Найти в Дзене
Искусствовед Успенский

Осенняя красота Павловска

За городом все по-другому. Скромнее, спокойнее, медленнее. Осень здесь созерцательная, живет в ритме дачника, которому давно пора съезжать. Но — неохота. Кто ж из Павловска будет торопиться в Петербург? Я попал на выходные, когда листья уже нападали, но их еще не успели убрать. Довольно холодно, солнца нет, но зато шуршать можно практически в одиночестве. Фотографировать открыточные места и сложно, и не хочется. Опавшие листья меняют все привычные виды, закрывают собой траву, набиваются в кусты, сглаживают рисунок дорожек. И — самое главное — добавляют ненавязчивый осенний саунд к любому движению, — что твоих ног, что порыва ветра. Похоже, что видимся с этим домиком последний раз. Под кленами появляется мягкий ореол свечения, как под торшерами, которые включили еще заранее до темноты. Напоследок концентрируется зеленый оттенок травы, которую, по законам контраста, высвечивают золотые листья, будто вышитые на основе дернового ковра. Парк я прохожу обычно по одному и тому же маршруту, но
Осень оставила
Осень оставила

За городом все по-другому. Скромнее, спокойнее, медленнее. Осень здесь созерцательная, живет в ритме дачника, которому давно пора съезжать. Но — неохота. Кто ж из Павловска будет торопиться в Петербург?

Бывшая дача архитектора Брюллова
Бывшая дача архитектора Брюллова

Я попал на выходные, когда листья уже нападали, но их еще не успели убрать. Довольно холодно, солнца нет, но зато шуршать можно практически в одиночестве.

Фотографировать открыточные места и сложно, и не хочется. Опавшие листья меняют все привычные виды, закрывают собой траву, набиваются в кусты, сглаживают рисунок дорожек. И — самое главное — добавляют ненавязчивый осенний саунд к любому движению, — что твоих ног, что порыва ветра.

Последняя осень. Ах, Александр Сергеевич, хилый!
Последняя осень. Ах, Александр Сергеевич, хилый!

Похоже, что видимся с этим домиком последний раз.

-5

Под кленами появляется мягкий ореол свечения, как под торшерами, которые включили еще заранее до темноты.

Напоследок концентрируется зеленый оттенок травы, которую, по законам контраста, высвечивают золотые листья, будто вышитые на основе дернового ковра.

Парк я прохожу обычно по одному и тому же маршруту, но не помню ни одного раза, чтобы я заскучал от привычных пейзажей.

Листья летят, а ты идешь. Понимаешь, что оглядываться не стоит: сзади прибавляются ковры, но редеют кроны.

Пруды наполовину забраны золотистыми накидками листьев, которые всё обвязываются новыми строчками, обменивая одинокий полёт на совместный дрейф.

Спасение от гербария
Спасение от гербария
Розовый павильон выглядит сейчас бледно
Розовый павильон выглядит сейчас бледно
-12

Что всегда удивляет меня золотой осенью, это совершенное бесцветье неба, как после серьезной линьки. Листья будто вытягивают из пейзажа все краски и прячут их в землю.

-13

Пиль-башня по своей гамме идеально вписывается в осенний пейзаж, особенно в бодрую медь оркестра дубов-ветеранов Павловской сцены.

Висконтиев мост
Висконтиев мост

На самом краю Славянки можно зацепить в кадр алые ягоды шиповника и сделать передний план для изящного Висконтиева моста.

-16

Вид на Мариентальский пруд стал скромнее, но строже и начал явственно застывать, готовясь к зимнему графическому режиму.

В сумерках даже раскаленные листья гаснут, а лес становится ультрамариновым с сизыми прочерками. Фонари зажигаются оранжевым и пытаются добавить цвета в чернильный вечер под цинковым небом.

Для петербургского темперамента осенняя прогулка в Павловске показана как умиротворяющая процедура. Охлаждает нервозность, купирует мизантропию, накапливает целительные воспоминания на зиму.

Осень в Петербурге

Музеи
137 тыс интересуются