Найти в Дзене
Живописные истории

«Избиение святого Стефана» Рембрандта ван Рейна

На основании подписи и датировки, а также других доказательств, эту хорошо сохранившуюся работу, стилистически достаточно согласующаяся с другими ранними историческими картинами Рембрандта ван Рейна (1606-1669) можно принять как самое раннее его произведение. Показанная история основана на Деяниях 7:54-60. Избиение камнями святого Стефана происходит недалеко от Иерусалима, купола и башни которого видны на заднем плане. Он стоит на коленях в центре толпы людей, бросающих в него камни. Кругом полно зевак. Взгляд святого устремлён в верхнюю левую часть картины, откуда исходит луч божественного света (благодаря этому на картине имеются две группы очень по-разному освящённых людей). В темноте, слева от этого луча, перед стеной, можно заметить две фигуры на лошадях: это высокопоставленный сановник со своим знаменосцем. На возвышении недалеко от происходящего сидит юный Саул. Он указывает в сторону Стефана, глядя на одного из прохожих находящихся рядом с ним. А в крайнем правом углу на за

На основании подписи и датировки, а также других доказательств, эту хорошо сохранившуюся работу, стилистически достаточно согласующаяся с другими ранними историческими картинами Рембрандта ван Рейна (1606-1669) можно принять как самое раннее его произведение.

Рембрандт ван Рейн «Избиение святого Стефана», 1625 г.
Рембрандт ван Рейн «Избиение святого Стефана», 1625 г.

Показанная история основана на Деяниях 7:54-60.

Избиение камнями святого Стефана происходит недалеко от Иерусалима, купола и башни которого видны на заднем плане. Он стоит на коленях в центре толпы людей, бросающих в него камни. Кругом полно зевак.

-2

Взгляд святого устремлён в верхнюю левую часть картины, откуда исходит луч божественного света (благодаря этому на картине имеются две группы очень по-разному освящённых людей).

В темноте, слева от этого луча, перед стеной, можно заметить две фигуры на лошадях: это высокопоставленный сановник со своим знаменосцем.

-3

На возвышении недалеко от происходящего сидит юный Саул. Он указывает в сторону Стефана, глядя на одного из прохожих находящихся рядом с ним.

А в крайнем правом углу на заднем плане, недалеко от городских стен, изображена группа из трех стоящих фигур, среди них есть пожилой бородатый мужчина (возможно, Гамалиил), который активно жестикулирует руками.

-4

Исходя из рентгеновских снимков картины (см. рис. внизу), можно сделать вывод, что некоторые фигуры на переднем плане были изменены на более поздней стадии работы.

Например, имеются изменения в контуре тюрбана и бороды всадника слева, силуэте первого камнеметателя слева, руке второго, камне в руках бросающего сверху и волосах самого дальнего побивающего справа.

-5

Слева над фуражкой знаменосца, если присмотреться, темной краской на коричневом фоне нанесена подпись автора и дата написания картины Rf 1625.

-6

Картина имеет многочисленные точки соприкосновения с другими ранними работами Рембрандта.

Например, с панно «История Лейдена»

«История Лейдена», 1626 г.
«История Лейдена», 1626 г.

или с «Ослом пророка Валаама»

«Осёл пророка Валаама», 1626 г.
«Осёл пророка Валаама», 1626 г.

и, особенно, с «Изгнанием торгующих из храма»

«Изгнание торгующих из храма», 1626 г.
«Изгнание торгующих из храма», 1626 г.

Картина находится в Лионском музее изобразительных искусств.

Статьи о жизни и творчестве Рембрандта ван Рейна:

Рембрандт | Живописные истории | Дзен