Сложно найти по-настоящему пугающую книгу. Когда у тебя за плечами сотни мистических триллеров, кажется, что ни один представитель жанра больше не напугает. Все они построены по общим канонам, причем весьма предсказуемым.
Однако, есть исключения. И найти их можно среди классической прозы.
Повесть «Поворот винта» вышла в далеком 1898 году. Сюжет ее построен так, что каждый эпизод можно трактовать по-разному. Возможно, именно поэтому из года в год появляются всё новые интерпретации «Поворота винта».
С 1961 года вышло 15 фильмов по этой повести. Она не раз попадала на театральные подмостки, а в 1954 году легла в основу одноименной оперы Бенджамина Бриттона. На сегодняшний день самая известная экранизация «Поворота винта» — это сериал 2020 года «Призраки усадьбы Блай».
Но что в «Повороте винта» особенного? Чем эта повесть напугает даже искушенного читателя? Разберемся!
Сюжет «Поворота винта»
Неопытная и нервная молодая девушка (ее имени мы так и не узнаем) заинтересовалась должностью гувернантки в отдаленном поместье Блай. В Лондоне она встретилась с нанимателем — импозантным мужчиной средних лет. Девушке предстояло следить за его племянниками-сиротами. Самое главное условие: не выходить с нанимателем на связь, не задавать вопросов и самостоятельно принимать все решения. Его задача — лишь присылать деньги. Кроме гувернантки, в доме будут жить экономка, конюх и несколько слуг.
Девушка хотела узнать, что же случилось с предыдущей гувернанткой. Мужчина ответил, что та умерла. На вопросы о том, как это случилось, мужчина отвечал уклончиво…
Но даже это не смутило нашу героиню. Она приняла предложение и вскоре отправилась в поместье Блай.
Величественное поместье поразило гувернантку. Она словно попала в сказку. Ее подопечные — Майлс и Флора — казались милейшими детьми, невинными херувимами.
Но идиллия длилась недолго.
Гувернантка получила письмо из школы, где учился Майлс. Оказалось, что его исключили за дурное поведение. Письмо повергло девушку в шок. Что совершил Майлс, чтобы заслужить столь суровое наказание?
Дальше — хуже. Во время прогулки по садам поместья гувернантка заметила на старой башне незнакомого мужчину, которого не должно быть в доме. Он смотрел на девушку, не отрывая глаз, пока она проходила мимо…
В следующий раз гувернантка увидела его из окна в столовой. Мужчина смотрел на девушку в упор. Гувернантка испугалась, но затем решительно направилась на улицу, чтобы подойти к незнакомцу со спины. Вот только того и след простыл.
Тогда у гувернантки появились нехорошие мысли. Похоже, в поместье Блай обитают мстительные призраки. Невинные Майлс и Флора теперь в опасности.
Что хорошего в «Повороте винта»?
- Жутко! «Поворот винта» держит в нешуточном напряжении. Явления призраков пугают, особенно если подключить воображение 😉 Во время чтения я вскакивала от малейших шумов вокруг, а это со мной редко случается.
- Ненадежный рассказчик. Повествование идет от лица гувернантки. Ее психика на пределе после многих бессонных ночей. Правда ли она видит призраков? Или их порождает безумное сознание? Решать только читателю.
- А были ли привидения? Итак, призраки существуют. Ни в одном уголке поместья Блай не спрячешься. Гувернантка правильно делает, что всеми силами защищает детей. А если нет? Что если привидения — всего лишь проекции желаний и страхов неуравновешенной гувернантки? Выходит, она медленно сходит с ума и наносит детям непоправимый вред. Каждый читатель волен решать для себя, что за ужас на самом деле творится в усадьбе Блай. Поначалу я «верила» в призраков, но чем дальше, тем сильнее я сомневалась в адекватности гувернантки. И от этого становилось только страшнее.
- Многозначительность. Генри Джеймс то и дело «вкидывает» неоднозначные фразы в уста персонажей и никак их не разъясняет. Может, в сказанном нет ничего криминального… А может и есть.
- Интерпретации. Смысл повести «Поворот винта» для каждого свой. Я увидела в ней метафору взросления, где призраки — дурное влияние извне, а «мать» гувернантка не зная меры защает невинность детей, тем самым делая им только хуже. Кто-то трактует повесть по-фрейдистски, другие видят критику викторианского общества, третьи — проблему болезненного прошлого. Текст повести многогранен настолько, что интерпретировать его можно по-разному. Каждая интерпретация имеет место и по-своему интересна.
Итог
Не даром говорят, что все новое — хорошо забытое старое. «Поворот винта» делает ужас недосказанным и неоднозначным. Генри Джеймс не склоняется ни в сторону мистики, ни в сторону психоза главной героини — свидетельств обоих версий в книге примерно поровну.
Эта повесть удивительная, но советовать всем я ее не могу! Ведь то, что я сочла плюсом, для многих окажется недостатком. Негативные отзывы на «Поворот винта» отлично дают это понять.
Финал «Поворота винта» — не точка, а вопрос. Поэтому, если вы не выносите открытые концовки, то «Поворот винта» — не ваша история. Но если вы страдаете «синдромом поиска глубинного смысла», эта повесть станет для вас настоящей жемчужиной 😃
Еще одна проблема — это язык. Он очень плотый, насыщенный, с кучей громозких конструкций, которые так и тянет подсократить. Люди так не говорят и не думают. Продираться через такой текст нелегко. Но есть и плюс: своеобразная манера автора еще сильнее «давит» на психику и нагнетает ужас.
«Поворот винта» занимает заслуженное место среди классики ужасов. Повесть пугает совсем не так, как мы привыкли. Она вводит в транс, гипнотизирует, стирая грань между домыслами и реальным, как мало кто умеет. Именно это делает ее особенной.
Что еще почитать из классических ужасов? Вот вам два отличных варианта:
🎃🎃🎃🎃🎃
Жанр: классическая проза, мистика, ужасы
Издательство: Азбука, 2015
Год первой публикации: 1898 (Macmillan Publishers)
Количество страниц: 352
Ограничение по возрасту: 16+