По рождению – дворянка, по жизни – преданная комсомолка. Она несла искусство танца, как на театральных подмостках, так и на грязной фронтовой земле, выступая перед солдатами. Страдала, когда арестовали второго супруга, потеряла зрение после кончины третьего мужа. Ее считали любовницей советского вождя. Все это – детали судьбы прославленной танцовщицы Ольги Васильевны Лепешинской, о смерти которой не утихают споры.
Будущая талантливая артистка балета появилась на свет в Киеве 28 сентября 1916, в семействе известного инженера-строителя мостов Василия Лепешинского. Мама Мария занималась домашним хозяйством. Родители мечтали о сыне, а родилась дочка Оля, «задуманная мальчишкой». Среди детских игрушек ребенка отсутствовали куклы, а были лишь мишки да зайцы. Девчонку-непоседу друзья звали Лешкой. Оле очень нравилось танцевать, однако о карьере балерины и речи не было. Ей хотелось, как отец, возводить мосты. Девочка мечтала о том, что она первой будет ехать по ним на поезде, доказывая верность расчетов и надежность конструкции. А вот мама видела свою дочь танцовщицей, несмотря на скептическое отношение к этой идее ее супруга.
Судьба девочки по воле случая решилась Владимиром Лениным, с которым дружил Пантелеймон Лепешинский – дядя Оли. К тому же, он еще и жил с советским вождем в одном доме. Однажды Мария зашла к Владимиру Ильичу в гости. Слово за слово, разговорились о дочери Лепешинских, ее увлечении танцами, а также о том, что отец не приветствует такое занятие. Ленин тогда сказал, что трудолюбие и дисциплинированность делают хорошей любую профессию, будь то строитель мостов или балерина, радующая зрителей своим искусством. Эти слова стали стимулом для Марии, и она решила отдать дочь в балетную школу.
Однако приемная комиссия сочла Олю не столь одаренной, как другие кандидатки. Правда, она заняла место первой претендентки на поступление. Так случилось, что одна из поступивших заболела, и Ольгу приняли вместо нее. Девочка буквально на лету схватывала практически все движения, кроме фуэте. Однако не в характере девочки было отступать. Да и мама оказывала ей большую поддержку. Вместе они ждали, когда закроется школа, и все отправятся по домам. Мария «подкупала» сторожа Кузьму пачкой папирос «Казбек», и тот открывал репетиционный зал. Оля надевала балетную обувь, чертила круг на полу и начинала заниматься. Поначалу «вылетала» из круга, сделав 6 фуэте, спустя время – 8. После упорных тренировок повторяла это виртуозное движение, не выходя за нарисованные линии, целых 64 раза!
Благодаря темпераменту, упорному труду Ольга добилась успеха. В московском балетном училище из слабых она выбилась в лучшие ученицы. Еще во время обучения юную Лепешинскую пригласили в Большой театр, где ей давали небольшие роли. В 16-летнем возрасте Ольга исполнила партию Феи Драже в легендарном балетном спектакле П. И. Чайковского «Щелкунчик».
В 1933, после окончания балетного заведения, Ольгу приняли солисткой в Большой театр. Это было поразительно, ведь начинающих балерин выпускали на второстепенные роли в кордебалете. Но Лепешинская оказалась исключением. В том же году ей была предложена ведущая партия Лизы в спектакле французского балетмейстера Жана Доберваля «Тщетная предосторожность». Искрометная техника, филигранная точность движений, энергичный темперамент танцовщицы покоряли зрителей. В 1935 Лепешинская дублировала знаменитую балерину Суламифь Мессерер в роли Суок в постановке В. А. Оранского «Три толстяка», благодаря которой стала известна публике. Следующий год принес ей роль принцессы Авроры в «Спящей красавице». Невзирая на то, что внешность балерины не совсем сочеталась с ролью, она благодаря своему таланту и удивительной энергии станцевала блестяще. В прессе того времени писали, что Лепешинская подкупает зрителей своим деятельным жизнелюбием и оптимизмом.
В конце 1930-х танцовщица блистала в роли Полины в «Кавказском пленнике» Б. Асафьева по мотивам известной пушкинской поэмы, потом было воплощение балетного образа Маши в легендарном «Щелкунчике». Триумфом балерины должна была стать роль Одетты-Одиллии в «Лебедином озере». Однако она после нескольких выходов на сценические подмостки отказалась от исполнения этой роли – мечте любой балерины. Требовательная к себе Лепешинская пояснила, что у нее нет нужных качеств, дабы почувствовать единство с образами. Она ощущала, что ее исполнение не является безупречным.
25-летняя артистка в 1941 была удостоена Сталинской премии первой степени, которую ей дали за исключительные достижения в балетном искусстве. Лепешинская была постоянной участницей кремлевских концертов. Сталину нравилось ее исполнение, поэтому он старался не пропускать спектаклей Большого театра, где была задействована танцовщица. Вождь даже назвал девушку «стрекозой» за жизнерадостность и виртуозные па.
Коммунистические убеждения были близки Ольге с детства. В девятилетнем возрасте она читала «Комсомольскую правду». О своих дворянских корнях старалась не упоминать. Исключением был лишь «прокоммунистический» дедушка, которого девушка почитала за открытие им в собственном поместье школы для крестьянских ребятишек. Других родственников юная Оля не воспринимала. Однажды для концертного выступления на концерте мама хотела прикрепить ей на воротничок старинные бабушкины кружева, но девочка, закатив скандал, категорически отказалась надевать «принадлежность класса угнетателей».
Лепешинская вела также активную общественную деятельность. В начале 1930-х годов она занимала должность замруководителя правления Клуба артистов. В 1939 артистку избрали депутатом Моссовета. Ольга занималась спортом, сдавала нормативы ГТО, отлично стреляла, свидетельством чему является полученный ею значок «Ворошиловский стрелок». Неудивительно, что в самом начале Великой Отечественной она пошла в военкомат для отправки на фронт.
Лепешинскую направили проходить медицинские курсы в московскую больницу, где в отделении челюстной хирургии она поняла, что с такую работу выполнять не сможет. Когда девушка увидела человека с половиной лица, то практически сразу свалилась без чувств. После этого пришло решение, что она будет работать для фронта по-иному.
Артистка вместе со своими товарищами по искусству провожала солдатские эшелоны, которые отправлялись на фронт. Однажды, говоря пламенную речь, Ольга услышала просьбу бойца, который, узнав балерину, сказал, что лучше бы она танцевала. Ей стало понятно, что необходимо заниматься тем, что у тебя получается лучше всего. И тогда она решила выступить непосредственно на перроне. Артистка выложилась по полной: танцевала то, что помнила: русскую пляску, грузинскую лезгинку, цыганский танец… Так балерина в числе первых стала выступать перед солдатами и офицерами непосредственно в зоне боевых действий.
Она танцевала в труднейших условиях. Места выбирать не приходилось: песок, земля, каменные плиты. Лишь бы была более-менее ровная площадка. Пуанты превращались в грязные тряпочки, ноги часто проваливались в грунт, из-за чего впоследствии балерина заработала искривление позвоночника. Однако Ольга, по ее словам, на фронте испытывала особенные минуты счастья.
Случались довольно серьезные травмы. Дело было в Черновцах, когда партнер с балериной на руках упал в яму, предназначенную для оркестра. Артистка сгруппировалась, чтобы не упасть на мужчину и не сломать ему позвоночник. Вот только сама получила сильное повреждение ноги. Из последних сил она прошла по сцене и уже за кулисами упала без сознания. Сустав ей вправил ветеринар.
В составе артистической бригады Лепешинская колесила не только по родной стране, но и по Югославии, Болгарии, Венгрии, Румынии, Австрии. Концертное выступление в столице Польши завершило ее фронтовое турне. Тогда в только что освобожденной от фашистов Варшаве ей пришлось танцевать трижды из-за того, что менялись зрители. У публики, смотрящей выступление мастеров Большого театра, да и у самих артистов блестели слезы на глазах.
Тогда же Лепешинской была получена телеграмма от балетмейстера Захарова с требованием незамедлительного возвращения в Москву для репетиции «Золушки», которая ставилась специально для нее. Сотрудники Большого театра были напуганы видом артистки, явившейся прямо туда в фуфайке и грязных сапогах.
Замужем Лепешинская была три раза. Первый муж – одесский режиссер Илья Трауберг, который приехал в столицу, где и увидел Ольгу, которая во время выступления упала на «мягкое место». Удивительно, но эта нелепая и смешная ситуация как раз и поразила Трауберга. Потом состоялось знакомство молодых людей. После двухлетней переписки они поженились. Долго вместе не прожили. Брак распался еще в довоенное время.
Вторым супругом балерины стал генерал-лейтенант МГБ Леонид Райхман, с которым Ольга была вместе до начала 1950-х. Забрали Леонида на улице, а потом в ночное время и Ольгу отвезли в особняк Берии. Лаврентий Павлович поначалу задавал вполне невинные вопросы, в частности, о том, довольна ли она своей работой. Но потом резко сменил тему и стал говорить о том, что, по слухам, Лепешинская не испытывает доверия к советской власти и считает, что ее супруга неправомерно подвергли аресту. Тогда артистка, опершись на крышку стола, чтобы избежать падения, честно ответила, что они должны разговаривать как коммунисты. Если Леонид виновен, то его нужно наказать, если нет, то выпустить. Спустя год Райхмана освободили, однако к супруге он не возвратился, понимая, что может разрушить ее балетную карьеру.
