Глава 51
После того, как Миша уехал, я старалась отвлечься, приводя в порядок домик и изучая всё, что можно о гостиничном бизнесе. Зина была удивлена, но рада моему звонку. Мы проговорили больше часа в первый раз, а потом общались ещё много. Мои первоначальные идеи быстро превратились в полноценные планы. И прежде чем я это осознала, Зина уже бронировала билет, чтобы встретиться со мной и Диной.
Костя и Глаша приходили к нам на ужин как минимум два раза в неделю. Свежий воздух и тишина шли девушке на пользу. Она уже могла позволить себе более долгие прогулки, постепенно восстанавливая силы, а её последний визит к врачу прошёл хорошо. Глаша хотела вернуться в университет осенью, но Костя пытался убедить её подождать ещё один семестр.
Костя много писал и, казалось, был доволен прогрессом дочери. Решение арендовать домик оказалось удачным как для них, так и для меня. Хотя мне и не хотелось это признавать, я спала лучше, зная, что рядом находятся другие взрослые. И было заметно, что и Миша чувствовал облегчение от того, что рядом со мной оказались хорошие люди.
Так или иначе, больше ничего не произошло. Возможно, всё это осталось в прошлом.
Визит Зины оказался полезным. Я приготовила праздничный ужин для её последнего вечера в «Сосновом бору». После трёх дней интенсивных обсуждений я чувствовала себя лучше подготовленной к новому бизнесу: Дина была готова сотрудничать со мной в организации встреч. «Они поддержат меня», – успокаивала я себя. А Зина продолжала оставаться важным ресурсом на будущее, но этот вечер был временем для отдыха.
Костя и Глаша присоединились к нам позже. Мы все собрались вокруг моего кухонного стола. Костя, Дина и Зина сидели с одной стороны, Ромка на одном конце стола, а Юля на другом. Я поставила тяжёлую тарелку с варёным мясом рядом с картофельным пюре и села на пустое место между Глашей и Лорой.
Глаша с нетерпением ждала, чтобы узнать о нашем прогрессе за последние несколько дней. Мне было приятно, что молодая девушка проявляла такой интерес к успеху моей базы отдыха.
– Вы уже решили, какие встречи собираетесь предлагать? – спросила она.
– Пока не все детали проработаны, – сказала я, – но в общем, мы хотим предложить женщинам место, где они могут научиться лучше заботиться о себе. Ромка, передай, пожалуйста, хлеб.
Костя взял поднос от Ромки и спросил:
– Можешь объяснить, что ты имеешь в виду, Кира?
Я улыбнулась, взволнованная возможностью поделиться нашими первоначальными планами.
– Я знаю, что хотим предложить здоровую еду и время для отдыха, конечно, но я хочу, чтобы это было не просто баловство. Мне бы хотелось помочь женщинам узнать больше обо всём: финансах, заботе о себе, постановке целей... что делать с отношениями, в которых они чувствуют себя в ловушке... Я бы хотела, чтобы наши встречи включали в себя упражнения, музыку, хорошую еду, обучение и общение. Что-то вроде обмена хорошим опытом, понимаешь?
Мы продолжали передавать блюда по кругу, пока у всех не наполнились тарелки.
– Звучит весело. Ты собираешься ориентироваться на определённую возрастную группу? – спросила Глаша.
– О, Глаша, ты прямо как специалист по маркетингу! – поддразнила я. – Нет, я так не думаю. Я хочу, чтобы это были женщины всех возрастов, чтобы они могли учиться друг у друга и наслаждаться общей компанией. У старших женщин больше опыта и мудрости, которыми можно поделиться, а у молодых женщин часто свежий взгляд. Мне нравится этот баланс.
Костя кивнул, соглашаясь, – его рот был слишком занят едой, чтобы ответить.
– Хорошая мысль, Кира, – сказала Глаша. – Тебе придётся найти инструкторов, если ты сама не собираешься вести занятия.
Я покачала головой.
– К счастью, я не настолько наивна, чтобы думать, что обладаю всеми необходимыми знаниями. Зина дала несколько советов, как найти инструкторов.
– Как только у тебя будет более чёткое представление, какие инструкторы нам понадобится, я смогу использовать местные сайты вакансий, чтобы посмотреть, какие таланты здесь доступны, – предложила Юля.
– Это было бы здорово, – сказала Зина. – Тебе придётся использовать как можно больше местных жителей, чтобы снизить расходы.
Дина тихо слушала разговор, уже обсуждавший многое из этого со мной и Зиной, но упоминание инструкторов внезапно подтолкнуло её к новой идее.
– Кира, может быть, ты могла бы предложить долгосрочную аренду домиков для тех, кого мы наймём? Если их расходы на жильё будут ниже, нам, возможно, не придётся платить им столько, и было бы очень удобно, чтобы они были рядом.
– А это отличная идея! – сказала я. – Нам придётся серьёзно подумать, сможем ли мы подготовить какие-то домики к зиме, чтобы они были пригодны для проживания.
– Кстати о зиме, – сказал Костя, – ты собираешься жить здесь круглый год?
Когда он задал свой вопрос, Ромка сразу насторожился. Он всё ещё не был уверен, заставлю ли я его сменить школу, несмотря на наши многочисленные жаркие разговоры за последние две недели.
– Ну... да, я планирую остаться здесь зимой. Так же, как и Дина. Юля вернётся в университет осенью, а Лора поедет домой к своему отцу, чтобы закончить последний год в школе, – я сделала паузу и посмотрела на Ромку, прежде чем продолжить. – Изначально я думала, что Ромка сменит школу и останется здесь со мной осенью, но он убедил меня пересмотреть это решение. А что, если у меня не получится? Я не уверена, что справедливо просить его бросить свою школу, пока мы не узнаем больше. На этой неделе мама его лучшего друга позвонила и предложила, чтобы Ромка пожил у них осенью. Я серьёзно обдумываю этот вариант.
