Найти в Дзене
Как стать счастливым?

Сергей обещал купить маме дачу, а жена сказала, что прежде купит себе квартиру, а мама — подождёт

О том, что собирается купить квартиру, и о том, что собирается её купить не для всех, а только для себя, для своих надобностей, Ирина сообщила мужу и свекрови за ужином. — Я не поняла, ты чего? — удивлённо переспросила свекровь. — Ты так шутишь или на самом деле хочешь квартиру купить только для себя? Я правильно поняла? — Вы правильно меня поняли, Наина Ниловна, — ответила Ирина. — Хочу купить квартиру для себя. Но до свекрови всё ещё не доходило. — Не эту квартиру, в которой мы все живём, поменять на большую ты хочешь, — уточнила она на всякий случай, — а ты хочешь потратиться на другую квартиру, в которой будешь жить только ты? Так, что ли? — Так. Но только в этой квартире я не собираюсь жить. — А что же ты там будешь делать? — спросила свекровь. — Я там буду работать. Деньги с её помощью зарабатывать. А квартиру, в которой мы живём, зачем её менять? Она достаточно просторная, и места здесь всем хватает. Так что я не понимаю, почему вас, Наина Ниловна, это так удивляет. Наина пожала

О том, что собирается купить квартиру, и о том, что собирается её купить не для всех, а только для себя, для своих надобностей, Ирина сообщила мужу и свекрови за ужином.

— Я не поняла, ты чего? — удивлённо переспросила свекровь. — Ты так шутишь или на самом деле хочешь квартиру купить только для себя? Я правильно поняла?

— Вы правильно меня поняли, Наина Ниловна, — ответила Ирина. — Хочу купить квартиру для себя.

Но до свекрови всё ещё не доходило.

— Не эту квартиру, в которой мы все живём, поменять на большую ты хочешь, — уточнила она на всякий случай, — а ты хочешь потратиться на другую квартиру, в которой будешь жить только ты? Так, что ли?

— Так. Но только в этой квартире я не собираюсь жить.

— А что же ты там будешь делать? — спросила свекровь.

— Я там буду работать. Деньги с её помощью зарабатывать. А квартиру, в которой мы живём, зачем её менять? Она достаточно просторная, и места здесь всем хватает. Так что я не понимаю, почему вас, Наина Ниловна, это так удивляет.

Наина пожала плечами и посмотрела на сына.

— Серж, ты слышал, что говорит твоя жена? Как это понимать? Ведь мы с тобой планировали совсем другое!

— В самом деле, Ирина, — строго произнёс Сергей, — мы ведь хотели подарить маме на день рождения дачу. Надеюсь, ты не забыла, что у мамы скоро день рождения?!

— Я помню.

— Тогда в чём дело? — спросил Сергей. — Откуда эта фантазия насчёт квартиры?

— Это не фантазия, Серёжа, а деловой расчёт. С помощью этой квартиры я смогу дополнительно зарабатывать тысяч сто в месяц.

— Это невыносимо, Серж! Твоя жена думает только о деньгах. А за деньгами она перестала видеть живых людей. И ладно бы, если дело касалось бы посторонних. Но речь идёт о твоей матери! Твоя жена перестала видеть меня!

— Мама, ты только не волнуйся, я сейчас всё улажу.

— Скажи своей жене, что, если и дальше она будет продолжать в том же духе, то пожнёт бурю.

— Я сейчас всё ей скажу, мама. Ты только не волнуйся.

— Не волнуйся?! Как я могу не волноваться? Сначала доведут, а после требуют, чтобы я не волновалась.

— Ирина, ну ты видишь, до чего ты довела маму? Ведь мы всё так хорошо с тобой придумали. Покупаем маме дачу, и все счастливы.

— А я передумала.

— То есть? — не понял Сергей. — Что значит, ты передумала?

— Как ты вообще могла что-то передумать, не посоветовавшись со своим мужем?! — воскликнула свекровь.

— В таких вопросах, Наина Ниловна, я предпочитаю ни с кем не советоваться.

— Да ты в своём уме?

— В своём. И я считаю, что не время сейчас покупать дачу.

— А квартиру покупать — время? Да?

— Да, — спокойно продолжала Ирина. — Сейчас как раз самое подходящее время для покупки квартиры.

