Почти досмотрено и в итоговом обзоре не хочется смешивать впечатления о дораме с околодорамными размышлениями, выношу оные в отдельный пост.
Исторический контекст. Озвученный в первых кадрах сериала набор имен не имеет отношения к реальным правителям. Только имя младенца Шан Ли как-то отсылает зрителя к правлению династии Шан, правившей задолго до нашей эры, и при которой были заложены "мистические основы" императорской власти через учения Даосизма и Конфуцианства. В остальном, все намекает на времена правление Императрицы У ЦзэТянь. Тут и единоличное правление женщиной без влиятельного мужчины рядом, и свободные нравы общения женщин с незнакомцами, и обучение женщин, и какое-то подобие борьбы за права простых китайцев. И уж чуть ли не прямым указанием на время событий в дораме "секретарша" императрицы, очень напоминающая исторический персонаж Шангуань Ваньэр служившую "секретарем" при ЦзэТянь. Но как бы не была лояльна ЦзэТянь к женщинам, ей так и не удалось выбить хоть один кирпичик из основания патриархального Китая, так, что девушки сдающие экзамен на чиновника это чистая фантазия. И до конца не понятно, было ли это нормой закона или табу общества.
В то время женщины, стремящиеся активно участвовать в жизни общества, предпочитали выбрать один из двух путей: либо создавать союзы и общества, либо уходить в монастыри и продвигать свои идеи как адепты или монахини через различные учения. Благо, императрица У проявляла благосклонность к любым верованиям. Например, во время войны с губернатором одной из провинций монахиня по имени Ван Фэнсень стала командующим и военным советником. В её руках находилась судьба военных операций, а также система наград и наказаний. В те время секта «мотылька» под руководством женщины могла быть одной из многих, используемых для достижения политических целей. Тема влияния сектантов на общество во времена династии Тан обыгрывается ещё и в дораме в Ветер Лояна.
Также любопытно отметить, что общее настроение в драмах отражает изменения в восприятии правления Императрицы У в китайской истории. Долгое время У Цзэтянь обвиняли в жестокости, прелюбодеянии и "популизме". На самом деле, жестокости в ее правлении было не больше, чем у большинства мужчин и были оправданы с политической точки зрения, так как влиятельные родственники по линии мужа никак не могли смириться с "бабой на троне". Это борьба красной нитью тянулась через все 50 лет правления У. И это было действительно жестоко как и показано в дораме. По подозрению казнили всю семью, включая младенцев, и частенько вместе с побочными ветвями. Но это не была жестокость ради жестокости, и уж тем более, не превосходила жестокости мужского правления. Примечательно, что Ветер Лояна "обвиняет" в заговоре семью У откуда была и сама правительница, тем самым пытаясь обелить семью почившего супруга. В реальности было не совсем так.
Сейчас тему прелюбодеяний властительницы У дорамы не поднимают, мол, личное дело каждого, но старые историки частенько на этом заостряли внимание. На европейский взгляд, даже Екатерина Великая, менявшая братьев Орловых в роли фаворитов, выглядела неприличной, чего уж говорить об Цзэтянь, предпочитавшей проводить вечера со всеми братьями сразу. Но все равно ей было далеко до гаремного безумия мужиков. Здесь интересен другой аспект интимных отношений - даосизм. Цзэтянь первоначально была адептом даосизма, и это позволяло ей, с одной стороны, утверждать, что она достойна получить "мандат Неба" на правление империей, а с другой, требовало практиковать близкие отношения с противоположным полом с невероятным усердием, дабы подольше оставаться умной, красивой и молодой. Кому интересно почитайте Канон Чистой девы (Су-Нюй Цзин). Учитывая, что она успешно правила огромным Китаем 50 лет, может действительно даосизм давал ей силы, как думаете? В Долгой Песне даосизм напрямую не критикуют, лишь намекая, на безумие его сект и пропагандируя пагубность идеи о перерождении.
Но больше всего элиту того времени бесило, как бы сейчас сказали, заигрывание с простым народом. По восшествию на престол, Императрица снизила налоги на немыслимые ранее 20%, урезала расходы чиновников, особенно на предметы роскоши, и разрешила любому и каждому подавать анонимные доносы, и даже доплачивала за них. Всё в строгом соответствии с изречением первого даоса Лао Цзы, что страна беднеет, а люди страдают, когда правители берут слишком большие налоги. Снижение налогов обыгрывается в дораме Ветер Лояна. Также, упростила доступ к экзамена на чиновника китайцам "без роду и племени", что уже обыгрывается в Долгой Песне. Популярность в народе и поддержка безвестных семей были опорой власти Императрицы и позволяли ей легко подавлять любые попытки мятежа.
Судя по двум этим дорамам, Ветер Лояна и Долгая Песнь, в целом, мнение китайцев о времени Цзэтянь формируют в следующем направлении - жестокость оправдана, "популизм" т.е., мнение народа и равноправие женщин, есть зачатки нынешней коммунистической империи, о "распущенности" лучше не говорить, буддизм хуже конфуцианства, а даосизм вреден бесчисленными сектами.
И последнее о правлении Цзэтянь - наследие. Она задала тренд на притязания женщин быть властью. Всё последующее время династию Тан сотрясали посягательства знатных дам на императорскую власть - Принцесса Тайпин, Императрица Вэй, Принцесса Аньлэ и наконец Ян Гуйфэй, как считается, погубившая династию Тан. С одной стороны, расцвет культуры и науки, с другой, политическая нестабильность, когда жены и принцессы были готовы свергать мужей и братьев. Так, что ничего удивительного, что уже следующая династия встала на прямые рельсы неоконфуцианства и заперла женщин в доме без возможности обучения, буддизм загнала под лавку, а даосизм в горы.
И еще немного о художественном контексте, тоже не хочет оставлять его на итоговый обзор. По сравнению с жанром политического детектива Ветра Лояна, где романтическая линия весьма условна, а три слоя заговора плохо сшиты между собой, в Долгой Песне все события последовательно нанизаны на стержень отношений главных героев. Думаю, что такое построение сюжета стало стандартом китайских костюмчиков, и с одной стороны, позволяет сценаристам держать линию сюжета, не превращая повествованию в кашу событий, а с другой, с каждой следующей дорамой все больше душит интригу отношений влюбленных для зрителя. С первых серий понятно, что они пройдут путь от "вражды" до "нас никто не разлучит", что добавляет скуки каждому следующему костюмчику. Нужно очень стараться и создателям, и актерам, чтобы зритель не потерял веру в оригинальность китайского костюма. И насколько это удалось Долгой Песне уже в итоговом обзоре.
И последнее, читая о той эпохе, был удивлен насколько сильное влияние оказал даосизм не становление ЦзэТянь, и насколько сами китайцы не любят об этом говорить.
Полезные ссылки.
Кому интересно, еще немного истории о том времени в обзоре.