– Да! – воскликнул Ромка, ударив кулаком по столу так, что столовые приборы подпрыгнули. Это известие стало для него новостью, и, очевидно, ему понравился такой поворот событий.
– Но помни, мелкий, – теперь я обратилась прямо к Ромке, – это временно. Мы пересмотрим весь вопрос со школой после того, как пройдёт несколько месяцев.
Сын поднял большой палец вверх и снова начал накладывать еду на тарелку, аппетит вернулся, теперь, когда он получил ответ.
– Раз уж с этим всё ясно, – сказал Костя, усмехнувшись, – когда вы планируете провести первую встречу?
– Вчера Игорь и папа приезжали и встретились с Зиной. Если я смогу решить вопрос с финансированием, брат планирует начать строительство на следующей неделе, – я встала, чтобы взять кувшин с лимонадом, стоявший на столе. Потом я обошла стол, разливая напиток по стаканам.
– Думаю, – добавила Зина, – если строительство завершится за два-три месяца, они могут рассчитывать на проведение первой встречи в начале ноября. Начать с нескольких коротких, не дольше выходных, а потом, когда всё наладится, – а трудности будут, – уже предлагать недельные встречи.
Я снова села на своё место.
– Мне нравится идея провести мероприятие в ноябре, – сказала я. – В День народного единства. Единство – хорошее слово.
– О, это было бы отличным стартом, – согласилась Юля. – Жаль, что мне придётся всё пропустить.
– Ты серьёзно, Юля? – спросила Дина. – Нам придётся пахать, чтобы это всё организовать. Может, ты даже обрадуешься, что тебя не будет в гуще событий!
– Вряд ли, – пробормотала дочь себе под нос.
После ужина она попросила меня с ней прогуляться. Когда вышли на берег водохранилища, дочь сказала:
– Мам, я не хочу возвращаться.
– Что? – я замедлила шаг. – Возвращаться куда?
– В университет.
Я остановилась и положила руку на плечо Юли. Её слова ошеломили меня. Никогда не думала, что она может придумать такое.
– Почему ты так говоришь? Я думала, тебе там нравится?
– Я много об этом думала в последнее время, – Юля пыталась объяснить. Я знала, что это было непросто для неё, и это огромный удар для меня. – Я всё ещё не определилась с выбором специальности. Кажется, это пустая трата денег, если я просто там без цели. А здесь столько всего происходит... Я бы лучше осталась и помогала со встречами.
Я тяжело вздохнула, закатала рукава и провела руками по лицу.
– Юля, бросать учёбу – это не вариант. Ты слишком много трудилась, чтобы дойти до этого. Откуда это вдруг?
Дочь попыталась убрать волосы с лица, но тёплый ветер с озера подхватил их, и она махнула рукой, собрав их в хвост и закрепив резинкой, которую всегда носила на запястье.
– Мам, я просто потеряна... Я не хочу бросать, хочу вернуться, но не сейчас. Да и к чему нужен университет в наши дни, если ты не хочешь стать врачом или кем-то подобным? Посмотри на тебя. У тебя есть степень магистра, и это, возможно, помогло тебе получить работу, но в итоге тебя всё равно сократили. А теперь ты занимаешься делом, для которого вообще не нужен был универ.
Эти слова больно задели меня, но я постаралась не показать этого.
– Прекрати. Никогда не думай, что учёба – это пустая трата времени. Диплом часто является билетом на игру, способом открыть двери. Даже если твоя будущая карьера окажется в совершенно другой области, ты упустишь множество возможностей без него. Работодатели зачастую даже не смотрят на тебя, если у тебя нет диплома.
– Мам, это глупо. А что, если я захочу работать здесь, помогать тебе управлять базой? Ты хочешь сказать, что даже не посмотришь на меня?
Я прищурилась, глядя на Юлю. Сейчас она вела себя, как настоящая капризная девчонка.
– Юля, я каждый день использую навыки, которые начала осваивать ещё в университете и продолжала развивать последние многих лет. То же самое с твоими тётями и дядей. У Игоря сейчас успешная строительная компания не только потому, что он отлично справляется руками, но и потому, что в универе он научился управлять всеми аспектами бизнеса. Я не говорю, что вуз полностью готовит к реальному миру работы, но он даёт тебе крепкую основу. Это показывает, что ты готова вложить время, ресурсы и силы, чтобы развиваться профессионально.
Я видела, что мои слова не доходили до Юли. Тогда решила сменить тактику.
– Вот что, Юля. Если ты не вернёшься сейчас, то потом будет слишком легко не вернуться вообще. И не забывай, что тётя Тая оставила конкретное условие – если ты не закончишь вуз, ты теряешь деньги, которые она тебе завещала. Надо быть сумасшедшей, чтобы отказаться от них.
Я повернулась и продолжила путь к домику, надеясь, что последнее напоминание заставит Юлю задуматься.
Но дочь не собиралась оставлять это как последнее слово. Она пошла рядом со мной.
– Мам, ты не понимаешь. Времена меняются. Диплом больше не гарантирует работу, как раньше.
Я была так разочарована, что мне хотелось кричать. В моей семье было само собой разумеющимся, что все идут в вуз – так было всегда! Я дошла до двери домика и, положив руку на ручку, повернулась к Юле.
– Я понимаю, что есть люди, которые добились успеха без университета. Но поверь мне, дорогая, это исключение, а не правило.
– Я всё равно думаю, что это ошибка, мама.
– А я не согласна, и в этом случае тебе придётся мне довериться. Ты возвращаешься. Обсуждение закрыто.