Найти в Дзене
Ваш дошкольник

Нарушение самооценки у ребенка

Мы постоянно сопоставляем себя с окружающими и на основе этого сравнения формируем представление о себе, своих талантах и умениях, особенностях характера и человеческих достоинствах. Именно так постепенно создаётся наше восприятие самих себя. Ребенок же составляет мнение о себе в первую очередь из оценок родителей. В семье ребёнок впервые сталкивается с вопросом, любят ли его и принимают ли его таким, какой он есть, сопутствует ли ему удача или не удача. В дошкольном возрасте у ребенка складывается ощущение благополучия-неблагополучия, которое и определяет, кем станет ваш ребенок в дальнейшем: Победителем, или Неудачником. Самооценка может быть, как завышенной, так и заниженной, или же находиться на среднем уровне. Важно, чтобы оценка, которую ребёнок даёт себе, соответствовала его реальным возможностям. Активность, находчивость, жизнерадостность и готовность к общению — вот те качества, которые характеризуют детей с адекватной самооценкой. Они с удовольствием участвуют в играх, не оби
Оглавление

Советы для родителей

Мы постоянно сопоставляем себя с окружающими и на основе этого сравнения формируем представление о себе, своих талантах и умениях, особенностях характера и человеческих достоинствах. Именно так постепенно создаётся наше восприятие самих себя. Ребенок же составляет мнение о себе в первую очередь из оценок родителей.

В семье ребёнок впервые сталкивается с вопросом, любят ли его и принимают ли его таким, какой он есть, сопутствует ли ему удача или не удача. В дошкольном возрасте у ребенка складывается ощущение благополучия-неблагополучия, которое и определяет, кем станет ваш ребенок в дальнейшем: Победителем, или Неудачником.

Самооценка может быть, как завышенной, так и заниженной, или же находиться на среднем уровне. Важно, чтобы оценка, которую ребёнок даёт себе, соответствовала его реальным возможностям. Активность, находчивость, жизнерадостность и готовность к общению — вот те качества, которые характеризуют детей с адекватной самооценкой. Они с удовольствием участвуют в играх, не обижаются, если проигрывают, и не задирают других, если побеждают.

Для детей с низкой самооценкой характерны такие черты, как пассивность, склонность к самокопанию, повышенная чувствительность и обидчивость. Они не стремятся участвовать в играх, опасаясь оказаться хуже других, а если всё же принимают участие, то часто обижаются и уходят. Иногда дети, которые часто получают негативную оценку в семье, стремятся компенсировать это в общении с другими детьми. Они хотят всегда и везде быть первыми и близко к сердцу принимают, если у них это не получается.

Дети с завышенной самооценкой стремятся быть лучше всех. Они часто говорят: «Я самый лучший (сильный, красивый). Вы все должны меня слушать». Такие дети могут проявлять агрессию по отношению к другим, которые тоже хотят быть лидерами в группе.

Основные правила формирования адекватной самооценки у ребенка.

  • Не стоит оберегать своего ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не нужно перегружать его тем, что ему не посильно. Всегда найдется круг дел, который вполне по силам ребенку. И от выполнения чего-то, за что он сам несет ответственность, ребенок получит подлинное удовлетворение.
  • Перехваливать ребенка, конечно же, не стоит, но еще хуже забывать поощрять его, когда он этого заслуживает. Не стоит применять к действиям ребенка взрослые оценки: то, что для вас само собой разумеющееся, для ребенка – маленькая победа, быть может. И она ему будет вдвойне приятно, если родители ее заметят и оценят по достоинству.
  • Поощряйте в ребенке инициативу и пусть он будет лидером во всех начинаниях. Но при этом стоит показать, что другие могут быть в чем-то лучше его, и это вовсе не обидно или страшно, наоборот, это значит, что у них можно чему-то научится.
  • Не забывайте поощрять и других в присутствии ребенка. Подчеркните достоинства другого, но не забудьте показать, что и ваш ребенок может также этого достичь. Поверьте, от такого подхода может быть гораздо больше пользы, чем от стандартного: «Ну конечно, ты опять не справился. А вот у Маши все всегда получается!».
  • Хороший прием воспитания у ребенка адекватной самооценки, это оценка родителями вслух своих возможностей и результатов дел. Ребенок копирует не только ваше поведение, он копирует и словесные обороты. И если вы привыкли жаловаться на жизнь, то и от ребенка вы рано или поздно услышите, что он ничего не может поделать. Вообще, чем чаще вы будете рассуждать вслух о своих успехах и возможностях, тем скорее вы получите от ребенка «обратную связь» в виде повторения ваших же слов. А, послушав себя со стороны, мы порою понимаем не только то, что и наш собственный подход к жизни нуждается в изменении, но и то, как и в какую сторону его надо менять.
  • И, наконец, никогда не сравнивайте своего ребенка с другими детьми. Лучше сравните его с самим собой таким, каким он был вчера, и каким он будет завтра. Дело в том, что в детском сознании нет еще пака понятия времени. Даже взрослому человеку порою трудно оценить, насколько изменился уровень его достижений по сравнению со вчерашним днем: всем нам для этого требуется оценка со стороны. Ребенок же вообще не может вспомнить, что он вчера еще не умел делать: в его сознании нет слова «вчера» в том понимании, в каком это видим мы. Так же как у него нет и «завтра». И поэтому, если сегодня ребенок испытал неудачу, поражение, то он убежден, что это «навсегда». То есть сейчас, весь мир для его полон огорчения и собственного неумения, несостоятельности. Смогли бы вы сами жить в таком мире? Попробуйте объяснить ребенку, что есть «завтра», в котором он будет еще лучше, умнее, смелее.

Важно понимать, что самооценка человека не является постоянной величиной. Она может меняться, особенно в раннем детстве. Каждое взаимодействие с ребёнком, каждая оценка его действий, отношение к его достижениям и неудачам — всё это формирует его представление о себе.