— Но твой муж?!

— А что мой муж?

— Как что? Тебя не останавливает даже то, что он не согласен?

— А при чём здесь его согласие? Квартиру покупаю я, а не он. Квартира мне нужна для дела. И его разрешение для этого мне не требуется.

— Юридически, может, и не требуется, — сказала Наина. — Но чисто по-человечески ты обязана спросить у него согласие.

— Зачем?

— Что значит «зачем»? В дружных семьях, где муж и жена любят друг друга, принято во всём принимать совместные решения. Особенно это касается серьёзных вопросов. Тем более что твой муж против!

Ирина посмотрела на мужа.

— Серёжа, ты не против того, чтобы я купила себе квартиру, с помощью которой стану зарабатывать для нашей семьи ещё больше денег? Потому что наши расходы увеличились. И нам нужны дополнительные деньги.

Серёжа не знал, что ответить, и посмотрел на маму.

— Ты неправильно задаёшь вопросы, Ирина! — воскликнула Наина. — Что значит это твоё «не против»?! Разве так можно спрашивать, когда разговариваешь с мужем? Неужели ты не понимаешь, что таким образом ты ставишь его в безвыходное положение?! Конечно, он ответит, что не против, потому что ты ему не предложила другой вариант?

— Что значит «другой вариант»?

— Это значит альтернативный. Ты должна была спросить иначе.

— Как иначе, Наина Ниловна? Научите!

— Смотри! — сказала Наина и посмотрела на сына. — Серж, ты ведь против того, чтобы твоя жена купила себе квартиру, потому что месяц назад ты обещал своей любимой маме, что купишь ей дачу?

Наина посмотрела на невестку.

— Вот что значит правильный вопрос.

— А где здесь альтернатива? — не поняла Ирина.

— Квартира и дача — это и есть альтернатива, — ответила Наина. — Тем более что Серёжа мне обещал. Да, Серёжа?

— Да, мама! — уверенно ответил Сергей. — Ирина, я обещал маме. И должен держать слово.

— Ты слышала? — воскликнула свекровь. — Ну и всё. Значит, покупаем дачу. Потому что она была мне обещана сыном. И я уже подруг туда пригласила. Что я скажу подругам? Как я им в глаза посмотрю? За кого они меня примут? Решат, что я их обманула?

— Так я же не против, Наина Ниловна, — сказала Ирина, — если Серёжа вам обещал купить дачу, а вы обещали подругам...

Серёжа поднёс было руку к левому боку и повертел головой, собираясь что-то сказать, но мама его опередила.

— Ещё месяц назад! — уточнила Наина.

— Пусть покупает, — продолжала Ирина. — Я не возражаю. Слышишь, Серёжа? — Ирина посмотрела на мужа. — Я не против. Покупай маме дачу. Как и обещал. А вы, Наина Ниловна, можете приглашать и дальше туда кого угодно.

Серёжа снова открыл рот, но не для того, чтобы что-то сказать, а чтобы просто сделать глубокий вдох, покачать головой, жалобно улыбнуться и закрыть рот.

— Зачем ты издеваешься над ребёнком?! — воскликнула Наина и погладила сына по голове.

— Да что опять-то не так? — удивилась Ирина.

— Ты прекрасно понимаешь, что не так! Откуда у твоего мужа деньги, чтобы купить мне дачу? Он — выдающийся научный работник, а не бизнесмен. Кандидат наук. Занимается исследованием бабочек, пишет докторскую и преподаёт в университете! Отдаёт этому делу всего себя целиком и полностью. В то время как ты отдаёшь себя целиком и полностью предпринимательству.

И получается, что мой сын — гениальный научный работник, а все деньги вашей семьи у тебя. Потому что это ты, а не он, успешная предпринимательница.

— Ничего не понимаю, — сказала Ирина. — Если ваш сын — гений и почти всего себя отдаёт изучению бабочек, а за бабочек денег не платят, то зачем он обещает маме дачу? И зачем его мама приглашает на эту дачу своих подруг?

— Но мы же с тобой это обсуждали, Ирина, — воскликнул Сергей. — И ты согласилась!

— Ничего мы не обсуждали. Ты пришёл ко мне и сказал, что обещал маме дачу. И всё.

