Найти в Дзене

"За фасадом империи" - книга Никонова о том, почему Россия не меняется

“Почему русские не улыбаются?” С этого вопроса начинается одна из моих любимых книг Александра Никонова “За фасадом империи”. Я сам много ездил в разные европейские страны и всегда подмечал эту удивительную закономерность - где бы ты не находился, в каком состоянии не был бы, всегда увидишь и опознаешь своего соотечественника в толпе европейцев с расстояния десятков метров. Он может быть одет как окружающие, он может делать тоже самое, но глаза… В этих глазах мгновенно мелькает то, что вас объединяет. Чувство усталости от очереди в больнице, где все по талонам и всем только спросить. Чувство вины и стыда перед паспортисткой, которая кричит, потому что выписки из домой книги нет, а без этого важнейшего документа ни одна бумагу подписать не получится. Чувство пустоты студента, игнорирующего слова лектора, который читает конечно же не сам лектор, а аспирант, потому что тот лучше всех присутствующих осведомлен о бессмысленности сегодняшней лекции. Эти уникальные глаза, которые никогда не к

“Почему русские не улыбаются?”

С этого вопроса начинается одна из моих любимых книг Александра Никонова “За фасадом империи”. Я сам много ездил в разные европейские страны и всегда подмечал эту удивительную закономерность - где бы ты не находился, в каком состоянии не был бы, всегда увидишь и опознаешь своего соотечественника в толпе европейцев с расстояния десятков метров.

Он может быть одет как окружающие, он может делать тоже самое, но глаза… В этих глазах мгновенно мелькает то, что вас объединяет. Чувство усталости от очереди в больнице, где все по талонам и всем только спросить. Чувство вины и стыда перед паспортисткой, которая кричит, потому что выписки из домой книги нет, а без этого важнейшего документа ни одна бумагу подписать не получится. Чувство пустоты студента, игнорирующего слова лектора, который читает конечно же не сам лектор, а аспирант, потому что тот лучше всех присутствующих осведомлен о бессмысленности сегодняшней лекции.

Эти уникальные глаза, которые никогда не коснуться ни одной европейской души. Чтобы иметь эти глаза, нужно вырасти в окружении, где человеческие потребности, чувства и эмоции не стоят ничего, а показуха, неустроенность и пассивная агрессивность являются официальным тоном общественного диалога.

Почему мы такие, а не другие? И сумеет ли это когда-либо изменится? Этим вопросам и посвящена книга.

Кратко ее можно охарактеризовать как исторические очерки развития российского государства, где красной нитью проходит вопрос автора - где же все пошло не так.

А пошло не так много где. Само возникновение Руси как страны было сугубо вынужденным явлением. Территория русской равнины характеризовалась крайне агрессивными климатическими условиями, в рамках которых эффективное сельское хозяйство было едва возможно. Там, где европейского крестьянина урожая хватало на обеспечение своего лорда, своей семьи и еще немного отложить на инструменты, русский же едва-едва пересекал грань недоедания.

На этой земле никто и не хотел жить. Были разбросанные славянские племена и норманны, сидящие на торговом пути “из варяг в греки”. К друг другу они особого интереса не испытывали. Но в какой-то момент торговля перестала приносить достаточно денег и варягам пришлось обратить свой взор на крестьянство как на новый источник дохода. И получилось, что получилось.

Собственно, сквозь все эпохи России и проходит культурный код, созданный климатом и землей, служившей источником жизни. Там где у европейца планирование и долгий вегетационный период, у русского полтора месяца летом, который будет или не будет(зависит от погоды) кормить тебя весь год. От этого и характер мышления.

Вместо методичности и системности то, что мы емко называем “штурмовщиной”: три месяца к диплому готовится, а писать за три дня. Вместо мышления “усилия ведут к результату” емкое слово “авось” выражающее мысль о тщетности попыток перед лицом случайности. И конечно же, знаменитая русская хмурость. То, что в этом году ты выжил и прокормился, еще ничего не значит. Поэтому рассчитывай всегда на худшее и верь в Бога, случайность или какую-угодно неподвластную тебе силу.

И это только начало процесса формирования национального характера, по которому потом прессом прошло несколько столетий Монголо-татарское иго, которое психологически всю нацию вогнало в устойчиво состояние созависимости.

Для меня эта книга является важной, потому что она совершает попытку заглянуть в самое ядро русской психики. Ее можно критиковать за многое, потому что это именно публицистика, где целью является не поиск научной истины, а полнейшие раскрытие авторской точки зрения.

Но эта книга поразительным образом расслабляет и дарит некое чувство принятия - наши проблемы начались не вчера и не сегодня и имеют большие корни, уходящие к самым основам. И я думаю, что именно после такого принятия можно наконец-то успокоиться, сесть и подумать - раз мы оказались здесь, то что можно делать, что бы из этой ямы русской равнины наконец-то выбраться и насладиться теплым солнцем.

Подписывайтесь на мой Telegram-канал "Цветы для Элджернона"