В переписной книге Водской пятины 1500 года на месте современного самого северного района Петербурга указана деревня Хабаканка. Точнее, деревень с таким названием было несколько с шестью дворами на все, жили в них Васко Офромеев, Якимко Климов, Ивашко Кононов, Якимко Климов (2-й), Федко Гридин, его сын Захарко и Сидко Юрикин. Принадлежали Ореховскому и Рождественскому монастырям, относились к Карбосельскому погосту, жили, как и все пограничье, бедно и тревожно, ожидая налета из европейского райского сада. Если вы обратили внимание, имена все вроде бы русские, однако название...
Налёт, разумеется случился, почти на сто лет воцарилась Швеция и на карте Нотебургского лёна появилась деревня Hapakonagas. Наверное, в те давние времена здесь росли осины, по крайней мере, основная версия современного названия – перевод с устаревшего финского, Осиновая Роща. Есть мнение, что название трансформировалось из Осиной рощи, много было ос; встречается написание Осипова роща, что за Осип такой неизвестно, но они менее убедительны. Тем не менее, на данный момент осин в Осиновой Роще нет, такая вот коллизия.
В родную гавань местность вернулась при Петре Алексеевиче. В 1706 году царь предпринял первый поход на Выборг, тогда войско собралось как раз у Осиновой Рощи и выдвинулось на север. В 1710 Петр 1 и Апраксин останавливались здесь по дороге в только что отвоеванный Кексгольм (Приозерск). В этом же году корпус под командованием генерал-адмирала Федора Андреевича Апраксина внезапно для шведов осадил Выборг и овладел шведской крепостью. За эту победу и другие славные достижения царь Апраксину и пожаловал мызу Осиновая Роща. Занимала она значительную территорию, на которой сейчас расположены кроме самого поселка, Дибуны, Юкки, Левашово, Песочный. Был ли на мызе построен какой-то усадебный дом неизвестно, вероятно что-то да имелось.
После смерти Федора Апраксина имение перешло к его брату, а в 1765 его купил граф Орлов (по другой версии, Екатерина II подарила Осиновую Рощу фавориту в 1766). Григорий Григорьевич всего несколько лет владел имением, но его благоустроил. В развилке между Выборгским и Кексгольмским трактами была возведена усадьба с парком, часть которого занимал Зверинец. В нем свободно гуляли олени, козы, лани, было много зайцев, разводили павлинов, фазанов, лебедей, нильских и маргеланских гусей. Говорят, после продажи Осиновой Рощи в казну, светлейший в Гатчине и Ропше, в ведении хозяйства, опирался на осиновецкий опыт, и Зверинец завел на осинорощинский манер.
В 1777 Екатерина дарит мызу Потёмкину. Светлейший князь не слишком занимался имением, у него уже были Островки, хотя внес свою лепту в благоустройство, скорее всего именно тогда были проведены гидротехнические работы, да и Зверинец функционировал, охотой двор увлекался всегда.. Навредить тоже успел – приказал закрыть Чернореченский завод, снабжавший чугуном и сталью Сестрорецкий оружейный, поставив под вопрос существование последнего.
Справка
Чернорецкий (Чернореченский) завод близ мызы Осиновая Роща, работавший на выплавке из болотной железной руды (Большое болото Дыбуны) чугуна и стали был построен в 1735 году, став поставщиком недорогого металла Сестрорецкому оружейному, в непосредственной близости от которого находился, всего в 10 верстах. Как нетрудно догадаться, завод стоял на Чёрной речке, а деревня и сейчас называется Медный Завод.
Екатерина II в Потемкинском имении бывала, в мае 1778 она посетила усадьбу: "Осиновая Роща – место восхитительное! У ваших ног Петербург, море, горы, леса, поля, камни. Чёрт подери, это прекрасно!" В письме Гримму императрица описывала прекрасный вид из окна на озера и леса и досадовала, что всю ее свиту пришлось разместить в десяти комнатах. Вероятно и Потемкину пеняла на несоответствующий статусу дом, по крайней мере, Григорий Александрович собрался построить загородную резиденцию с каменным дворцом, архитектор Старов даже разработал проект в классическом стиле, но помешала очередная война со шведами. Вместо классического великолепия загородной резиденции, в Осиновой Роще появилась земляная крепость.
Объект совершенно неисследованный и загадочный. Предполагают, что Осиновецкий редут возвели в 1789 году для защиты Санкт-Петербурга с севера. В плане это пятиугольный штерн-шанец (укрепление в форме звезды) довольно небольшого размера. Это ближайший к городу сохранившийся редут XVIII века, названий у него несть числа: крепость Звезда, крепость Осиновая Роща, Осиновецкий редут, крепость в Юкках, земляная или дерево-земляная плюс название местности, выбирай что больше нравится.
В крепость вел единственный вход, оформленный каменными воротами. От ворот, конечно, не осталось и следа, а вход по-прежнему единственный. Рядом – егерские казармы (где-то были, не сохранились). По углам стояла артиллерия, а земляные стены по тем временам – идеальны при неприятельском обстреле, ядра в земле просто вязли, не причиняя вреда защитникам.
Никаких документов о строительстве не найдено. Никто на редут не нападал и на рубеже XVIII-XIX веков в нем размещались егеря. В 1796 году М.И.Кутузов принял здесь под свое командование полевые московские мушкетные батальоны.
Обширный ложемент (неглубокий окоп для стрельбы лежа или с колена), в форме уже 10-конечной звезды, при постройке казарм и хоз.помещений уничтожили после войны. Если смотреть на план 1902 года, можно представить как все было раньше.
Укрепление обмеряли в 1990-х. Высота вала 6,5 м, протяженность по периметру 650. На удивление сохранился и глубокий ров, и валы, все сильно заросшее. После войны территорию заняла воинская часть, в редуте устроили склад ГСМ. Этот склад последним покинул исторический район, возможно, поэтому не успели срыть валы под застройку. В 2015 году "Земляная крепость "Осиновая Роща" включена в реестр объектов культурного наследия.
Есть в крепости и загадка – говорят, что под ней разветвленная система подземных ходов. В 2000-х на дне рвов обнаружили несколько люков, один из них вскрыли. Вниз спускалась узкая старая лестница. На какую глубину, куда, неизвестно – обследования не проводили. Так же неизвестно время появления этих спусков, и ходов, если они есть. Удивительно нелюбопытный народ оказался.
Справедливости ради, в этом году сплошные заросли кустарника расчистили. Был проект устройства на территории редута общественного пространства, возможно, лед тронулся.
Все, что написано выше, это официальная версия. Есть и другие. По одной, штерн-шанец остался со шведских времен, а вовсе не построен при Екатерине, по другой, возведен при Петре в начале XVIII века.
Попалась как-то и вовсе конспирологическая. Основываясь на скромности фортификационных параметров и сомнительном расположении, автор предположил, что это и не крепость никакая, а "газовое месторождение", ресурсом из которого отапливали немаленькую усадьбу. Тем более, в господском доме сохранилась на тот момент печь странной конструкции и непонятного назначения.
На спутниковой карте прекрасно видно пятиконечную звезду. Сейчас крепость в центре жилого массива и конечно не безлюдна. Местные жители используют редут для прогулок.
Однако, возвращаясь в XVIII век, Потемкин к имению быстро охладел, а после его смерти мыза за долги отошла в казну, откуда Осиновая Роща вместе с Чернореченским заводом попала в аренду английского купца Шарпа. Он занимался "плющением железа", т.е. давлением под прессом. В 1797 Павел I передал усадьбу в потомственное владение генерал-майорше Монахтиной.
Продолжение следует