Найти в Дзене

Сказ о том, как я с командой покорял пучины реки Замбези

Существует много вариантов испытать команду.

Но бывают те, которые реально проверяют

на прочность и которые нельзя подделать.

Рафтинг я пробовал не один раз, но то, что я пережил на границе Замбии и Зимбабве, на крупнейшей реке юго-восточной Африки, — это апогей моих экстремальных приключений. 37 километров трассы, 4,5 часа, 21 порог 3-й, 4-й и 5-й категории. И это непросто…

Но обо всем по порядку.

Для начала расскажу о том, почему я внезапно оказался в этом дивном месте в компании крутых людей. Это был Комбат-тур – путешествие, организованное для бизнесменов с целью получения новых эмоций, которых, как мы знаем, всем очень не хватает, новых инсайтов от братьев-предпринимателей и спикеров тура, а также создания бизнес-комьюнити. Все ли из перечисленного получилось, судить не мне, но не об этом сейчас разговор.

Итак, третий день нашей экспедиции в Африку. 22 участника плюс организаторы. Всего 26 человек. Каждый из нас в своей жизни многое видел и даже пережил. Мы бодры, веселы и готовы к любым приключениям. Так мы думали изначально в начале этого дня… И это было заблуждение, из которого следует один из главных выводов этого приключения: самоуверенность – плохой помощник, если не знаешь на 100%, что тебя ждет впереди.

А ждал нас рафтинг по реке Замбези. Той самой, на которой расположен величественный и могущественный водопад Виктория. Высотой 120 метров, шириной – не вышепчешь. Все мы знали об этом, но подвоха пока никто не заподозрил.

После инструктажа. Считаные минуты перед началом спуска к реке
После инструктажа. Считаные минуты перед началом спуска к реке

Экипировавшись как лихие покорители водных стихий и вооружившись веслами, мы разделились на 4 команды по 6-7 человек. Получив смутно понятный инструктаж на ломаном английском, нетвердо переведенный на примерный русский, мы с нотками классического русского пофигизма и лихого «я все могу», были готовы ринуться в бой. Еще один вывод, который, как оказалось, стал не менее важным: нельзя недооценивать важность инструкций. Это как в самолете, когда каждый раз, слыша стюардессу, мы начинаем зевать. А кто точно знает, где находится спас жилет и как им пользоваться? Уверен, что немногие. Вот именно так мы и слушали смесь африканско-диалектного наречия, не пытаясь вникнуть в суть и задать вопросы. А зря…

Главный инструктор и несравненная Диана, которая сопровождала нашу группу.
Главный инструктор и несравненная Диана, которая сопровождала нашу группу.

Многие из нас к моменту старта знакомы были только условно, по крайней мере, в нашей команде точно. Но это не помешало нам осознать, что теперь мы одна команда, а у команды должно быть название. Мое шутливое «только давайте не называть команду "Струи"» обрело сакральный смысл. Гордо добавив для пущей звучности еще одно искрометное слово, наша команда «Гондола Струи» отправилась во все тяжкие.

А тяжкие (то есть старт всего маршрута) располагались у подножья водопада Виктория, куда мы и направились по каменистому и очень крутому ущелью глубиной 120 метров. Молодецкий задор и адреналин предстоящего приключения помогли нам преодолеть этот путь сродни горным кабанчикам. Хотя я точно не знаю, существуют ли такие) И, как оказалось, это была легкая разминка.

Итак, наша гордая команда «Гондола Струи» в составе шести человек торжественно добралась до места старта и достаточно резво погрузилась в рафт.

Ура. мы в рафте и готовы ко всему
Ура. мы в рафте и готовы ко всему

Еще при первом знакомстве с рафтом меня очень заинтересовала конструкция с веслами, привязанная стропами к корме. Мне, как «опытному рафтеру», это казалось нелепой ерундой. «Ну да и бог с ним», – подумал я и принялся слушать непереводимую с зимбабве-английского языка речь о том, что нам предстоит впереди. А говорили нам про протяженность маршрута, про категории порогов и другие тонкости трассы.

