Найти в Дзене

ЧИТАЯ "ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ"

Перечитываю сейчас с десятиклассниками "Преступление и наказание". Подумалось: а откуда у нас пошла традиция смотреть на Сонечку как на хрупкое существо, которое сильно только самопожертвованием и любовью к ближнему? Вроде бы Раскольников сознательно её выбирает, потому что она тоже "переступила" через нравственный закон, и потому что она так же страдает, как и он, и потому что её сердце способно воспринять его ТАКОГО. Но чего он хочет по большому счёту, говоря о совместном пути, о соединении судеб? Чтобы она прониклась его прекрасной теорией? Явно тут его ждёт фиаско. Для этой цели более всего подошла какая-нибудь нигилистка. Уже после второго обстоятельного разговора с ней он понимает, что у него либо намеченный им ранее путь, либо путь Сони. Из его внутреннего монолога: "Да и страшна ему была Соня. Соня представляла собой неумолимый приговор, решение без перемены. Тут - или его дорога, или её". Так, значит, бессознательно он выбирает Соню, чтобы она его переделала, помогла трансфор


Перечитываю сейчас с десятиклассниками "Преступление и наказание". Подумалось: а откуда у нас пошла традиция смотреть на Сонечку как на хрупкое существо, которое сильно только самопожертвованием и любовью к ближнему? Вроде бы Раскольников сознательно её выбирает, потому что она тоже "переступила" через нравственный закон, и потому что она так же страдает, как и он, и потому что её сердце способно воспринять его ТАКОГО. Но чего он хочет по большому счёту, говоря о совместном пути, о соединении судеб? Чтобы она прониклась его прекрасной теорией? Явно тут его ждёт фиаско. Для этой цели более всего подошла какая-нибудь нигилистка. Уже после второго обстоятельного разговора с ней он понимает, что у него либо намеченный им ранее путь, либо путь Сони. Из его внутреннего монолога: "Да и страшна ему была Соня. Соня представляла собой неумолимый приговор, решение без перемены. Тут - или его дорога, или её". Так, значит, бессознательно он выбирает Соню, чтобы она его переделала, помогла трансформации. Он, внутренне сопротивляясь её "правде", всё-таки выбирает Соню. Как я сказала на одном из недавних уроков, Раскольников будущий выбирает Соню в настоящем, чтобы она помогла прийти ему к себе грядущему. В эпилоге романа он чувствует любовь, которая помогает разделить Сонину систему ценностей. Так, значит, Соня выступает в роли учителя, который направляет Раскольникова на правильный путь.

Насколько она мягка, открыта другому мнению? Да не насколько. Она со сверкающими глазами советует ему поцеловать землю, которую он "осквернил", и пойти на каторгу. Она ни на минуту не сомневается в своей правоте. Она очень жестка. Правда, Сонин эмоциональный интеллект настолько высок, что она не выказывает нетерпения и долго ждёт любви к себе и искреннего раскаяния в преступлении. Можно ли себе представить Соню рядом с закоренелым преступником? Как бы она была рядом с ним? Что делала? Да никак бы не была. Или превратилась бы в вечно укоряющую чахоточную Катерину Ивановну. Но Соня - мощный учитель, воин света. Она дожидается полного покорения своей правде. Героине не нужно истерить именно вследствие её силы. Достаточно положить под подушку Раскольникова Евангелие.

Вообще Достоевский наделял своих героинь нечеловеческой мощью. Ведь, что, например, думает зашедший в духовный тупик Свидригайлов о Дуне? "А ведь, пожалуй, и перемолола бы меня как-нибудь" (это когда герой размышляет о варианте жизни, в котором Дуня согласилась бы соединить с ним свою судьбу). Восемнадцатилетняя Дуня могла бы "перемолоть" пятидесятилетнего циника и развратника!

А тут я ещё открываю записные книжки и черновики Достоевского и нахожу много подтверждения своим мыслям. Например, в "Заметках к роману от 2 января 1866 года" написано: "Разумихин - сильная натура и, как часто случается с сильными натурами, весь подчиняется Авдотье Романовне".

Вот "достоевское" видение сильных мужчин.