Найти в Дзене
ОколоТеатр

Она изменила советскую моду и русский театральный костюм

Драма, полная взлётов и падений, удивительных спасений и великих достижений. Надежда Ламанова была не только выдающимся дизайнером, но и человеком, чья судьба неразрывно связана с театром. Будущая звезда русской моды родилась в деревне под Нижним Новгородом. Её отец и братья владели имением, что позволило Надежде получить хорошее образование. Окончив гимназию, она переехала в Москву. Ламанова понимала, что для достижения независимости и свободы ей нужно уметь зарабатывать деньги. Она обладала блестящим образованием, настойчивостью и самолюбием, что помогло ей быстро найти своё призвание. Знакомство с известной портнихой Татьяной Войткевич подтолкнуло её к решению стать модельером. Надежда поступила в школу кройки и шитья Ольги Суворовой, где провела два года, а затем начала свою карьеру в популярном ателье Войткевич, где одевались знаменитые московские красавицы, включая актрису Марию Ермолову. Со временем Ламанова решила открыть собственное дело. Её ателье стало популярным благодаря у

Драма, полная взлётов и падений, удивительных спасений и великих достижений. Надежда Ламанова была не только выдающимся дизайнером, но и человеком, чья судьба неразрывно связана с театром.

Будущая звезда русской моды родилась в деревне под Нижним Новгородом. Её отец и братья владели имением, что позволило Надежде получить хорошее образование. Окончив гимназию, она переехала в Москву.

Ламанова понимала, что для достижения независимости и свободы ей нужно уметь зарабатывать деньги. Она обладала блестящим образованием, настойчивостью и самолюбием, что помогло ей быстро найти своё призвание. Знакомство с известной портнихой Татьяной Войткевич подтолкнуло её к решению стать модельером. Надежда поступила в школу кройки и шитья Ольги Суворовой, где провела два года, а затем начала свою карьеру в популярном ателье Войткевич, где одевались знаменитые московские красавицы, включая актрису Марию Ермолову.

Со временем Ламанова решила открыть собственное дело. Её ателье стало популярным благодаря уникальному подходу: она шила платья прямо на заказчицах, что требовало большого мастерства и терпения. Клиенток привлекало не только качество, но и неповторимый стиль её нарядов.

Сначала Ламанова работала с обеспеченными дамами и представительницами купеческого сословия, но вскоре её талант и мастерство привлекли внимание богемы и аристократии. Она регулярно ездила в Париж, изучала историю искусств и последние тенденции моды, что позволило ей создавать настоящие шедевры. В 1898 году Надежда Ламанова стала поставщиком двора Императорского величества Елизаветы Фёдоровны.

Костюмы для знаменитого Императорского бала-маскарада 1903 года, где дамы были одеты как русские боярыни и крестьянки, а кавалеры — как стрельцы и сокольничьи, также были созданы Надеждой Ламановой. Её талант не ограничивался только модой: в 1901 году Константин Станиславский пригласил её в Московский Художественный Театр для работы над костюмами к спектаклям «Вишнёвый сад» и «В мечтах». С тех пор Ламанова стала постоянным сотрудником различных театров, включая МХАТ, и её работы стали неотъемлемой частью многих постановок.

-3

Театральный список Ламановских работ впечатляет: её изделия были настолько удобны для актёров и настолько детально проработаны, что зрители часто приходили в театр именно ради её костюмов. Станиславский называл её «большой художницей», «незаменимой» и «драгоценной». Целых 40 лет она создавала для театра Станиславского костюмы, и 41 год Ольга Книппер-Чехова играла Раневскую из «Вишневого сада» в нарядах от Ламановой.

После революции Надежда Ламанова потеряла всё: дом, имущество, заказчиков и доходы. Вместе с мужем Андреем они ютились в коммунальной квартире. Их арестовали и посадили в Бутырскую тюрьму по обвинению в контрреволюционной деятельности из-за дворянского происхождения. Супругам грозил расстрел, но их спасла давняя клиентка Ламановой, актриса Мария Андреева, гражданская жена Максима Горького. В благодарность за это Ламанова пообещала создать Советскую моду нового времени.

-4

В советское время Надежда Ламанова также сотрудничала с известными режиссёрами и разработала костюмы для фильмов «Александр Невский», «Ревизор» и даже «Цирк». Последняя картина является самой знаковой, ведь именно Ламанова создавала образы для Любови Орловой — самой знаменитой, популярной и любимой актрисы того времени.

В 1925 году Ламанова и скульптор Вера Мухина приняли участие во Всемирной выставке в Париже. В распоряжении мастеров были самые простые материалы: суровое полотно, бязь, солдатское сукно. Высококачественной фурнитуры они также были лишены, так что в ход отправляли всё, от соломы до дерева. Скромные и практичные модели, украшенные в народном стиле, предстояло конкурировать на выставке с роскошными нарядами западных кутюрье — и жюри оценило творения Ламановой и Мухиной: им вручили Гран-при «за национальную самобытность в сочетании с современным модным направлением». В этом конкурсе они обошли знаменитую Коко Шанель.

Легенда о смерти

Рассказывает Всеволод Замков, сын Веры Мухиной:

«В 1941 году, за несколько дней до эвакуации из Москвы, Надежда Петровна говорила, что ей осталось жить два дня, объясняя это тем, что всю жизнь душилась французскими духами «Cuir de Russie» и вот их осталось две капли. Через два дня, придя в Камергерский переулок (она работала в Художественном театре) и увидев на воротах замок, она поняла, что театр «бросил» ее, во всяком случае – никто не догадался предупредить об отъезде труппы в эвакуацию одного из старейших своих работников. Это настолько ее потрясло, что, не найдя в себе сил вернуться домой, Ламанова умерла недалеко от театра, прямо на улице».

Надежда Ламанова оставила после себя богатое наследие, которое продолжает вдохновлять дизайнеров и историков моды. Её жизнь и творчество — это история о том, как сила таланта и преданность своему делу могут преодолеть любые трудности.

«Революция изменила мое имущественное положение, но она не изменила моих жизненных идей, а дала возможность в несравненно более широких размерах проводить их в жизнь»