Игрушка, которая наверняка есть у каждого ребенка в доме и даже не в одном экземпляре – это мяч! Не все игры с ним радуют родителей, особенно, внутри дома, но это не повод расставаться с мячом.
Мяч – предмет, который можно использовать на всех уровнях коррекционной и развивающей работы: от базовой работы с телом до сложных когнитивных задач.
Мячи и мячики разной жесткости, размера, фактуры подойдут для развития тактильных ощущений и соматогнозиса (восприятие человеком схемы и пространства своего тела как некоей целостности) – их можно сжимать в руках, катать по телу и т.д.
Стандартные игры с мячом, такие как футбол, баскетбол, волейбол, теннис и их самые упрощенные аналоги будут способствовать развитию координации движений, ловкости и скорости реакции.
Но есть и несколько забытые игры, которые кроме всего вышеперечисленного будут развивать когнитивные функции и даже навыки коммуникации. Рассмотрим эти игры подробнее.
«Десяточки»- помимо развития ловкости и ориентации в пространстве эта игра поможет закрепить счет от 1 до 10 в прямом и в обратном порядке.
Суть игры в том, что игроки выполняют разные упражнения с мячом и стеной под счет. В каждом задании мяч должен удариться об стену и отскочить, в некоторых вариантах мяч может дополнительно ударяться ещё и об землю. Игроку надо успеть выполнить задание пока мяч в полете и в итоге поймать его. Если мяч упущен, то ход переходит следующему игроку. При возвращении хода начинают играть с той цифры, на которой настигла неудача. Выигрывает тот, кто первым выполнит все задания. Вариации самих упражнений могут быть разными, в зависимости от задач в физическом развитии и интересов ребенка, например:
«Десяточки» - десять простых ударов мячом об стену без его потери.
«Девяточки» - девять ударов мячом об пол и стену.
«Весьмерки» - восемь ударов мячом об стену с хлопком.
«Семерки» - семь ударов мячом об стену правой рукой.
«Шестерки» - шесть ударов мячом об стену левой рукой и т.д.
Главное, что с уменьшением количества ударов идёт усложнение задания, можно кидать мяч из-за спины, между ног, из-под правой или левой ноги, с оборотом вокруг себя пока летит мяч. Как вариант усложнения – изменение точки на стене, от которой должен отбиться мяч, она может быть выше, ниже, правее, левее. Для развития мышления и функций саморегуляции стоит предложить детям самим придумывать задания для продолжения игры.
«Вы поедете на бал?»- игра, способствующая развитию мышления, скорости реакции и внимания. Для этой игры необходимы хотя бы три игрока.
Ведущий начинает игру с фразы: «Да и нет не говорите, черное с белым не носите. Вы поедете на бал?». После данной фразы ведущий кидает мяч первому игроку, который должен быстро ответить на вопрос, соблюдая условия игры (нельзя говорить «да» или «нет», а также упоминать черный или белый цвет). Один и тот же вопрос задаётся всем играющим, после завершения круга ведущий придумывает другой вопрос.
Задача ведущего добиться произнесения запрещенных слов от игроков, это можно сделать с помощью вопроса, на который, казалось бы, нельзя иначе ответить, например: «Какого цвета облака/свадебное платье/сметана и т.д.», либо с помощью хитрости усыпить внимание игроков простыми вопросами и неожиданно задать провокационный.
Если игрок ошибся и сказал запрещенные слова, то он становится ведущим. При освоении базовых правил можно увеличивать количество запрещенных к произнесению слов или запретить произносить слова с определёнными звуками в составе.
«Я знаю пять…»- игра, развивающая координацию движений и мышление, в частности разделение слов на категории.
Правила игры. Отбивая мяч ладонью от пола (как в баскетболе), игрок должен на каждый удар называть слово определённой категории: имена, фрукты, города, предметы одежды и т.д. Если игрок успешно назвал пять слов и не упустил мяч, то передает ход другому, а в следующий свой ход называет слова уже другой категории. Если же игрок не успел назвать слово или не отбил мяч, то так же передает ход другому игроку, а в следующем круге называет слова той же категории, на которой совершил ошибку. Победителем становится тот, кто озвучил больше всех разных категорий.
Каждый ход игрока начинается следующим образом: взяв в руки мяч ребенок говорит: «Я знаю пять имён девочек: Маша (удар мяча об пол), Лена (удар мяча об пол), Света и т.д.» По желанию игроков можно менять вид упражнения с мячом: бить об пол определенной рукой, отбивать от стены, подбрасывать вверх и т.д.
Это только три игры, в которых мяч выступает значимым коррекционным инструментом: он провоцирует включение в деятельность одновременно нескольких функциональных систем и задает достаточно жесткие ограничения по времени для программирования ответной реакции. Но, главное, добавление мяча в работу создает положительный эмоциональный фон, с которым занятие проходит веселее, а трудности преодолеваются легче. Вы и ваши дети, казалось бы, просто играете, но, добавив в игру проблемные темы, проводите и развивающее занятие.
----
Ваш ИИСТ - забота о себе, детях, парах и всей семье
https://familyland.ru/