Найти в Дзене
Авиатехник

Как недостаток отдыха стал роковым для пилота Як-12 и его пассажиров? Катастрофа в марте 1960 года

9 марта 1960 года пилот самолёта Як-12 (СССР-40799) выполнил рейс по маршруту Уральск – Чилик – Уральск, вернувшись в 12:50 после налета в 3 часа 20 минут. В 14:05 он вылетел в Кара-Тюбе с тремя пассажирами на борту. Погода во время полета была благоприятной, самолет летел на высоте 600 метров. Однако до пункта назначения он не добрался: на следующий день, 10 марта, самолет был найден разбитым всего в 18 километрах от Кара-Тюбе. Все, кто находился на борту, погибли.

Расследование показало, что в дни, предшествующие трагедии, пилот испытывал недомогание, но не сообщил об этом ни командирам, ни медицинскому персоналу. 8 марта, накануне летного задания, он употреблял алкоголь и вернулся домой поздно ночью, что сказалось на его качестве отдыха перед полетом. Вероятно, во время второго рейса, не имея достаточного отдыха и находясь в плохом состоянии, пилот заснул. Самолет, потеряв скорость, вошел в пикирование и разбился.

Данная катастрофа подчеркивала недостатки в командирском контроле за предполетным отдыхом пилотов в Уральской объединенной авиационной экспедиции Казахского территориального управления гражданского воздушного флота, а также выявила формализм при проверке состояния здоровья пилотов перед вылетом. Свидетели сообщали, что незадолго до инцидента пилот уже испытывал недомогание и, опасаясь потери сознания, поднялся на высоту 1800 метров. Однако, поскольку систематический анализ барограмм в объединенной экспедиции не проводился, данный инцидент остался незамеченным, пилот не донес до руководства информацию о своем состоянии.

Авиатехник в Telegram (подпишитесь!)