И на этом этапе нам бы вдуматься в слова и отнестись ко всему предстоящему с полной серьезностью. Но нет: мы шесть отчаянных бравых пиратов путешественников предполагали, что знаем все и эту легкую прогулку даже не заметим.

Вывод третий: будь внимателен к мелочам, в них часто кроется самое важное.

Дальше у нас было «боевое слаживание» в виде пробного движения в рафте в разные стороны, а потом под руководством африканского шкипера мы начали изучать команды. И тут тоже сказалась моя самоуверенность, местами переходящая в легкомыслие. Примерно поняв на слух команды и даже изобразив попытку их порепетировать, мы успокоились. Всем не терпелось отправиться в путь.

Путешествие по Замбези началось…

Живописное ущелье, бегущие волны по искрящейся водной глади, команда, которая дружно гребет под ритмичное «р-р-раз, р-р-раз, р-р-раз». Безмятежность и полное счастье. Первый порог, который оказался даже и не совсем порогом, мы пролетели мигом. Нас окатило волной, и мы все мокрые и довольные продолжили путь.

В местном словаре для управления неопытными рафтерами есть команда: get down. Означает она, что сейчас накроет нехилой волной и нужно слезть с бокового валика вниз, сгруппироваться, пригнуть голову и взяться двумя руками за резинку, расположенную вдоль борта, придерживая при этом весло. Все это нам объясняли. Мы даже репетировали.

Второй порог. Наш кормчий презентует его как порог 4-й категории. Мы, активно гребя, быстро входим в порог, и рафт резко клюет на левый борт. Звучит команда get down. Все пытаются ее выполнить. Кто как может. Дальше для меня все произошло мгновенно. Полностью выполнить команду я не успел, так как слишком долго думал и слишком долго ее выполнял. Ну, вернее, опоздал я где-то на секунду, может, и меньше.

Я внезапно оказался в эпицентре бурлящего потока. Это было настолько неожиданно, что я не успел набрать воздуха в легкие да еще и ухитрился хлебнуть воды. А дальше как в кино. С плохим концом. Ты хочешь вздохнуть, а тебя накрывает еще одна волна. Потом еще одна. Ты захлебываешься. Включаются инстинкты самосохранения. Они заставляют тебя увидеть лодку спасателя и начать грести к ней. Ты видишь, что она тоже гребет к тебе. Тебе становится немного спокойнее. Но когда ты хватаешься за нее, ты уже не можешь дышать. Только утробно хрипишь. Вода снаружи. Вода внутри. Ты еще раз пытаешься ухватить глоток воздуха, но не получается. Дыхания совсем не хватает. Сознание плывет, в голове с бешеной скоростью рождаются не сильно радостные мысли. Страшно.

В какой-то момент воздух все-таки проникает в легкие. Становится легче. И тут тебя хватают за спасжилет и волоком вытаскивают на рафт. Ты понимаешь — все хорошо. Цел. Рядом уже ставшая родной команда. Она поддерживает. Словами, простыми, но очень ободряющими действиями. Ты немного успокаиваешься. Берешь весло и начинаешь грести. Вернее, пока делаешь вид, но скоро весло послушно начинает выполнять знакомое «р-р-раз, р-р-раз, р-р-раз».

И в это время сопровождающий говорит, что впереди еще 19 порогов… 3-й, 4-й (как был этот) и 5-й категории. Сознание наотрез отказывается в это верить, а подсознание судорожно придумывает, куда бы деться. Но деться некуда. В этом маршруте есть только три точки выхода – точка старта, точка финиша и точка контактного взаимодействия с крокодилами, которые лениво греются на берегу реки… И о которых в тот момент еще никто не думал.

Странная штука жизнь. Только что тебе было страшно, ты прощался с жизнью, отказывался верить в предстоящую дорогу. Проходит несколько минут, ты чувствуешь движения ребят из команды, их шуточки, команды кормчего, плеск волн от весел, и тебе становится спокойно и комфортно. Ты не один. Ты в команде. Она рядом. Она поможет и поддержит. Когда ты не один, тебе всегда легче. И ты включаешься в процесс и на время забываешь о своих конвульсиях в волнах реки. Но это только на время.