— Но ты не возражала.

— Я сказала, что подумаю.

— Но не возражала. И из этого я сделал вывод, что ты согласна купить маме дачу. И я сразу сообщил ей эту приятную новость.

— А я сразу сообщила эту новость подругам и пригласила их в гости.

— Наина Ниловна, я вас не виню. Но у меня вопрос к тебе, Сергей. С какой стати ты начал с мамой разговор о даче, если у тебя нет денег?

Сергей с возмущением вдохнул, выпучил глаза, повертел головой, развёл руками и, беспомощно выдохнув, посмотрел на маму.

Наина поняла, что сын в смятении, сын растерян, не знает, что ответить жене, и пошла ему на помощь.

— Потому что его мама ему напомнила, что у его жены много денег, — ответила за сына Наина.

— Вот как? — продолжала Ирина. — Замечательно! А что ещё моему мужу напомнила его мама?

— Она напомнила ему, что муж и жена — это единое целое. И по закону всё, что заработали муж и жена, является совместно нажитой собственностью. Ты вместе с моим гениальным сыном разделяешь его славу великого учёного, а он вместе с тобой разделяет заработанные тобой деньги. Всё по-честному.

— Получается, за то, что мой муж успешно изучает бабочек, я должна купить вам дачу? — спросила Ирина.

— Нет, не за это ты должна купить мне дачу. А за то, что ты купаешься в лучах его славы! Ты уже сейчас являешься женой выдающегося научного деятеля. А в будущем ты окажешься женой академика! А за это надо платить, дорогуша. Всё справедливо и по-честному.

— Нет, Наина Ниловна, не по-честному. И если мы с Серёжей вдруг станем разводиться, то он сможет забрать у меня половину совместно нажитого имущества, включая деньги!

— И что? — с вызовом спросила Наина.

— А то! Что я не смогу при этом забрать у него половину его диссертаций, его положения выдающегося учёного или академика, или до кого он там выучится за то время, что мы вместе. И получается, что всё, что приношу в дом я, мы поделим поровну, а всё накопленное им — знания и звания — останется при нём.

— Ты меня запутала, — сказала свекровь.

— Ах, как вас легко запутать.

— Твой муж — гений!

— Так я об этом и говорю. Сергей стал гением благодаря тому, что ему не нужно заботиться о зарабатывании денег. И вам — тоже. И вы, и он, и наши с ним дети, все вы живёте за мой счёт. Машину купила ему я. Квартиру эту купила тоже я. Мебель, техника, одежда — это всё я. Еду каждый день покупаем тоже на те деньги, которые зарабатываю я.

— Мама, ты слышала?! — обиженно воскликнул Сергей. — Меня попрекают куском хлеба!

— Это немыслимо! — воскликнула свекровь. — Попрекать мужа куском хлеба! Что ты себе позволяешь, Ирина?

— Ну, если уж на то пошло, то тогда я не только куском хлеба его попрекаю, но и японским внедорожником, и дорогими костюмами, и часами золотыми, которые я подарила ему в прошлом году на его сорокалетие, и многим другим, — уточнила Ирина.

— Мама, ещё немного, и я не вынесу. Дошло до того, что меня попрекают подарками.

— Неблагодарная! — воскликнула Наина. — Как ты можешь? Твой муж — гений. И в то время, как он отдаёт всего себя...

— Изучению бабочек и преподаванию, — поспешила сказать Ирина. — Я помню.

— Мама, я не вынесу! Лучше развестись. А при разводе я верну ей всё, что она мне подарила. В том числе и японский внедорожник, и золотые часы!

— Ну разведёшься — это ладно, сынок, — сказала свекровь. — А зачем же всё отдавать-то?

— Как зачем, мама? Ведь только так я докажу, что нахожусь выше всего этого!

— Я думаю, Серёжа, что это будет слишком большая жертва с твоей стороны. Твоя жена всё равно ничего не поймёт и не оценит.

— Господи, ну вот как я сейчас сяду за докторскую диссертацию? Кто мне ответит? Я так взволнован!

— Смотри! — воскликнула Наина. — До чего ты довела мужа. Он уже не способен диссертацию написать!

