Найти в Дзене
Белинский

Кто есть кто в романе Transhumanism Виктора Пелевина

На мой взгляд, лучше эту статью было бы назвать "Who is who в романе Transhumanism Виктора Пелевина", или даже "Who is who in the novel Transhumanism by Viktor Pelevin", но вряд ли кто-то будет набирать в Яндекс это "who is who". А вот "кто такой Гольденштерн?" - вполне возможно. Но прежде чем рассказать вам (если вы еще не знаете) кто такой Гольденштерн, я немного потяну время, чтобы отпал тот, кто забрел сюда случайно, но после прочтения первого абзаца еще не ушел. Я вспомню, как один раз мне сказали, что неприлично в тексте называть Писателя по имени и отчеству. Писатель - он звезда, он бог и во многих случаях уже давно мертвый, поэтому называть его надо по фамилии. А имя и отчество - это как-то фамильярно. Есть даже такая инструкция, которая применяется при сдаче ЕГЭ. Применяется она избирательно к тем сочинениям, где все и так из рук вон плохо. И вот, вспоминая это, я хочу сказать, что Виктор (именно Виктор, потому что Пелевиных много, а Виктор - один) пишет совсем не то, что на
Оглавление

На мой взгляд, лучше эту статью было бы назвать "Who is who в романе Transhumanism Виктора Пелевина", или даже "Who is who in the novel Transhumanism by Viktor Pelevin", но вряд ли кто-то будет набирать в Яндекс это "who is who". А вот "кто такой Гольденштерн?" - вполне возможно.

Виктор пелевин серия трансгуманизм — купить по низкой цене на Яндекс Маркете

Но прежде чем рассказать вам (если вы еще не знаете) кто такой Гольденштерн, я немного потяну время, чтобы отпал тот, кто забрел сюда случайно, но после прочтения первого абзаца еще не ушел. Я вспомню, как один раз мне сказали, что неприлично в тексте называть Писателя по имени и отчеству. Писатель - он звезда, он бог и во многих случаях уже давно мертвый, поэтому называть его надо по фамилии. А имя и отчество - это как-то фамильярно. Есть даже такая инструкция, которая применяется при сдаче ЕГЭ. Применяется она избирательно к тем сочинениям, где все и так из рук вон плохо.

И вот, вспоминая это, я хочу сказать, что Виктор (именно Виктор, потому что Пелевиных много, а Виктор - один) пишет совсем не то, что на первый взгляд пишет. Вернее сказать, абсолютно не то что написано. Его текст обладает удивительнейшим свойством: когда его читаешь, то понимаешь, что написано одно, а прочитывается абсолютно, совершенно другое.

Это конечно объясняется понятными причинами, разобрав которые, мы в конечном итоге придем к избитому выводу о том, что у каждого читателя свой опыт, свой багаж мемов (в высоком смысле этого слова), свое прочтение.

Вот только где они эти прочтения?

Быков Пелевина больше не читает. Юзефович не критикует. Что же делать обычному читателю, который после покупки романа Виктора остается один на один со своими мыслями, в пустоте и некого спросить: "А что это было?" С кем или с чем можно сверить свои мысли? После прочтения Виктора, это часто просто необходимо сделать чтобы понять: "Нормальный ли я вообще?"

И вот чтобы вы поняли нормальный вы или нет, я написал для вас справочник. Норму. Эталон того, как надо понимать Виктора.

Ниже вы найдете описания героев романа Transhumanism и узнаете, кто из них кем является на самом деле.

Можете не благодарить, но поставьте лайк.

Если у вас другое мнение или вы видите, что какие-то важные персонажи ниже не описаны или описаны совсем не так как должны, то ваше мнение неверное, а персонажи которые вам кажутся важными, абсолютно не важны. Но напишите, пожалуйста, об этом обо всем в комментариях.

Справочник метафор романа Transhumanism:

Банка

Банка
Банка

Самое простое, но фундаментально-важное понятие. Оно содержит в себе много смыслов, но прежде всего, Банка - это бабло. Так же Банка - это власть и статус, но так как и власть и статус состоят на самом деле из бабла, подобно тому как графит и алмаз состоят из углерода, то Банка - это бабло.

Люди делятся на грейды по количеству бабла. Если у тебя нет бабла - ты нулевой таер. Если у тебя немного бабла - ты на первом таере, чуть больше - на втором и так далее. И никакой вечной жизни. Вечную и даже обычную жизнь людям заменяет бабло. Когда Виктор пишет Банка - нужно представлять себе не плавающий в ящике мозг, а кента с баблом. И это все конечно не про фантастический мир будущего, а про нашу теперешнюю жизнь.

Простите, что я пишу об этом, когда это должно быть понятно ежу. Но если не разобраться в элементарном, то дальнейшее обсуждение бессмысленно.