Порог. Еще порог. Звучит команда get down. Мы послушно и очень быстро группируемся на дне лодки и проскакиваем бушующий поток воды. Сначала эти слова мне слышались в каждом выкрике рулевого африканца. Были у меня даже фальстарты. Но все отнеслись с пониманием к такому остаточному явлению, за что отдельное спасибо команде. Немного времени спустя мы приноровились и преодолевали порог за порогом. И расслабились. Нельзя расслабляться ни на секунду, пока дело не закончено, а вокруг тебя незнакомая и агрессивная среда.

В следующий раз за борт смыло уже двоих. Меня и нашего негласно назначенного всей командой капитана Александра из Волгограда. Но тут уже сказался опыт и готовность к таким ситуациям. Я мало того заранее набрал воздуха в легкие, так еще и ухитрился, упав за борт, удержаться за трос, и команда мгновенно вытащила меня обратно. Через полминуты в лодке оказался и Саша. Команда вновь была в сборе, и мы двинулись дальше.

Милая рептилия на отдыхе
Милая рептилия на отдыхе

Следующим эмоциональным препятствием стало лицезрение крокодилов, греющихся на камнях. Нет, страшны были не сами крокодилы. Пугало внезапное осознание того, что все это время мы ныряли в воду, в которой рядом с нами постоянно были крокодилы. Падать в воду захотелось еще меньше. А информация о том, что глубина реки в том месте, где мы плыли, порядка 25 метров, еще больше убавила неосмысленного задора. Организм напрягся как пружина, а мозг начал обратный отсчет порогов. Так, пройдено четырнадцать — значит осталось семь. А из этих семи сколько сложных, где можно вылететь за борт или совсем перевернуть рафт?

Оверкиль
Оверкиль

Кстати, были команды, которые кувыркали весь рафт, и их вылавливали спасатели или команды других рафтов. Были случаи в других командах, когда выброшенного за борт члена экипажа жестко трепало о скалы или он попадал в стоячий омут с круговым течением – излюбленное место зубастых рептилий.

Спустя 4,5 часа после старта мы наконец достигли финальной точки. Когда за поворотом замаячил красный финишный флажок, у всех заискрился взгляд и мы, не договариваясь, начали грести быстрее. Но на этом наши испытания не закончились…

Вы помните, я рассказывал в самом начале, что мы спускались на глубину 120 метров по каменистому крутому спуску? Так вот ущелье, по дну которого мы двигались на рафтах, никуда не делось. Скажу честно: я до последнего не верил, что сейчас всем нам, измотанным и уставшим, придется забираться на эту с первого взгляда неприступную стену. Я все думал: «А как сюда проехали машины, чтобы нас забрать?» Ответ оказался прост: никак. Очередной африканский инструктор показал нам пальцем на тропинку, ведущую наверх, и потерял к нам интерес. Кстати, хорошо еще, что сам рафт не пришлось тащить наверх. И себя затащить было совсем не просто. У меня на это ушло минут 30 и все остатки сил. Когда я добрался до верха, не мог даже говорить. Хотелось пить, лечь и закрыть глаза. Но я был счастлив. Счастлив, что это закончилось. Счастлив, что это было со мной. Счастлив, что был с моей командой. Счастлив, что я смог…

Команда - огонь!
Команда - огонь!

Это невозможно забыть. Это нельзя пережить еще раз. Это настоящая проверка на прочность. Это доказывает: ты можешь больше, чем думаешь.

P.S. Хотел себе сделать татуировку со всем маршрутом, но пока ограничился майкой, на которой изображен весь наш путь. А пороги, где меня сшибало с лодки, обвел в кружок. На память. Хотя из памяти это теперь не стереть никогда.

-13

Мой телеграм-канал о путешествиях.

Мой телеграм-канал о командах и играх.