Хилл-хаус, недремлющий, безумный, стоял на отшибе среди холмов, заключая в себе тьму; […] на лестницах и в галереях лежала незыблемая тишь, и то, что обитало внутри, обитало там в одиночестве.
«Призрак дома на холме» за авторством Ширли Джексон считают заслуженной классикой не только триллеров, но и литературы в целом. Этот роман повлиял на современные ужасы и во многом предопределил развитие жанра.
«Призрак дома на холме» — это не просто проходной «ужастик», а знаковое произведение.
Но что в нем особенного?
Мир стремительно меняется. В наши дни литература прошлых столетий воспринимается иначе. Далеко не всем работам суждено пройти проверку временем. Особенно это касается жанра «ужасы». То, что заставляло людей трястись от страха восемьдесят лет назад, в наши дни не напугает даже подростка. Мы меняемся, и наши страхи меняются вместе с нами.
Так удалось ли у Ширли Джексон создать произведение, способное напугать даже видавшего виды современного читателя?
О да!
Но точно не так, как вы ожидаете…
Незнакомцы в проклятом доме
Доктор Монтегю — антрополог, в свободное время занимавшийся исследованиями паранормальных явлений. Он решил провести своеобразный эксперимент: арендовать на три месяца знаменитый дом с приведениями (Хилл-хаус) и фиксировать паранормальные явления в нем.
Монтегю нанял ассистентов, которым уже доводилось сталкиваться с потусторонним миром. Среди них оказались яркая дама по имени Теодора и невзрачная, стеснительная Элинор. В качестве третьего ассистента Монтегю пригласил Люка — наследника дома.
И вот четверка наконец собралась в злополучном Хилл-хаусе — мрачном, безумном месте, где все не то, чем кажется. Смогут ли они пережить встречу с потусторонним миром и не сойти с ума?
Дом, в котором… привидения?
Хилл-хаус — это не просто место действия, но полноценный антагонист с прескверным характером. Хилл-хаус безумный, больной, зловещий.
Он словно был специально построен так, чтобы сводить людей с ума. Пол, потолки, стены дома расположены не под углом 90 градусов. Отклонения не заметны человеческому глазу, но существенно влияют на восприятие пространства.
В Хилл-хаусе невозможно найти нужную комнату, не заблудившись в бесконечных коридорах. Даже двери в нем расположены косо, из-за чего они спонтанно открываются и закрываются.
Более того, Хилл-хаус буквально действует по собственной воле. Он пугает героев, стравливает их между собой, давит на больные точки и пользуется слабостями, чтобы свести с ума.
Страшно или нет?
«Призрак дома на холме» совершенно не похож на современные триллеры. В нем мало по-настоящему пугающих сцен. Причины мистических явлений и вовсе не объясняются. Нам остается только гадать, мучают ли наших героев приведения? Или, может, это проделки самого дома? Лично я склоняюсь к последнему.
Недосказанность путает, раздражает, удивляет, завораживает. Мы словно сами попадаем в Хилл-хаус и отчетливо ощущаем, что с этим домом что-то не так. Вот только что? Не понятно…
Хилл-хаус играет с чувствами героев и медленно погружает их в пучину безумия. В первых главах Доктор Монтегю и его ассистенты быстро находят общий язык и сближаются. Однако, чем дольше они остаются в Хилл-хаусе, тем разобщеннее становится их маленькая группа. Кое-кто стремительно сходит с ума, отчуждается от спутников, видит в них злодеев и становится легкой добычей для проклятого дома.
Я бы не назвала «Призрак дома на холме» самым страшным мистическим произведением в моей жизни, но оно точно заставило испытать жуткий дискомфорт.
Отчуждение и одиночество
Если вы читали «Призрак дома на холме», то наверняка отметили странность диалогов в книге.
Вот мой любимый:
(Д — домоуправительница миссис Дадли, Э — Элинор)
Д: Дотемна я тут не задерживаюсь.
Э: Знаю.
Д: Мы живем в поселке, в шести милях отсюда.
Э: Да.
Д: Так что если вам потребуется помощь, тут никого не будет.
Э: Я поняла.
Д: Ночью мы вас даже не услышим.
Э: Вряд ли я…
Д: Никто не услышит. Ближе поселка никто тут не живет. Даже и не подходит.
Э: Знаю.
Д (зловеще улыбаясь): По ночам. В темноте.
Я не знаю, почему это так смешно читать? 😅
Но порой складывается ощущение, будто герои о чем-то говорят и совсем друг друга не слышат — с тем же успехом они могли бы сидеть в разных комнатах и размышлять вслух.
Такие же абсурдные диалоги встречались в другом романе Ширли Джексон — «Мы всегда жили в замке». Почитать о нем можно здесь:
Отчуждение, одиночество, непонимание — темы, которые проходят красной нитью сквозь произведения писательницы. Долгие годы Ширли Джексон страдала агорафобией и тяжелыми неврозами. Эти недуги отразились в ее творчестве. И Элинор из «Призрака дома на холме», и Мэри-Кэт из «Мы всегда жили в замке» — не принятые обществом одиночки, «белые вороны», стремящиеся скрыться от безразличного мира. Обе добились своих целей, но какой ценой?
Так стоит ли читать?
«Призрак дома на холме» — это уникальный роман в своем жанре. Раньше я не встречала произведения о домах, которые сводят с ума. А жаль! До чего, оказывается, любопытная тема.
Кроме того, Ширли Джексон прекрасно строит сюжет и украшает его массой ненавязчивых предзнаменований. Когда я перевернула последнюю страницу книги, мне тут же захотелось перечитать ее и отследить все мелкие детали, которые намекают на дальнейшие события. Думаю, что при каждом следующем прочтении роман будет раскрываться с новой стороны.
И все же я не могу рекомендовать «Призрак дома на холме».
Далеко не все читатели готовы проникнуться романом ужасов исключительно из-за его атмосферы. В «Призраке дома на холме» не самый динамичный сюжет. Многие его ходы в наши дни уже считаются устаревшими клише. Персонажи тоже весьма своеобразные. Мы так и не узнаем их до конца. Если вы особенно цените психологизм и дотошную проработку образов, вы явно не по адресу 😄
«Призрак дома на холме» — книга, которую нужно прочувствовать. Она слишком специфична, чтобы понравится всем читателям. Но если вы все же проникнетесь историей Хилл-хауса, то наверняка захотите вновь вернуться к ней.
———————————————
Тема: безумие, паранормальные явления
Жанр: ужасы, готическая литература
Первая публикация: 1959 г.
Издательство: АСТ
Количество страниц: 286
Ограничение по возрасту: 16+
———————————————