Найти в Дзене
Континент рока

Deep Purple выходят на новую орбиту? Альбом =1 (2024)

Вливание свежей новой крови в организм неизбежно влияет на этот самый организм. И, как правило, положительно – иначе зачем вообще её вливать. Но остаётся ли организм прежним – это другой вопрос. То есть всё может быть и хорошо с организмом, но что-то в нём появляется такое, что как-то настораживает – отчего-то он начинает себя не совсем привычно вести. Отчего и восприятие его окружающими становится настороженным. Одна из главнейших и старейших хард-рок команд в истории рока, стоявшая у истоков тяжёлого жанра, получила новую кровь в лице северо-ирландского гитариста Саймона МакБрайда, пришедшего на замену американцу Стиву Морсу. Записала новый альбом со свежим материалом. И превратилась в нечто достаточно сильно отличающееся от себя прежней. Я с каким-то странным для меня чувством прослушал новый альбом легенд хард-рока. Как будто бы всё звучит хорошо и даже пару-тройку раз просто потрясающе, но что-то необъяснимо не дип-пёрпловское сквозит из всего этого. Как будто новая кровь превалир

Вливание свежей новой крови в организм неизбежно влияет на этот самый организм. И, как правило, положительно – иначе зачем вообще её вливать. Но остаётся ли организм прежним – это другой вопрос. То есть всё может быть и хорошо с организмом, но что-то в нём появляется такое, что как-то настораживает – отчего-то он начинает себя не совсем привычно вести. Отчего и восприятие его окружающими становится настороженным.

Одна из главнейших и старейших хард-рок команд в истории рока, стоявшая у истоков тяжёлого жанра, получила новую кровь в лице северо-ирландского гитариста Саймона МакБрайда, пришедшего на замену американцу Стиву Морсу. Записала новый альбом со свежим материалом. И превратилась в нечто достаточно сильно отличающееся от себя прежней.

Я с каким-то странным для меня чувством прослушал новый альбом легенд хард-рока. Как будто бы всё звучит хорошо и даже пару-тройку раз просто потрясающе, но что-то необъяснимо не дип-пёрпловское сквозит из всего этого. Как будто новая кровь превалируют над старой.

-2

Как к гитаристу Саймону МакБрайду вопросов нет, он просто великолепен. Естественно, он не копирует никого из своих предшественников – ни агрессивную напористость Ричи Блэкмора, ни джазовую изысканность Томми Болина, ни вкрадчивую основательность Стива Морса. Но в то же время всё это есть в его манере, что и проявляется в отдельных треках: то он почти Человек в чёрном (“Portable Door” и “Now You’re Talkin’”), то звук его гитары воспаряет к небесам, как некогда у Болина (“I’ll Catch You”), то становится вполне благопристойно-сдержанно виртуозным, как у Морса (“Bleeding Obvious”).

Но при этом МакБрайд остаётся самим собой и составляет достойную конкуренцию клавишам Дона Эйри, А синтезаторы Эйри уже который альбом подряд стремятся занять главенствующую позицию в саунде «Тёмно-фиолетовых». И иногда из этой здоровой конкуренции рождается нечто неожиданно прекрасное, как особое мистическое настроение композиции “No Money to Burn”.

За клавишником и гитаристом стремятся угнаться и остальные. Иен Пэйс – первый и единственный барабанщик Deep Purple – не то чтобы не портит борозды, он подключается к тем кульбитам, которые выдумывают клавишник и гитарист. И у него это неплохо получается. Тоже самое творит и грандиозный басист Роджер Гловер. Правда, иной раз кажется, что ритм-секция скатывается до самоповтора, но вовремя спохватывается и выруливает на не наезженную колею.

Иен Пейс
Иен Пейс

Но всё же на этом альбоме всех перещеголял вокалист Иен Гиллан. Понимая, что прежних высоких нот ему не взять, как в “Highway Star” и “Child In Time”, он изменил свой вокал: углубил и расширил за счёт большего количества обертонов и акцентов. В какой-то мере его вокал даже стал ярче, чем в молодости, хотя такое и трудно представить для певца, которому под 80! Он достойно звучит практически во всех треках, но особенно хороша скупая мужская слеза в его голосе, сквозящая в песне “If I Were You”.

Deep Purple
Deep Purple

Но Гиллан не только поёт как-то по-новому, он и тексты стал писать почти концептуальные – не разнузданно-ухарские как прежде, но почти философские многословные трактаты, под стать заявленной теме альбома: мир сложен и многообразен, но сложность его сводится к единству всего и вся как частей одного целого. Отсюда, кстати, не совсем понятное название альбома – равенство единице.

И что же мы получили на этот раз? Вместо ожидаемого натужного тяжёлого драйва, мастерски высасываемого из пальца, как это делали «Тёмно-фиолетовые» последние четверть века, непривычно яркий, даже несколько чересчур аляповатый альбом, поражающий не столько даже своей энергией, сколько бравостью и несгибаемостью старой гвардии рок-н-ролла под предводительством сравнительно юного знаменосца (гитариста). Узнать эту гвардию хоть и сложно, но всё же можно.

Такое ощущение, что группа Deep Purple перешла в новую ипостась, поэтому и не похожа на себя саму. Но если вспомнить былые времена: альбом “Come Taste the Band” мало кто из фанатов воспринял как очередной альбом Deep Purple. То есть такое уже бывало…

-5