Найти в Дзене
Тот самый «Епихин»

Экзаменационная«репетиция»

В процессе обучения слушателей по курсу «Управление скважиной при ГНВП» (стандарт Ассоциации Нефтегазовый кластер) мне приходится работать в основном с людьми, которые уже работают в отрасли, причем разброс возрастов от 20 до 65 лет. Безусловно, это не студенты, которым не в новинку слушать лекции, писать тесты и сдавать экзамены. Безусловно, в более ранние периоды времени и они обучались в учебных комбинатах при нефтегазовых компаниях, техникумах, вузах, но чем дольше человек находится в профессии, тем сильнее «затираются» у него в памяти впечатления и ощущения относительно ученического опыта. Кто-то может возразить, что, мол, сейчас каждые 2 года (если не ошибаюсь) специалисты должны проходить повышение квалификации, но я бы не стал сравнивать стандартное повышение квалификации и обучение на допуск, к которому привяза ко всему серьезный экзамен. Повышение квалификации - это, в некоторой степени, отдых для профессионалов - приехал в другой город, послушал, если повезло подискутирова

В процессе обучения слушателей по курсу «Управление скважиной при ГНВП» (стандарт Ассоциации Нефтегазовый кластер) мне приходится работать в основном с людьми, которые уже работают в отрасли, причем разброс возрастов от 20 до 65 лет. Безусловно, это не студенты, которым не в новинку слушать лекции, писать тесты и сдавать экзамены. Безусловно, в более ранние периоды времени и они обучались в учебных комбинатах при нефтегазовых компаниях, техникумах, вузах, но чем дольше человек находится в профессии, тем сильнее «затираются» у него в памяти впечатления и ощущения относительно ученического опыта. Кто-то может возразить, что, мол, сейчас каждые 2 года (если не ошибаюсь) специалисты должны проходить повышение квалификации, но я бы не стал сравнивать стандартное повышение квалификации и обучение на допуск, к которому привяза ко всему серьезный экзамен. Повышение квалификации - это, в некоторой степени, отдых для профессионалов - приехал в другой город, послушал, если повезло подискутировал, отдохнул, погулял и в любом случае сдал экзамен. Сдал экзамен, ведь за тебя «уже уплОчено». Где-то экзаменов (итоговых аттестаций вообще нет), где-то они жутко формализованные (тест на 10 вопросов с бесконечным лимитом времени и сетью интернет под рукой), где-то не сдать - невозможно (когда тебе дают БЕСКОНЕЧНОЕ количество попыток а-ля сдай экзамен «не мытьем, так катанием»).

В случае с допусками, особенно с такими, как «Управление скважиной при ГНВП» (по стандарту АНК) слушатель оказывается в стрессовых условиях. Во-первых, это для него не каждодневное занятие (сдавать подобные аттестации). Во-вторых, обучение обычно шире выполняемых им функций, следовательно, нужно прилагать усилия, чтобы освежить в памяти незнакомые или «замыленные» темы. В-третьих, есть риск не сдать, что обычно для слушателя чревато оплатой повторного обучения и сдачи экзамена за свой счет. По совокупности эти особенности приводят к тому, что люди даже с высоким уровнем стрессоусточивости начинают «плыть».

Именно поэтому мы с коллегами (инициатором стал преподаватель нашего центра Попцов Иван) стали проводить на постоянной основе «репетиции» итоговой аттестации для слушателей. Как она проходит? Да, фактически как и сам экзамен. Поскольку я обычно сейчас обучаю слушателей 3го уровня, у которых экзамен строится в 3 этапа, то примерный алгоритм на их примере и представлю:

  1. Предэкзаменационный брифинг - рассказываю как проходит экзамен, сколько этапов, какие они, сколько вопросов, каков критерий положительной оценки, сколько выделяется времени, чем можно пользоваться, а чем нельзя.
  2. Идентификация личности и выдача планшетов с разрешенными материалами (формулы для расчетов, листы глушения, чистовики) - производится отыгрыш ситуации со сверкой личности согласно паспорту и выдается планшет с готовым для запуска 1го этапа экзамена.
  3. Далее идет индивидуальный алгоритм работы с каждым слушателем по мере выполнения ими заданий - за тестом следует лист глушения, за листом глушения выполнение экзамена на симуляторе. 
  4. Причем все аспекты репетиции аналогичны реальному экзамену. Например, если слушатель не сдал лист глушения, то для него репетиция заканчивается, а я ему выдаю целеуказания к дальнейшим действиям. Если слушатель имеет право на условную пересдачу по баллам (попал в установленный лимит), то я ему предоставляю эту возможность. По окончании экзамена для каждого из слушателей я делаю итоговый брифинг, в рамках которого даю итоговую информацию (сдал/не сдал, если не сдал, то каков формат пересдачи и т.п.).
  5. После того, как люди прошли такую репетицию - оставшуюся часть для они тренируются уже по своему усмотрению «прокачивая» свои слабые стороны.
  6. Отмечу, что важно, чтобы репетиция была максимально приближена к реальному экзамену - важно, чтобы слушатели не использовали вспомогательных материалов, не консультировались между собой или с преподавателем. Это заставляет их осознать реальные условия и прочувствовать, что вызывает наибольший дискомфорт или волнение (отсутствие формул или записей в тетради), а, следовательно, в дальнейшем при подготовке сделать на этом упор (перечитать конспект, повторить формулы).

В чем удобство такой репетиции:

  1. Не смотря, что она не идет в зачет экзамена и что она проводится на несколько отличном от экзаменационного программном обеспечении (поскольку у нас нет возможности репетировать в системе АНК) - слушатели уже более спокойно подходят к процедуре экзамена.
  2. Мы отрабатываем особенности проведения - такие как дисциплина в аудитории, выходы, технические перерывы, переваривания и т.п. Это позволяет снизить количество замечаний от стороннего независимого наблюдателя на самой аттестации.
  3. Отрицательные попытки на экзамене (то есть те, которые слушатель «провалил») мы используем для того, чтобы акцентировать внимание слушателя. То есть всю оставшуюся часть для он проводит «работу над ошибками» и беспрестанно тренирует наиболее сложные для себя разделы экзамена. При этом, отрабатывая успешно «провальные» этапы экзамена слушатель формирует правильные алгоритмы действия для себя + у него создается ощущение уверенности перед грядущим экзаменом. 

Безусловно, идея таких «репетиций» не нова и думаю, что многие преподаватели пользуются ею. Для тех же, кто еще не «опробовал» ее я рекомендую, поскольку это еще и позволяет преподавателю отточить навык проведения итоговой аттестации + если в рамках нее используются собственные тестовые материалы - это становится фактически отработкой на фокус-группе.

С уважением,

Тот самый Епихин