Найти в Дзене

Субъективная рецензия на Гарри Поттер и методы рационального мышления

Сегодня фиксирую впечатления и мысли о книге «Гарри Поттер и методы рационального мышления» Небольшой дисклеймер: я не то, чтобы активный читатель и, в отличие от игр, не имею претензий на какую-либо экспертность. Но поскольку в своем блоге что хочу, то и ворочу, то Конец небольшого дисклеймера Вообще, я разделяю довольно распространенное, насколько мне известно, среди разумных людей мнение о том, что фанфики это что-то типа когда малолетние фанатки некоего произведения в излишних деталях додумывают романтические отношения между понравившимися персонажами. Но данное творение мне порекомендовали сразу несколько людей, поэтому какой-то особой негативной пресуппозиции я не имел. Тем не менее, книга оказалась вообще не тем, что я ожидал. Мне почему-то казалось, что это будет что-то типа пересказа оригинала со стебом нелогичных моментов. На деле же, это полноценный, не побоюсь этого слова, роман с щепоткой психологического триллера и существенной детективной составляющей. Немного забегая вп
Оглавление

Сегодня фиксирую впечатления и мысли о книге «Гарри Поттер и методы рационального мышления»

Гарри Поттер и остальные персонажи принадлежат Джоан Роулинг, методы рационального мышления не принадлежат никому
Гарри Поттер и остальные персонажи принадлежат Джоан Роулинг, методы рационального мышления не принадлежат никому

Небольшой дисклеймер: я не то, чтобы активный читатель и, в отличие от игр, не имею претензий на какую-либо экспертность. Но поскольку в своем блоге что хочу, то и ворочу, то

Мне все равно
Мне все равно

Конец небольшого дисклеймера

Вообще, я разделяю довольно распространенное, насколько мне известно, среди разумных людей мнение о том, что фанфики это что-то типа когда малолетние фанатки некоего произведения в излишних деталях додумывают романтические отношения между понравившимися персонажами. Но данное творение мне порекомендовали сразу несколько людей, поэтому какой-то особой негативной пресуппозиции я не имел.

Тем не менее, книга оказалась вообще не тем, что я ожидал. Мне почему-то казалось, что это будет что-то типа пересказа оригинала со стебом нелогичных моментов. На деле же, это полноценный, не побоюсь этого слова, роман с щепоткой психологического триллера и существенной детективной составляющей. Немного забегая вперед, скажу, что это первая книга за очень долгое время которая прям реально меня увлекла со всеми вытекающими вроде «еще одну главу и спать», подавлением желания залезть в конец чтобы узнать чем закончилось (осуждаю) и посткнижной депрессией, когда история закончилась, но моральных сил перейти к чему-то новому нет еще несколько дней.

Че это вообще?

Чтобы было понятно о чем речь, немного о том, что вообще такое «Гарри Поттер и методы рационального мышления». По сути, также как и первоисточник, это история про мальчика-который-выжил, но с немного измененными исходными данными. Существенно отличаются от оригинала несколько персонажей, в том числе и сам Гарри Поттер. В этой вселенной сестра его матери вышла замуж не за Вернона, а за профессора Оксфорда, который, хоть и имеет свои недостатки, вполне ответственно относится к воспитанию мальчика, а также привил ему любовь к чтению, науке и рациональному мышлению. Поэтому, когда он сталкивается с магией, он не восхищенно удивляется всему, а пытается понять, как встроить обретенные знания в научную картину мира.

Вокруг Гарри регулярно происходят странные события, виновником которых, зачастую, оказывается он сам. Но чем дальше, тем активнее закручивается водоворот событий и в какой-то момент оторваться становится уже довольно трудно. Большой упор делается на развитии персонажей, их характеров и мировосприятия (а оно может меняться довольно резко, учитывая что герои – одиннадцатилетние дети), но и экшен, когда он появляется, тоже весьма хорош. Стоит также отметить то, что периодически я отрывался от чтения, ловя себя на мысли «что за сюр вообще происходит?». Тем не менее, с учетом того, что это фанфик, специфическим образом обыгрывающий оригинальные события, я закрывал на это глаза. И тем больше было мое удивление, когда в конце оказалось, что практически для всех этих странностей нашлось закономерное объяснение.

А в чем прикол?

Отдельно выделю несколько вещей, которые меня особенно впечатлили. Во-первых, это персонажи. Как я уже упоминал, несколько персонажей имеют существенные отличия от первоисточника, и в основном благодаря их действиям многое происходит не так, как в оригинале Роулинг. Еще ряд персонажей претерпел небольшие корректировки, которые, по сути, не меняют их характер, но скорее ставят их на более подходящее место. Например, Гермиона здесь попадает прямиком в Когтевран, а Невилл – в Пуффендуй. Что еще важнее, все персонажи, которые играют второстепенные и третьестепенные роли, получили существенно увеличенную глубину характеров. На этом немного остановимся. В оригинале на протяжении почти всего времени большая часть персонажей была довольно плоской: Малфой – высокомерный противный тип, Макгонагалл – строгая, но справедливая училка, Волдеморт – злой чел, который хочет всех убить. Только к последним книгам их характеры как-то начали развиваться, из-за чего отход Макгонагалл в конце седьмой книги от типичного поведения полностью ломает шаблон.

Примечание: ни это, ни дальнешие рассуждения не являются претензиями к оригиналу, это просто констатация.

