту, этот флаг поднимался на кораблях и на башнях укреплённых городов. Флаг называется «дивелион», что означает, что у него было два хвоста, как у современных флагов с ласточкиным хвостом. Псевдо-Кодин пишет, что когда император отправляется в поход, его всегда сопровождает дивелион.

В трактате также описывается полная процессия имперских флагов. В ней всего 13 знамён. Имперский дивелион идёт первым, за ним следуют шесть пар флагов, каждый из которых имеет свой тип. Один изображает архистратига Михаила. Другой, с восьмью лентами и называемый «октоподион», украшен изображениями святых иерархов. Далее следуют знамёна с четырьмя великими воинами-святыми — Димитрием, Прокопием и двумя Феодорами.

Затем идёт знамя с изображением всадника святого Георгия, поражающего змея, два флага с драконом, вероятно, принадлежавшие кавалерийским частям, и последние два с изображением императора на коне. Мы точно не знаем, когда именно дивелион был принят. Трактат Псевдо-Кодина был написан между 1347 и 1368 годами, так что его статус уже был подтверждён к тому времени.

«Гербовник Вайнберга» датирован 1265 годом, а также существует византийская миниатюра с изображением креста с четырьмя «бетами» из первой половины XIII века. Скорее всего, этот дизайн был известен уже к 1200 году, но оставался одним из многих до периода Палеологов. Однако, поскольку у нас есть несколько источников, подтверждающих использование креста с четырьмя «бетами» как имперского герба, боевого штандарта и морского флага, можно смело утверждать, что это был основной кандидат на флаг поздней Восточной Римской империи.

Если бы Византия просуществовала до раннего Нового времени, её первый государственный флаг, вероятно, был бы основан на дивелионе. Что касается более ранних веков, лабарум с кристограммой подошёл бы для периода с IV по VI век, но после этого лучше использовать крест на фоне. Крестообразный штандарт был бы подходящим для следующих веков, а затем крестообразное знамя с окружностями стало бы преобладающим в имперской иконографии перед появлением тетраграммы с четырьмя «бетами».

А вам, всем спасибо, что дочитали до конца.