В каком-то смысле, спортсмены из Бронзовой эры – эталон античного понимания о красоте тела. Тогда, для того, чтобы занять своё место среди лучших атлетов, нужно было иметь массивные ноги, большую спину, рельефный пресс и мощные руки. Но многие современные профессионалы нередко критикуют спортсменов из бронзовой эры. В том числе постоянно указывают на главную уязвимую зону – неразвитые грудные мышцы.
Почему же атлеты Бронзовой эры, которые умели профессионально раскачать любую часть тела, всё никак не могли «пробить» свою грудь? Причём явление носило массовый характер, отчего действительно «бросается в глаза» при просмотре фотографий тех славных лет. Давайте же попытаемся сегодня разобраться в этом вопросе максимально подробно.
Границы Бронзовой эры
Для начала нужно чётко определиться с временными границами обозначенной Бронзовой эры. И в общепринятом понимании, этот период затрагивает первый этап зарождения бодибилдинга, как отдельного явления и потому базируется на отрезке времени с 1894 по 1939 год.
Отцом современного бодибилдинга по праву считается Евгений Сандов. Именно он первым в современной истории возродил античную практику тренировать своё тело так, чтобы оно смотрелось и массивным, и эстетичным. Просто для наглядного сравнения, ярким представителем Серебряной эры можно считать первых посетителей спортзала «Масл Бич», что расположен в Калифорнии. Золотая же эра началась во времена Арнольда Шварценеггера, Франко Коломбо и Сержо Оливы – внешний вид именно этих атлетов немного разных по фигуре и по телосложению, лучше всего иллюстрирует те каноны и стандарты красоты мужского телосложения, которые продержались с начала 70-х до начала 90-х годов.
Евгений Сандов и влияние античных статуй
Показав иллюстративные примеры, вернёмся к Евгению Сандову. Именно его фотосессии с фиговым листочком на одном очень характерном месте, долгое время считались тем эталоном, к которому должен был стремиться каждый уважающий себя поклонник бодибилдинга.
Как рассказывал о своём увлечении сам легендарный атлет – он долгое время по крупицам создавал собственную систему подготовки, взяв за точку отсчёта внешний вид греческих и римских статуй. Ради этого Сандов посетил все античные музеи Европы и впитал до корней волос и кончиков пальцев образ того, к чему он стремился приблизиться.
Получилось – тело Евгения Сандова действительно напоминало живое воплощение древнегреческого бога, ранее доступное только в мраморе и в камне...
… Но была одна очень интересная деталь – во всех указанных статуях изначально присутствовала диспропорция – широкие плечи, массивная спина, сильные ноги и необъёмная, маленькая грудь. Естественно, что атлеты из эры Арнольда Шварценеггера, которые и установили «стандарт» на очень развитые грудные мышцы, были полностью не согласны с канонами красоты Сандова. И считали, что атлет в такой форме явно недостоин того, чтобы встать на одну сцену с лучшими бодибилдерами того времени.
Первые соревнования по бодибилдингу
Евгений Сандов вошёл в историю спорта ещё и благодаря тому, что первым в мире смог организовать международные соревнования по бодибилдингу. И, естественно, вошёл в судейскую коллегию, находясь в которой имел главенствующее мнение и судил других участников по себе. Именно поэтому атлеты быстро заметили то, что нравится главному организатору. А потому спешили развить «ключевые участки» и при этом почти забрасывали «прокачку груди».
Вторая, ещё более глобальная причина скрывалась в том, что в Бронзовой эре ещё не присутствовало достаточное количество снарядов и тренажёров, которые могли бы целенаправленно «пробить грудь». Жим штанги над головой увеличивал верхний отрезок груди. Всё ещё редкие брусья «подтягивали» низ. Но, в любом случае, средний пучок оказывался как бы вне работы. И если не считать всем известных отжиманий, практически не прорабатывался.
Только с 40-х годов прошлого века в тренажёрных залах зачинающейся Серебряной эры стали появляться жимовые скамьи, а жим штанги лёжа стал, наверное, самым любимым упражнением многих спортсменов. Естественно, всё это привело к массовому изменению облика бодибилдеров, а развитые грудные мышцы стали цениться ровно так же, как развитые ноги и спина.
Потом уже произошла эволюция тренажёров и методик. И исключительно горизонтальный жим сменился наклонными жимами и был дополнен разнообразными тренажёрами и специфическими движениями. И ведь можно невооружённым глазом увидеть то, к чему привело это изменение общественного сознания – на фотографиях тех лет фигуры атлетов уже начали «подтягиваться» к стандартам Золотой эры.
К слову, общепризнанный родоначальник жимового движения – Георг Гаккеншмидт. Именно он выполнял горизонтальный жим штанги весом в 151,5 килограмма лёжа на полу. И, надо сказать, визуально смотрелся намного больше прочих атлетов, которым были доступны только отжимания и поднятие свободных весов над головой. Единственная проблема – это лимитирование амплитуды движения, которое ограничивалось поверхностью пола и не растягивало грудные мышцы до конца. Однако начало было положено.
Развитие жимового движения
Примерно в 30-х годах прошлого века силачи довоенных лет начали ложиться на возвышение и жать штангу с отводом локтей в минусовую позицию. Это позволяло растянуть грудные мышцы намного лучше, чем в варианте упражнения, предложенного Георгом Гаккеншмидтом. Естественно, поползли вверх и веса. Однако невооружённым глазом была видна некоторая допотопность движения, так как спортивный снаряд подавали два помощника, что сильно ограничивало возможности индивидуальной тренировки.
Изобретение стоек и стопоров решило и эту задачу. А потом ранее отдельные стойки «слились» с лавкой и стали неотъемлемым целым – жимовой скамьёй, которая имеет неизменный вид уже множество лет.
Современные «переборы»
Атлетам современности пришлось демонстрировать монстрообразную массу и объёмы, чтобы поразить «избалованных» судей хоть чем-то запоминающимся и отличающимся. Тогда на сцене и стали показываться гиганты, такие как Дориан Йейтс или Ронни Колеман, которые на долгие годы установили какие-то свои неправильные стандартны мужской красоты, основанные на всем известных «астероидах». Нет, даже Арнольд Шварценеггер, пусть и неохотно, но признавался в том, что экспериментировал с запрещёнными препаратами. Но в те времена подключение «химии» к подготовке было явлением эпизодичным и непостоянным. Во времена Колемана – пугающе поголовным.
Благо, что после большого количества ранних смертей, современные атлеты всё-таки одумались и стали возвращаться к канонам Золотой эры. Но для того, чтобы понимание пришло, свои головы сложили Шон Родден, Седрик Макмиллан, Джо Линдер, Джордж Питерсен, Даллас Маккарвер, Рич Пиана и многие, многие другие.
И это я ещё не затрагиваю тему разнообразных фриков, которые помешались на использовании запрещённых препаратов и раздулись до каких-то невероятных и некачественных величин. Благо, что история идёт по спирали. И на данный момент спортсмены вновь задумываются над тем, как выглядеть наиболее хорошо с минимальным вредом для организма.
Очень надеюсь на то, что моя аудитория – это исключительно адекватные люди, которым не нужно рассказывать о явном и неприкрытом вреде указанных препаратов. Да и большой спорт губит. И потому, чтобы выглядеть хорошо, обычным людям вполне достаточно заниматься калистеникой и правильно питаться. И при прочих равных будет вам и долголетие, и ощущение счастья, и здоровья.
Всех благ!
Спасибо за прочтение! Не забывайте ставить лайки, если понравилось и подписываться на канал, чтобы не потерять канал. А пока рекомендую: