Начало здесь
Анна Федоровна Монахтина, помощница начальницы Воспитательного дома благородных девиц, приложила собственную руку к благоустройству усадьбы Осиновая роща. При ней появились фруктовые сады и огороды, начали обновляться строения.
Справочно
Сын Анны Федоровны Монахтиной, урожденной Диктоген, и обер-штер-кригскомиссара генерал-майора Фёдора Родионовича Монахтина, Фёдор Фёдорович – герой Отечественной войны 1812 года. Именно про него строки Лермонтова "Полковник наш рождён был хватом: Слуга царю, отец солдатам… Да, жаль его: сражён булатом, Он спит в земле сырой." Федору Федоровичу принадлежат слова, произнесенные на Бородинском поле: "Ребята! Представьте себе, что это — Россия, и отстаивайте её грудью!" Монахтин скончался от ран, безутешная мать воздвигла ему памятник "Единственному моему сыну". К сожалению, не знаю, сохранился ли.
При Монахтиной, во втором браке Огородниковой, содержался в порядке парк, разбитый предшественниками. Главным украшением большого английского парка, переходящего в лес всегда были четыре озера – Малое, Среднее, Большое, и Глухое. Когда-то все они были соединены рукотворными каналами, как знать, возможно почти заросшие протоки порадуют когда-нибудь и современников.
После смерти Анны Федоровны имение перешло её супругу Михаилу Огородникову, после кончины которого отошло в казну. Чехарда с собственниками продолжилась и каждый вносил что-то свое в обустройство усадьбы.
В 1821 Николай I дарит Осиновую рощу светлейшему князю Петру Васильевичу Лопухину, вдова которого возводит на берегу Среднего озера деревянный усадебный дом по проекту Викентия Ивановича Беретти. О! Это был не дом, его и называли чаще дворцом, да и озеро получил название "Дворцовое".
Центральный корпус завершал бельведер, центральный подъезд был украшен шестиколонным портиком. На устоях широких ступеней со стороны озера, служивших постаментами, располагались скульптуры сфинксов с лицом и грудью женщины и телом льва (утрачены).
В середине первого этажа располагалась большая столовая, её окна и двери выходили на озеро. С одной стороны от неё были кабинет и библиотека, с другой – гостиные. На втором этаже над столовой – танцевальный зал с выходом на балкон. В композиции капителей колонн танцевального зала была включена женская головка с чертами основательницы усадьбы Екатерины Николаевны Лопухиной. По сторонам от зала – гостиные и личные покои.
Лопухина активно занялась обустройством усадьбы, превратив Осиновую Рощу в парадно-представительский дворцово-парковый ансамбль. Все старые усадебные постройки были снесены, Беретти кроме дворца построил каменные оранжереи, скотные и птичьи дворы, флигели для дворовых людей, распланировал парк.
Справочно
Петр Васильевич Лопухин, министр юстиции, председатель Государственного комитета министров, был в чести у трех императоров. Павел I подарил ему свой портрет, что было признаком особого расположения. В 1799 году Лопухин получил бриллиантовый знак ордена Св. Андрея Первозванного и стал князем с титулом светлости. Однако званию Лопухин особого значения не придавал, считая, что «титул светлости не просвещает ума, не греет на морозе, не делает светлее тёмную комнату». Александр I возвратил его на службу после добровольной отставки, Николай I не принял отставку и просил продолжать присматривать за делами государства, что князь и исполнял до своей смерти в 1827 году. Принес огромную пользу государству вообще и Санкт-Петербургу в частности.
Екатерина Николаевна Лопухина (урожденная Шетнева), вторая жена П.В.Лопухина, статс-дама, кавалерственная дама, хозяйка и устроительница не только усадьбы в Осиновой Роще, но и подмосковной Введенское. Интересная внешне, но малообразованная, суеверная княгиня Лопухина пользовалась в свете самой незавидной репутацией, несмотря на это, имела много поклонников и обладала высокой жизненной активностью.
Про грядущих хозяев имения в следующий раз, сейчас сразу к судьбе дворца после революции. В 1918 году в имении устроили совхоз, здание усадебного дома отдали сельско-хозяйственному учебному заведению, но всего через 2 года дворец и парк начали использовать как дом отдыха.
После войны, как мы помним, усадьбу занял крупный гарнизон. Во дворце располагался штаб учебной дивизии и военные содержали этот деревянный памятник архитектуры в отличном состоянии.
Место облюбовали кинематографисты, впрочем, еще с 1920-х: "Дворец и крепость" А.Ивановского, 1923; "Дубровский" А.Ивановского, 1936; "Дворянское гнездо" А.Кончаловского, 1969; "Агония" Э.Климова, 1975; "Подранки" Н.Губенко, 1976, все это здесь.
Военная часть покинула Осиновую Рощу. Усадебный дом еще в 70-е арендовал институт "Электрон", даже был разработан проект реставрации. А в 1991 случился пожар. Сгорела основная часть дворца, уцелели боковые флигели и подвалы, которые с каждым годом разрушались, наконец, несмотря на планы по восстановлению, несмотря на охранный статус, в 2021 остатки усадебного дома снесли. Сейчас территория огорожена, что там внутри, стоит ли рассчитывать на возрождение, бог весть. Насколько знаю, это частная теперь территория.
Возвращаясь к Лопухиным. После смерти Екатерины Николаевны усадьбу наследует сын Лопухиных, Павел Петрович. Жил новый владелец в Корсуне, наследство его мало заботило, годами всё пустовало и ветшало. Наконец, в 1847 году Павел продает имение генерал-лейтенанту Василию Васильевичу Левашову, положившему начало новой жизни имения.
Продолжение следует...