Приветствую постоянных читателей и гостей этого блога!
Сегодня вас ждет не совсем обычная статья, написанная в некогда популярном на просторах интернета формате «Один мой день», в которой я расскажу, как провел один сентябрьский день и что успел увидеть. Разумеется, подробности на тему того, как я чистил зубы и чем завтракал (тульским пряником), я пропущу и сосредоточусь именно на увиденном. Тем более что в этом самый день мне в третий раз в жизни довелось увидеть Байкал. Первые разы были летом и зимой, а на сей раз главное озеро России предстало передо мной в красках осени. Да и к тому же предстало в несколько необычном ракурсе – из окна поезда – отчего, впрочем, выглядело оно не менее прекрасно. В рамках сегодняшней статьи нам предстоит полюбоваться осенним Байкалом, а также осмотреть расположенные вдоль железной дороги достопримечательности.
День начался для меня довольно рано: мой поезд, следующий по маршруту Владивосток – Москва, отправлялся с вокзала Улан-Удэ в западном направлении в 7:20 утра. Встать пришлось примерно за час, а уже ровно в семь часов я стоял на перроне перед своим плацкартным вагоном. Лет семь тому назад я уже уезжал с вокзала бурятской столицы в Читу, а вот теперь ехал в противоположном направлении.
Поскольку накануне я лег спать уже за полночь и оттого плохо выспался, оказавшись на своем месте, я моментально уснул на три с лишним часа. А когда проснулся, обнаружил, что вдалеке за окном уже виднеется Байкал, тогда как с другой стороны периодически мелькали бурятские деревушки на фоне горного хребта Хамар-Дабан. Само озеро, впрочем, лишь изредка показывалось из-за деревьев или во время переездов по железнодорожным мостам через одну из трех сотен рек, впадающих в Байкал. И каждый раз мне не удавалось сделать нормальную фотографию, из-за чего я уже успел было расстроиться. Но через некоторое время деревья расступились, а поезд выехал фактически на самый берег.
Без малого 200 километров Транссибирской магистрали проложены вдоль Байкала, и дорога то несколько отдаляется от озера, то подходит вплотную к нему. При этом, несмотря на пасмурную погоду, прекрасно был виден и противоположный берег озера, до которого в этих местах не менее 30 километров.
Заранее извиняюсь за качество фотографий, но мне в данном случае не повезло сразу трижды. Во-первых, перед самым Байкалом обнаружилось, что разрядился фотоаппарат, а обе розетки были заняты соседями. Во-вторых, фотографировать приходилось мало того, что в движении, так еще и через грязное окно. А, в-третьих, погода выдалась серой и ненастной. Я, конечно, как мог, подтянул снимки в фоторедакторе, но до идеала им все равно далеко. Зато Байкал без всякого преувеличения идеален.
Примерно через пару часов противоположный берег начал стремительно приближаться, а за окном показались окраины Слюдянки, второго по величине после Северобайкальска города на Байкале, расположенного на западной оконечности озера. Слюдянка выросла из небольшого поселка в 20-тысячный город во времена строительства и последующего развития Транссибирской магистрали, став крупным железнодорожным узлом.
Главной достопримечательностью Слюдянки, более того, одной из главных на всем Транссибе, можно назвать железнодорожный вокзал, открытый в 1905 году, ни много ни мало единственное в России здание, целиком построенное из белого и розового нешлифованного мрамора, то есть того самого материла, из которого здания куда чаще отделывают, да и то изнутри. Собственно, минус у такого решения был и остается всего один: мрамор довольно быстро блекнет и теряет свой первоначальный блеск, хотя и выглядит от этого не менее благородно.
Проходящие через Слюдянку поезда и электрички неизменно делают здесь остановку, иногда на 20 ил 40 минут, а то и на час с лишним. Да, в музей за это время сходить не успеешь и по байкальской набережной особо не разгуляешься, но в бодром темпе осмотреть центральную часть города, а еще дойти до берега озера и вернуться обратно вполне реально. Но согласно расписанию стоянка моего поезда в Слюдянке составляла всего 3 минуты, так что я заранее смирился с тем, что не только не успею выйти в город, но и его увидеть исторический вокзал смогу только из окна.
Но внезапно мне улыбнулась удача: мой вагон остановился аккурат напротив вокзала, а пассажиры чуть ли не толпой ринулись на перекур. Так что, не теряя времени даром, я тоже поскорее обулся, накинул куртку и побежал фотографировать вокзал.
Считается, что к его строительству были привлечены итальянские зодчие, имена которых история не сохранила. Наравне с вокзалом в Иркутске Слюдянка стала одним из главных узлов на Кругобайкальской железной дороге, изначально проложенной по берегу Байкала до истока Ангары, а далее по берегу этой величественной сибирской реки до самого Иркутска. Позднее, в середине XX века, была проложена новая железная дорога через горный перевал Иркутск – Большой Луг – Слюдянка, а вскоре вместе со строительством Иркутской ГЭС часть Транссиба вдоль Ангары была разобрана и затоплена при наполнении Иркутского водохранилища. В итоге сразу после Слюдянки железная дорога «раздваивается»: новый участок Транссиба через горы идет напрямик в Иркутск, а старый отрезок Кругобайкальской железной дороги вдоль озера превратился в тупиковую ветку, заканчивающуюся в Порту Байкал у истока Ангары, львиную долю пассажиров на которой составляют туристы.
Во время своей первой поездки на Байкал я ездил на однодневную теплоходную экскурсию из Иркутска по Кругобайкальской железной дороге. Теплоход забирает пассажиров с речного вокзала и, делая несколько остановок по пути, довозит до поселка с говорящим названием Половинная, а далее возвращает обратно. Так что тогда мне довелось осмотреть лишь половину этой красивейшей в России железной дороги. Вторая половина пока так и осталась неосмотренной, но зато в этот раз довелось увидеть ее главную железнодорожную станцию.
Вокзал Слюдянки был масштабно отреставрирован в 2005 году в рамках празднования 100-летия со дня строительства КБЖД. И тогда же перед ним появился памятник Михаилу Хилкову, министру путей сообщения в Российской империи, фактически отцу-основателю Кругобайкальской дороги, руководившему ее строительством и выбравшему место для возведения слюдянского вокзала.
Трехминутной остановки мне вполне хватило, чтобы сделать пару десятков фотографий вокзала Слюдянки, вполне справедливо считающегося одним из красивейших вокзалов России. А на фоне подавляющего большинства других вокзалов в прибайкальских городах и поселках, представляющих собой деревянные домики, обшитые сайдингом и выкрашенные в корпоративные цвета РЖД, он и вовсе смотрится настоящим архитектурным шедевром.
Но уже вскоре проводницы на весь перрон стали зазывать пассажиров на посадку, и, не успели мы зайти, как поезд тронулся, а я на прощание запечатлел вокзал Слюдянки из окна.
На расстоянии прямой видимости от Слюдянки находится рабочий поселок Култук. Увы, но оба населенных пункта в наше время выглядят откровенно неважно. Хотя, казалось бы, расположены они прямо на Транссибе, здесь в меру развита промышленность (железнодорожная, деревообрабатывающая и горнодобывающая), да и туристический потенциал благодаря Байкалу трудно переоценить. Вот только внешний вид городов, по крайней мере то, каким он предстает из окна поезда, говорит о том, что ситуация с экономическим развитием здесь оставляет желать лучшего.
Ну, а я тем временем заварил кофе [Или что там делают с кофе 3 в 1? Растворяют?] и продолжил любоваться Бакалом.
Вскоре после железнодорожной развилки наш поезд повернул в сторону от Байкала, и в этот момент только и успеваешь, что бросить взгляд на озеро и мысленно с ним попрощаться. Но тут состав резко поменял направление движения и начал взбираться вверх по склону, а Байкал внезапно вновь появился на горизонте.
В какой-то момент весь Култук оказывается как на ладони. Вдалеке за ним была видна Слюдянка, а на полпути – мыс Шаманский, практически тезка куда более известного скального мыса на острове Ольхон на Байкале.
Автомобильная и железная дороги из Слюдянки в Иркутск проходят параллельно друг другу, петляя и несколько раз пересекаясь, и с обеих открываются исключительно живописные виды на Байкал и хребет Хамар-Дабан на фоне.
По прямой от Слюдянки до Иркутска всего 70 километров, но поезд, не делая ни единой остановки, преодолевает это расстояние почти за два с половиной часа...
Все дело в том, что железная дорога на перевале напоминает настоящий серпантин, непрерывно поднимаясь, извиваясь и меняя направление. В какой-то момент мой стакан в подстаканнике, уже опустевший к тому времени, вдруг начал съезжать по столу, а уже через пару мгновений я и сам почувствовал, как поезд существенно наклонился в бок, замедлив скорость. Честно говоря, даже стало немного не по себе, хотя наверняка в этом месте это стандартная ситуация, а определенный наклон вполне допустим согласно нормам безопасности. Под наклоном мы ехали, наверное, минут пять, после чего поезд вновь выровнялся и заметно ускорился.
А еще лично меня Байкал в 20-х числах сентября удивил по-настоящему осенними красками. За день до того в Улан-Удэ можно было ходить в футболке. В Москве в эти дни так и вовсе еще стояла теплая, летняя погода. А Байкал внезапно встретил температурой в 5 градусов, свинцовым небом и моросящим дождем. Впрочем, пейзажи из поезда тем не менее открывались чрезвычайно живописные: Байкал то исчезал из вида, то появлялся вновь и лишь через полчаса окончательно скрылся в листьях осенней тайги.
Примерно через час, изрядно попетляв по горным перевалам, мы оказались на окраине Иркутска, практически на самом берегу Ангары, и уже через несколько минут достигли городского вокзала. Иркутск – один из моих любимых городов России, но его вокзал в этот раз я увидел впервые. Все дело в том, что центр города, включая все основные достопримечательности, расположен на правом берегу Ангары, тогда как Транссиб огибает Байкал с юга, то есть вдоль левого берега. Построить вокзал в центре Иркутска теоретически было можно, но для этого пришлось бы строить сразу два железнодорожных моста через Ангару, что дополнительно усложнило бы прокладку магистрали, увеличило сроки и потребовало дополнительных вложений. В итоге было решено строить вокзал на левом берегу, но в самом близком месте к историческому центру.
В дальнейшем вокзал еще неоднократно перестраивался, реконструировался и расширялся. В своем нынешнем виде он представляет собой вытянутый на 200 с лишним метров комплекс разновременных построек, причем функцию главного междугороднего вокзала выполняет самая новая из них, появившаяся в 2022 году на месте советского павильона пригородных касс.
Стоянка в Иркутске долгая, 40 минут, так что я успел дойти до ближайшего супермаркета, чтобы пополнить свои продуктовые запасы, а также погулять по привокзальной площади. Она здесь, правда, практически вся занята хаотичной парковкой, как привокзальные площади в Москве, но только лет 20 тому назад. Зато историческое здание вокзала очень красивое. И внутри, кстати, тоже. Здесь сейчас расположен зал ожидания повышенной комфортности.
Иркутский вокзал стал еще одной достопримечательностью, внезапно (в том смысле, что заранее я этого не планировал) осмотренной мной по пути из Улан-Удэ в Красноярск. В остальное время я отдыхал, читал и обрабатывал фотографии, а еще невольно послушал, как двое моих попутчиков за несколько часов успели обсудить абсолютно все возможные в мире темы:)
Ну, а на следующее утро я уже был в Красноярске. Здешний вокзал, основательно реконструированный в 2004 году, мне, честно говоря, совершенно не нравится. Старое здание 1961 года было монументальным и впечатляющим, а нынешнее представляет собой какой-то бездушный новодел. Кстати, уже по приезде я с удивлением узнал, что между Красноярском и Улан-Удэ существует авиасообщение, хотя до того был совершенно уверен в его отсутствии, а потому даже не удосужился проверить. Впрочем, я совершенно не расстроился, что мой путь между двумя городами вместо пары часов занял больше суток. А то ведь когда еще удастся проехать по самому живописному отрезку Транссиба и заодно полюбоваться великим озером России, пусть даже в столь унылую, осеннюю пору?
И на этом об осеннем Байкале на сегодня все. Спасибо, что дочитали. Надеюсь, было интересно!
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи о самых интересных местах в Москве, России и за рубежом.