В процессе обучения слушателей по курсу «Управление скважиной при ГНВП» (стандарт Ассоциации Нефтегазовый кластер) мне приходится работать в основном с людьми, которые уже работают в отрасли, причем разброс возрастов от 20 до 65 лет. Безусловно, это не студенты, которым не в новинку слушать лекции, писать тесты и сдавать экзамены. Безусловно, в более ранние периоды времени и они обучались в учебных комбинатах при нефтегазовых компаниях, техникумах, вузах, но чем дольше человек находится в профессии, тем сильнее «затираются» у него в памяти впечатления и ощущения относительно ученического опыта. Кто-то может возразить, что, мол, сейчас каждые 2 года (если не ошибаюсь) специалисты должны проходить повышение квалификации, но я бы не стал сравнивать стандартное повышение квалификации и обучение на допуск, к которому привяза ко всему серьезный экзамен. Повышение квалификации - это, в некоторой степени, отдых для профессионалов - приехал в другой город, послушал, если повезло подискутировал, отдохнул, погулял и в любом случае сдал экзамен. Сдал экзамен, ведь за тебя «уже уплОчено». Где-то экзаменов (итоговых аттестаций вообще нет), где-то они жутко формализованные (тест на 10 вопросов с бесконечным лимитом времени и сетью интернет под рукой), где-то не сдать - невозможно (когда тебе дают БЕСКОНЕЧНОЕ количество попыток а-ля сдай экзамен «не мытьем, так катанием»).
В случае с допусками, особенно с такими, как «Управление скважиной при ГНВП» (по стандарту АНК) слушатель оказывается в стрессовых условиях. Во-первых, это для него не каждодневное занятие (сдавать подобные аттестации). Во-вторых, обучение обычно шире выполняемых им функций, следовательно, нужно прилагать усилия, чтобы освежить в памяти незнакомые или «замыленные» темы. В-третьих, есть риск не сдать, что обычно для слушателя чревато оплатой повторного обучения и сдачи экзамена за свой счет. По совокупности эти особенности приводят к тому, что люди даже с высоким уровнем стрессоусточивости начинают «плыть».
Именно поэтому мы с коллегами (инициатором стал преподаватель нашего центра Попцов Иван) стали проводить на постоянной основе «репетиции» итоговой аттестации для слушателей. Как она проходит? Да, фактически как и сам экзамен. Поскольку я обычно сейчас обучаю слушателей 3го уровня, у которых экзамен строится в 3 этапа, то примерный алгоритм на их примере и представлю:
- Предэкзаменационный брифинг - рассказываю как проходит экзамен, сколько этапов, какие они, сколько вопросов, каков критерий положительной оценки, сколько выделяется времени, чем можно пользоваться, а чем нельзя.
- Идентификация личности и выдача планшетов с разрешенными материалами (формулы для расчетов, листы глушения, чистовики) - производится отыгрыш ситуации со сверкой личности согласно паспорту и выдается планшет с готовым для запуска 1го этапа экзамена.
- Далее идет индивидуальный алгоритм работы с каждым слушателем по мере выполнения ими заданий - за тестом следует лист глушения, за листом глушения выполнение экзамена на симуляторе.
- Причем все аспекты репетиции аналогичны реальному экзамену. Например, если слушатель не сдал лист глушения, то для него репетиция заканчивается, а я ему выдаю целеуказания к дальнейшим действиям. Если слушатель имеет право на условную пересдачу по баллам (попал в установленный лимит), то я ему предоставляю эту возможность. По окончании экзамена для каждого из слушателей я делаю итоговый брифинг, в рамках которого даю итоговую информацию (сдал/не сдал, если не сдал, то каков формат пересдачи и т.п.).
- После того, как люди прошли такую репетицию - оставшуюся часть для они тренируются уже по своему усмотрению «прокачивая» свои слабые стороны.
- Отмечу, что важно, чтобы репетиция была максимально приближена к реальному экзамену - важно, чтобы слушатели не использовали вспомогательных материалов, не консультировались между собой или с преподавателем. Это заставляет их осознать реальные условия и прочувствовать, что вызывает наибольший дискомфорт или волнение (отсутствие формул или записей в тетради), а, следовательно, в дальнейшем при подготовке сделать на этом упор (перечитать конспект, повторить формулы).
В чем удобство такой репетиции:
- Не смотря, что она не идет в зачет экзамена и что она проводится на несколько отличном от экзаменационного программном обеспечении (поскольку у нас нет возможности репетировать в системе АНК) - слушатели уже более спокойно подходят к процедуре экзамена.
- Мы отрабатываем особенности проведения - такие как дисциплина в аудитории, выходы, технические перерывы, переваривания и т.п. Это позволяет снизить количество замечаний от стороннего независимого наблюдателя на самой аттестации.
- Отрицательные попытки на экзамене (то есть те, которые слушатель «провалил») мы используем для того, чтобы акцентировать внимание слушателя. То есть всю оставшуюся часть для он проводит «работу над ошибками» и беспрестанно тренирует наиболее сложные для себя разделы экзамена. При этом, отрабатывая успешно «провальные» этапы экзамена слушатель формирует правильные алгоритмы действия для себя + у него создается ощущение уверенности перед грядущим экзаменом.
Безусловно, идея таких «репетиций» не нова и думаю, что многие преподаватели пользуются ею. Для тех же, кто еще не «опробовал» ее я рекомендую, поскольку это еще и позволяет преподавателю отточить навык проведения итоговой аттестации + если в рамках нее используются собственные тестовые материалы - это становится фактически отработкой на фокус-группе.
С уважением,
Тот самый Епихин