Чтобы мозгу было еще легче понять, что такое Банка и какова ее метафорическая роль, давайте представим что Банка - это квартира. У людей с нулевым таером Банки (квартиры) нет. Они ее снимают, или живут на улице (бескукушечники). У людей первого таера - хата однокомнатная. На верхних таерах живут самые обеспеченные кенты в охраняемых пентхаусах и что там у них в хоромах есть, что там происходит, чем они там занимаются, никто из посторонних не знает, потому что управляющая компания (Transhumanism inc.) заботится о privacy своих обеспеченных жильцов.

Еще раз, роман Transhumanism это не про будущее. Это про сейчас. Это Витин взгляд на его современную действительность. На Витину жизнь.

Виктор пелевин серия трансгуманизм — купить по низкой цене на Яндекс Маркете

Подытожив все выше сказанное, сделаем вывод, что Банка, она же Чан, она же Тыква, она же Череп. Обычный череп с мозгом внутри, при взгляде на который мы безошибочно определяем, к какому таеру он принадлежит, основываясь на количестве бабла, которое в глазах смотрящего.

Атон Гольденштерн

-3

Очень интересный персонаж. Он появляется в самом начале романа Transhumanism. Любой читатель сразу узнает в нем смесь Цукенбурга с Билом Гейтсом, Ларри Пейджа c Серджо Бринон, Стива Джобса со Стивом же Возником, да хоть и Илона Маска с Реем Кроком. Все они предприимчивые люди, перенявших у древних египтян технику переписывания табличек. И я не будут читать биографии этих пацанов, чтобы по тоненьким черточкам выяснить кого же именно "загадал" в романе Виктор.

Во-первых потому, что это не имеет никакого значения. Ведь Гольденштерн - это все перечисленные выше сразу и еще десять таких же сверху. А во-вторых потому, что это все конспирология и неправда.

А вот чтобы понять, кто такой Атон Гольденштерн на самом деле, нужно для начала вспомнить девочку Маню, в которую вселился Гольденштерн и то, на какие лекции он её водил.

"Гольденштерн неукоснительно водил Маню на занятия по историческому анализу..."

Шарабан-Мухлюев

Шарабан-Мухлюев
Шарабан-Мухлюев

Это знают все. Шарабан-Мухлюев - это Виктор в маске Тони Клифтона. Через маску Клифтона Виктор общается с критиками. Не с такими, как я: хорошими, умными и бедными, а с другими. С теми кому книги Виктора дают бесплатно еще до старта продаж, чтобы повысить revenue за символический sharing. Впрочем, при взгляде снизу, эти критики тоже кажутся очень хорошими и умными, и бывает даже неловко читать то, что там пишет этот Тони Клифтон.

Есть версия, что они заранее договариваются, кто что напишет, чтобы сделать шоу. А может у Виктора просто бомбит от того, что такие люди, которые собаку съели на литературе (да и не одну) не видят его богоподобных метафон так, как видим их мы с вами, дорогой читатель. Виктор пытается сместить точку сборки критика и прямо в тексте кричит ему:

Смотри! Смотри! Вот эта метафора тебе понятна?! Запомни это слово с*** ! Метафора! Весь этот текст одна сплошная метафора! Не воспринимай его буквально!

И кажется, Виктору удалось сместить точку сборки критиков. В последнее время, они о нем больше не говорят.

Но при всем при этом, важно держать в голове один момент: Шарабана-Мухлюева (как и Тони Клифтона кстати) не существует. И я хочу остеречь вас от того, чтобы вы искали, пороки каких конкретно критиков или писателей разоблачает Виктор. Виктор пишет своих персонажей и сюжеты, используя собирательные образы, которые формирует нейросеть.

Вы ведь слышали наверное, что Виктор пишет книги с помощью нейросети? Думаете это конспирология? Нет. Это чистая правда. Только эта нейросеть называется не Chat GPT. Она называется MOZG.

"Но имелся у нее и недостаток. Она была тайной кришнаиткой и постоянно выводила на экран всякие индийские картинки..."

Вишварупа

Вишварупа
Вишварупа

Ключевой образ для понимания личности Атона Гольденштерна. Вишварупа это вселенская форма бога Вишну, которую он показал принцу Арджуна. Форма эта была трансцендентальной, то есть не доступной для чувственного познания, следовательно и невыразимой, но свидетели описывают это приблизительно так:

"Арджуна увидел во вселенской форме бесчисленное множество зевов, бесчисленное множество глаз и удивительных видений, всю необъятную вселенную, сосредоточенную в одной точке пространства и вместе с тем разделенную на многочисленные части.."
Бхагавад-гита.