— И очень хорошо. Потому что тогда он не станет академиком, и вы не будете меня постоянно попрекать его гениальностью, Наина Ниловна.

— Мама! Ну сколько можно сносить? Она издевается надо мной?

— Я не издеваюсь, Серёжа. Просто у нас, у успешных предпринимательниц, повышенное чувство юмора. Но без него нам никак. Без него мы как без рук.

— Ах, это у тебя такие шутки? — воскликнула свекровь.

— Можно сказать и так, — ответила Ирина.

— Сейчас же извинись перед мужем, и продолжим ужинать, — потребовала Наина.

Ирина усмехнулась, пожала плечами и повертела головой.

— Прости меня, Серёжа, — сказала она. — Была неправа. Вела себя несколько несдержанно. Позволила себе лишнее. Больше этого не повторится.

— И ты больше не будешь попрекать меня дорогими подарками? — спросил Сергей.

— Не буду.

— А мне ты купишь дачу? — с надеждой в голосе произнесла Наина.

— Нет! Дача подождёт. Сейчас важнее купить ещё одну квартиру.

В это время на кухню пришли дети: мальчик Петя семи лет и девочка Дина шести лет.

— А вы почему ещё не спите? — воскликнула Наина.

— Мы уже спали, — сказала Дина, — и видели десятый сон.

— Но вы так расшумелись, что мы проснулись, — сказал Петя. — И поняли, что очень хотим есть.

— Ну что с вами делать, — сказала Ирина. — Садитесь за стол, раз уж пришли.

Дети сели за стол. Ирина дала им по стакану тёплого молока и по куску хлеба с маслом. Дети начали есть.

Какое-то время Наина с грустью смотрела, как дети едят. А потом её осенило.

— Ну раз они уже здесь, тогда спросим у них! — радостно воскликнула она. — Вот как дети скажут, так и будет. Дети, вы хотите, чтобы у вас была дача?

— Дача? — с сомнением произнёс Петя.

— А зачем нам дача? — спросила Дина.

— Как зачем? — воскликнула Наина. — С мая по сентябрь там будет жить ваша бабушка. Она будет выращивать там овощи, ягоды, фрукты, цветы, а вы будете приезжать к ней на всё лето в гости.

— А бабушка купит мне собаку? — спросил Петя.

— Ну разумеется, бабушка купит тебе всё, что ты захочешь, — ответила Наина. — Собаку в том числе.

— И волкодава купит? — спросил Петя.

— И волкодава тебе бабушка купит, — ответила Наина.

— А мне собаку? — спросила Дина. — Я тоже хочу волкодава.

— И тебе бабушка тоже купит волкодава.

«Интересно, — подумала Ирина, — а на чьи деньги бабушка купит внукам волкодавов?»

— Тогда я не против! — уверенно произнёс Петя. — Я очень хочу дачу.

— И я хочу дачу, — сказала Дина, — очень.

— А можно, бабушка, своего волкодава я назову «Свирепый»?

— Ну конечно же можно, Петя. О чём речь? Называй его как хочешь. Это же твой волкодав.

— А я своего назову «Лютый»! Можно, бабушка?

— Можно, Дина.

Свекровь гордо посмотрела на невестку.

— Теперь ты видишь! — сказала Наина. — Это не я! Дети твои хотят дачу. А я здесь вообще ни при чём.

Но слова детей не произвели на Ирину никакого впечатления.

— Всё это вздор, — сказала Ирина. — Дача, волкодавы. И где будут эти волкодавы, когда закончится лето и дети вернутся в город?

— Как где? — удивилась Наина. — На зиму они переедут сюда. Квартира у нас большая. И пара волкодавов много места не займёт.

— А волкодавы будут жить в вашей комнате, Наина Ниловна?

— Нет. Зачем им жить в моей комнате? В моей комнате им будет тесно. Волкодавы будут жить в прихожей. Сергей, ты не против, если осенью и зимой в нашей прихожей будут жить два волкодава?

— А это не будет мешать моей научной деятельности, мама? Не забывай, что я сейчас работаю над очень серьёзной темой!

— Я всё помню, сынок, и волкодавы тебе не помешают. Они ведь не в твоём кабинете жить будут. В прихожей.

— А, ну если в прихожей, тогда ладно. Тогда, мама, я не против. Пусть живут. Я собак люблю.