В методах рационального мышления все эти герои играют такие же роли, но под их узнаваемыми шаблонами поведения скрываются характеры, мотивы и причины так себя вести. И иногда обстоятельства заставляют их отойти от привычных ролей, что делает их живыми людьми, к которым намного проще эмоционально привязываться и за действиями которых значительно интереснее следить. Это как трехмерная перспектива, дорисованная сзади картонной карточки с изображением персонажа. Почти все действующие лица имеют какие-то увлекающие внутренние конфликты, за которыми интересно следить и которые поднимают различные неоднозначные темы. Такая работа с действующими лицами производит впечатление и сильно оживляет мир.

Что еще делает мир значительно более правдоподобным – так это более продуманная логика его существования. Практически всё было перенесено из оригинала, но некоторые особенности и дополнительные ограничения делают происходящее в магическом мире значительно лучше воспринимаемым. Особенно запомнившийся пример – маховики времени. С ними протагонист (а равно с ним и читатель) знакомится довольно рано и относительно первоисточника у них есть две особенности: они могут отматывать время не более чем на шесть часов в сутки, а также магическим образом не позволяют создавать временные парадоксы. Казалось бы, небольшое дополнение, но если в оригинале, после введения маховиков времени, возникает вопрос «а почему бы не вернуться в прошлое и всё не исправить» буквально в каждой ситуации, но почему-то герои про него даже не вспоминают, то здесь это вполне обычный инструмент, который используется всегда, когда появляется необходимость. Более того, те персонажи, которые знакомы с принципом их использования, всегда помнят и о возможности использования маховиков другими волшебниками и учитывают ее при анализе возникающих ситуаций. За счет этого и других подобных ограничений, магия как бы перестает быть просто абстрактным имбовым волшебством, с помощью которого можно сделать всё что угодно, но которое все по какой-то причине игнорируют. Магия становится инструментом, и специалисты по ее использованию хорошо знакомы как со всеми возможностями, которые они могут использовать в различных ситуациях, так и с возможностями, которые могут использовать их противники против них.

Уже эти вещи делают книгу крайне интересной, но есть еще кое-что, что я хотел бы выделить. Как я уже упоминал, сквозь всю историю проходит детективная составляющая. Благодаря ней читатель практически до самой развязки не может быть уверен кому из персонажей вообще можно доверять. Эта часть сама по себе вполне неплоха, но по настоящему выделяющейся для меня ее сделали заигрывания с ожиданиями. Читателю заранее известно, что в оригинале этот персонаж был хороший, а этот плохой. Но хотя многие персонажи остались практически неизменными, часть изменилась существенно. А некоторые изменились лишь в деталях, но ведь именно в них и кроется пресловутый дьявол. И поэтому каждый раз, когда кто-то намекает, что априорно хороший персонаж может быть не таким уж и хорошим, приходится задумываться, действительно ли это так или всё же книга водит тебя за нос? А водит за нос книга регулярно, причем крайне изящно. Постоянно происходит что-то, что отсылает нас к оригиналу. Иногда это небольшие отсылки, а иногда действительно существенные события, исходы которых порой могут кардинально отличаться от ожиданий.

Еще из интересного я бы отметил тот факт, что философии всех факультетов, да и волшебников в общем, здесь уделено значительно больше времени чем у Роулинг. Поскольку среди действующих лиц есть представители всех факультетов, нам приходится довольно близко познакомиться с принципами, по которым распределяющая шляпа решает куда отправить ученика. И это, в свою очередь, тоже положительно влияет на восприятие мира.

Ну и че по итогу?

Пожалуй, на этом буду закругляться и переходить к выводам. Мне прям очень зашло и от меня книга получает однозначное изумительно. Вполне допускаю, что для кого-то сильные стороны книги могут оказаться не настолько интересны, но тем, кто всегда задавался вопросами по типу «как летающие ключи и шахматы должны защитить суперценный артефакт?» и «почему Волдеморт не создал 100500 крестражей из рандомных камней и консервных банок по всему миру?» скорее всего будет интересно.

Однозначно НЕ рекомендую тем, для кого книги Роулинг имеют какое-то сакральное значение. Также отмечу, что периодически читать про то, как малолетний токсик, думающий что он умнее всех (не всегда безосновательно), быкует на всех подряд, может быть не очень приятно. Но такие вещи и делают персонажей правдоподобными, так что не считаю это за объективный недостаток.

Напоследок, напишу одну мысль, которая мне пришла в голову уже во время написания этой рецензии. Пытаясь осмыслить свое представление о фанфиках я понял, что, возможно, мы пришли к тому этапу, когда добротный фанфик становится лучше канона, поскольку в то время как канон пишут люди, которым заплатили за сценарий, имеющий наиболее высокие шансы продаться как можно более широкой аудитории, фанфики безвозмездно создаются людьми, которые любят и уважают первоисточник и стремятся улучшить его, привнеся свои интересные мысли и идеи

Фанфики, написанные исключительно для удовлетворения эротических фантазий, а также литературные потуги вдохновленных подростков (которые суммарно составляют львиную долю всего написанного в этом формате) в данном случае не обсуждаются

Так или иначе, Проклятое дитя значительно больше напоминает плод воспаленной фантазии сумасшедшей фанатки, нежели методы рационального мышления. Пользуясь случаем, передаю привет новой трилогии Звездных войн, Кольцам власти и иже с ними. Вот и думайте теперь, как с этим жить дальше