Знакомство с третьим мужем произошло в 1956 , можно сказать, случайно. Армейский генерал Алексей Антонов увидел промокшую от дождя Ольгу возле гостиницы «Советская». Продрогшая молодая женщина вызвала у офицера чувство жалости, и он подвез ее к дому. Ольга приметила красивого, отлично сложенного мужчину, беседа с которым была веселой и интересной. И тому тоже понравилась привлекательная стройная девушка. Их совместная жизнь продлилась счастливые семь лет. Алексею было интересно театральное искусство. Спектакли с участием жены он смотрел с удовольствием. Ему нравилось общаться с коллегами и друзьями Ольги. Трагедия случилась в 1962. Внезапная смерть от оторвавшегося и попавшего в сердце тромба унесла любимого человека. Балерина к тому времени уже имела проблемы со зрением. Во время похорон Алексея безутешная Ольга совершенно ослепла.
Несмотря на то, что Лепешинская имела трех мужей, ходили слухи о ее любовном романе со Сталиным. Ведь он 17 раз посетил спектакль «Огни Парижа» с участием молодой танцовщицы. Некоторые современники балерины считали, что Иосиф Виссарионович был в восторге от нее. Журналистом и литератором Иваном Гронским в его мемуарах даже делались намеки, что Сталин очень благоволил к некой балерине: ходил на все ее выступления, подвозил к дому, где оставался до 2-3 часов ночи. Впрочем, имя артистки названо не было, а доказательства отношений Сталина и Лепешинской не обнаружены.
Через месяц после кончины супруга зрение к Ольге постепенно возвратилось. Однако к работе в театре она не приступила. Ее отправили в Италию для дальнейшего лечения. Когда Лепешинская приехала в Рим, к ней пришла директор Академии танцев и попросила взять хоть один класс для обучения. Артистка, имея по-прежнему проблемы со зрением, откликнулась на ее просьбу. Каково же было ее разочарование, когда во время экзамена на сцене она увидела 8 «лепешинских» с ее книксеном и манерами. Прославленная балерина вынесла для себя урок: ни при каких обстоятельствах не следует отнимать у учеников их индивидуальность. С того времени Лепешинская при ведении занятий давала возможность ученицам сохранять свое «я» даже вопреки постулатам классической школы.
После приезда на родину Ольга Васильевна предприняла попытку возвращения на театральные подмостки. Она даже поучаствовала в любимой сцене из «Вальпургиевой ночи». Однако после данного выступления осознала, что так, как раньше, с радостью, столь любимой публикой, она танцевать не может. Балериной было принято решение заниматься только преподавательской деятельностью.
Она передавала свой опыт на мастер-классах во многих зарубежных городах Германии, Австрии, Швеции… В Берлине просто на улицах вместе с немецким балетмейстером «Комише опер» Лепешинская «отбирала ноги» для местного театра.
Энергия Ольги Васильевны распространилась и на публичную деятельность. С начала 1970-х она занималась организацией балетных конкурсов, работала на телевидении, в редакционной коллегии «Энциклопедии балета» и т. д. А наград у легендарной балерины было так много, что разместить на груди их было невозможно.
Артистка скончалась в 93-летнем возрасте, в декабре 2008. После погребения разразился скандал по поводу ее наследства. Дело в том, что артистка незадолго до кончины оформила дарственную на квартиру, отписав ее некоему Вячеславу Борульнику. В прошлом сотрудник спецслужб стал посещать Лепешинскую за 1,5 года до ее ухода из жизни. Он бескорыстно помогал пожилой женщине в покупке продуктов, лекарств, став для нее «своим». Правда, друзьями балерины было замечено, что из ее квартиры стали исчезать произведения искусства, ювелирные изделия, со счета было снято 1,5 млн. «похоронных», а в появившемся странном завещании Лепешинская отдала распоряжение предать ее тело кремации. Все это дало повод для прокурорской проверки, которая сочла все документы оформленными без нарушений закона. Шумиха в средствах массовой информации побудила Борульника передать некоторые любимые вещи Ольги Васильевны в музей.
Впрочем, память о Лепешинской живет не столько в оставшихся от нее предметах, сколько в записях балетных выступлений юной жизнерадостной талантливой танцовщицы.