— Решено! — уверенно заявила Наина.

— Ура! — закричали дети.

— Нет уж, — строго сказала Ирина. — Никаких дач, никаких волкодавов. Как решила, так и будет. Я куплю себе квартиру, потому что мне квартира для дела нужна, а дача, волкодавы — это роскошь, дача подождёт.

— Это дача-то роскошь? — возмущенно воскликнула Наина.

— Ещё бы не роскошь, — ответила Ирина. — Вы на ней собираетесь жить только четыре месяца в году. А всё остальное время она будет простаивать. Конечно, роскошь. А если вам так уж необходима дача...

— Необходима, — закричала Наина, — очень необходима!

— То можете её на четыре месяца снимать. На этом всё.

— Снимать? — воскликнула Наина. — Чтобы я приглашала подруг на съёмную дачу? За кого ты меня принимаешь?

— А что такого? Очень многие снимают на лето дачу.

— Что? Многие? Сергей, ты слышал? Меня уже сравнивают со многими!

— Я слышал, мама!

— И позволяешь своей жене так со мной разговаривать?

— Не то чтобы я позволял, мама. Но ты же понимаешь, что Ирина особо-то меня не слушает.

— Короче, — сказала Ирина. — Я пошла спать. А вы тут можете дальше продолжать драматизировать по поводу дач и всего остального. А мне завтра рано вставать.

И вот когда Ирина ушла, Наина стала подговаривать сына и внуков на решительные действия.

— Предлагаю поставить её перед фактом! — решительно заявила Наина. — Завтра утром купим собак, и это заставит её купить нам дачу.

— А вдруг Ирина не согласится? — забеспокоился Сергей.

— Согласится, вот увидишь, — убеждала Наина. — Щенки волкодавов — они ведь, когда маленькие, они такие милые. Растопят любое холодное сердце. Даже такое, как у твоей жены.

— Думаешь, у Ирины есть сердце? — с сомнением произнёс Сергей.

— Она ведь женщина, сынок. А у каждой женщины есть сердце.

— Ты точно в этом уверена, мама?

— Даже не сомневайся. Вот увидишь, когда твоя жена завтра вечером вернётся с работы и увидит в прихожей в корзине две чудные мордашки, она не устоит. И купит мне дачу.

***

И когда вечером следующего дня Ирина пришла домой, то первое, на кого она наткнулась в прихожей, была пара чудных щенков, выглядывающих из большой корзины.

— Ах! — воскликнула Ирина. — Ну что за прелесть. Какие вы милые. Какие чудные. Просто смотрю на вас и плакать от счастья хочется.

В прихожую вышли Сергей, Наина, Петя и Дина.

— Тебе правда они нравятся, Ирина? — спросил Сергей.

— Ну ещё бы! — ответила Ирина. — Как может такое не нравиться? Тебя как зовут, мордашка?

— Это мой, — ответила Дина. — Его зовут «Лютый».

— А это мой, — сказал Петя. — Его зовут «Свирепый».

— Замечательно! — воскликнула Ирина.

— Теперь ты видишь, сынок, что я была права, — сказала Наина.

— Вижу, мама. Я сам чуть не плачу от умиления, глядя на это.

— А завтра, Ирина, — сказала свекровь, — мы поедем смотреть мою дачу.

— Нет, — уверенно ответила Ирина, — не поедем, потому что сегодня я уже купила себе квартиру. Это во-первых. И поэтому прямо сейчас вы собираете свои вещи, Наина Ниловна, и вместе с «Лютым» и «Свирепым» навсегда покидаете мою квартиру.

— Но они ведь такие милые, Ирина!

— Не спорю. Очень милые. А у вас есть своя жилплощадь, вот там и живите вместе с ними. А мы будем приезжать к вам в гости и умиляться.

— Но я...

— Я знаю, что сейчас у вас в квартире живёт Людмила, ваша старшая дочь, которая недавно ушла от своего третьего мужа. Но ничем не могу вам помочь.

Наина хотела обратиться за поддержкой к сыну, но того уже не было в прихожей. Он сидел в своём кабинете и писал докторскую диссертацию на тему «Как меняется поведение бабочек при изменении климата в среде их обитания». ©Михаил Лекс