Как положено богу, Вишну есть начало, середина и конец и является всем и все состоит из него. И в общем-то Виктор это все без метафор изложил в романе. Читателю, который не читал ни Бхагавад-гиту ни тем более Махабхарату целиком, Виктор сообщает необходимый минимум, которого вполне достаточно для понимания того, кто такой Гольденштерн. Но если все же Бхагавад-гиту прочесть, то некоторые образы романа заиграют другими красками.

Хелпер

Хелпер
Хелпер

Хелперы. Они же холопы. Тут казалось бы все просто. Работающие на дядю люди без амбиций, отдающие плоды своего труда задаром. Это мы с вами. За одним маленьким исключением - холопы счастливы.

Вот что говорит об этом Вишну:

"Тот, кто действует, не стремясь наслаждаться плодами своего труда, обладает всей полнотой знания, всегда удовлетворенный и ни от чего не зависящий, он не совершает кармических действий, хотя и трудится не покладая рук"
Бхагавад-гита.

Читая эти строчки невольно задумываешься о "сослагательном наклонении": а что если бы Владимир Ильич, в свое время, набрался бы храбрости и принял бы в Советском Союзе Кришнаизм. Глядишь, и историческое колесо коммунистической сансары крутилось бы до сих пор.

Но это уже конспирология. Перейдем к фактам.

Кто такой Атон Гольденштерн на самом деле

Вы уже конечно догадались, поэтому я буду краток и изложу все в двух шагах.

Шаг № 1. Гольденштерн - это Вишну.

Мистический Гольденштерн в сознании Мани проходит путь от полного нуля до полной бесконечности. Сначала он - конспирологическая теория. Потом он оказывается реально существующим персонажем. Маня становится проводником для него, а тот, в каком-то смысле, наставником и отцом для нее.

Потом Маня понимает, что Офа - это тоже Гольденштерн. А это значит, что с такой же вероятностью, Гольденштерном может оказаться любой, кого она знает. И в момент смерти, когда время остановилось, Маня все поняла.

"И тогда Маня вспомнила, что она и есть Гольденштерн. Она поняла. Она наконец-то поняла все"

Потому что Гольденштерн - это все. Он есть начало, середина и конец и является всем и все состоит из него. Все есть симуляция его сознания. Поэтому Гольдерштерн никого не убивает. И никто не умирает. Есть только его вечное сознание.

Банально? Да, банально. Поэтому делаем второй шаг.

Шаг № 2.

"Он летел все выше и быстрее, поднимаясь сквозь разреженные слои бытия, пересекая границы возможного – и наступила секунда, когда он ясно пережил, как только что одновременно был глупой девочкой по имени Маня, с которой в этот раз начался его восход, ее подругой и терапевтом Офой, теткой, отцом, друзьями и подругами по лицею, пьяными скоморохами, злобным мозгом в чемодане и даже задушенными курами. Он был каждым из них – и никем."

"Его личная симуляция была совершенна. Он был бесконечно счастливой всесильной сущностью, для развлечения распавшейся на множество ограниченных и полных боли жизней. И теперь цепная реакция вовлекала в сферу его восприятия даже те сознания, которые изначально не были частью симуляции – и их становилось все больше. Такое невозможно было подделать. Бог возвращался домой, приближаясь к своему тайному трону, окончательному состоянию Всего Сразу, ждущему в конце пути."

Гольденштерн - это Вишнуктор.

Богоподобный озорник, переживающий катарсис. Его личная симуляция - это роман который он написал. Он является всеми своими персонажами. Он есть начало, середина и конец и является всем и все состоит из него.

Конец Мани для Гольденштерна-Вишну-Виктора означает конец романа. А когда роман закончен, то он на самом деле только рождается, воплощая симуляцию Гольденштерна в тысячах других миров, которые создаются звездой, к которой стремится Гольденштерн. А звезда - это читатель, с которым Виктор в своей симуляции сливается в вечном катарсисе.

"Как тебе такое Илон Маск?"
Виктор

Остается только вопрос: Что же такого прочитал Гольденштерн, когда долетел до той звезды? У меня есть несколько вариантов на счет того, что могло бы быть там написано. Но я слышал, что в последней части романа Transhumanism сам Виктор озвучивает эту надпись. Поэтому, зачем гадать? Я лучше прочитаю сам.

Я Серьезно. Я еще не дочитал Transhumanism до конца. Я прочел только две первые части: "Гольдернштерн все" и "Поединок".

Вот сейчас допишу, выложу все это в интернет и пойду читать дальше.

А потом вернусь. И расскажу вам всем, "кто такой Сасаки-сан на самом деле".

Ждите. Бойтесь.

"В Ведах описаны два пути ухода из этого мира: светлый и темный. Тот, кто уходит светлым путем, больше не возвращается сюда, тот же, кто уходит во тьме, будет вынужден вернуться."
Бхагавад-гита.
Виктор пелевин серия трансгуманизм — купить по низкой цене на Яндекс Маркете

Следующая статья уже вышла: