Российский рынок такси сталкивается с серьезными вызовами, связанными с нехваткой водителей. Эта проблема обострилась из-за ужесточения требований к миграционной политике и регулированию в сфере такси, что вынуждает многих водителей искать работу в менее требовательных сферах. В ответ на это крупнейший агрегатор такси в стране — «Яндекс такси» — объявил о значительном повышении тарифов.
С 25 октября в Санкт-Петербурге и Москве цены на услуги такси возрастут на 25%. В частности, тариф «Комфорт» подорожает: стоимость одного километра поездки увеличится с 12 до 15 рублей, а минута ожидания — также до 15 рублей.
В Санкт-Петербурге за километр поездки и минуту простоя пассажиры будут платить на 3 рубля больше, чем раньше, — 12 рублей. Стоимость подачи автомобиля по тарифу «Эконом» увеличится на 10 рублей, достигнув 149 рублей, при этом в нее теперь включены лишь 1 километр и 3 минуты ожидания вместо прежних 2 километров и 5 минут.
Компания пытается минимизировать негативный эффект от повышения цен, утверждая, что средний чек вырастет всего на 3-4%. Это достигается за счет сокращения включенных в стоимость подачи километров и минут ожидания. Повышение тарифов объясняется необходимостью привлечения новых водителей, которых сейчас остро не хватает. Особенно ощутимо увеличение цен будет в пиковые часы осенью и зимой, что связано с дополнительными затратами на обслуживание и содержание автомобилей.
Проблема дефицита водителей такси обсуждается уже несколько месяцев. Одной из причин является требование о наличии полиса обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП), который стал обязательным с 1 сентября. А получить его могут только те водители, у которых есть разрешение на работу в такси. И дело не в цене: средняя цена, во-первых, небольшая (от 2 000 до 4 000 рублей в год), а во-вторых, для оплаты можно прибегнуть к программе займов для водителей такси от платформы «Яндекс Про». Дело в другом:
утверждается, что для получения разрешения нужно пройти аттестацию и другие требования, согласно закону «Об организации перевозок пассажиров» 580-ФЗ РФ, чего многие самозанятые сделать просто не могут. В итоге Союз пользователей цифровых платформ «Цифровой мир» даже обращался к премьер-министру Михаилу Мишустину с просьбой отсрочить вступление закона в силу, поскольку получение нового полиса сопряжено с трудностями.
В ответ на эти вызовы в Государственной Думе рассматриваются меры по смягчению требований для самозанятых таксистов. Планируется освободить их от обязательных технических и медицинских осмотров, а также позволить оформлять путевой лист по собственному усмотрению. Кроме того, в страховке не будет необходимости указывать, что автомобиль используется для коммерческих перевозок, и не потребуется перекрашивать машину в определенные цвета. Эти меры направлены на привлечение большего числа водителей в такси, что, как ожидается, поможет стабилизировать рынок и смягчить последствия повышения тарифов для пассажиров.