Найти в Дзене
Кинокружок Курилова

Самые страшные фильмы советского детства: «Регентруда» и огненный монстр

Жутко вспоминать эту сказку из ГДР. И во всем виноват антагонист, огненный колдун Фойербарт. Так говорят про «Регентруду» многие россияне, чье детство пришлось на начало 80-х. Такое же мнение у читателей данного канала. «Регентруда» продолжает мой цикл текстов про кино, пугавшее детей СССР до появления кабельного ТВ и видеосалонов. Телефильм ГДР «Регентруда» (Regentrude, 1976) режиссера Урсулы Шмангер, снятый по повести Теодора Шторма, начинается с депрессивной картинки, вызванная засухой, под слова о безжалостном огненном шаре, что раньше называли Солнышком. Губительная засуха возникла из-за феи дождя Регентруды, которая спит и не может пробудиться. Пользуясь ситуацией, в мире людей хозяйничает вредный огненный колдун Фойербарт. Андрес и его невеста Марен пускаются в путь, чтобы найти и разбудить Регентруду. Сцены с описанием сельского быта и свадебных традиций под тревожные звуки скрипок создают атмосферу, пригодную для фолк-хоррора. Стадо бродит по высохшей траве, сидящий у обезво

Жутко вспоминать эту сказку из ГДР. И во всем виноват антагонист, огненный колдун Фойербарт. Так говорят про «Регентруду» многие россияне, чье детство пришлось на начало 80-х. Такое же мнение у читателей данного канала. «Регентруда» продолжает мой цикл текстов про кино, пугавшее детей СССР до появления кабельного ТВ и видеосалонов.

Кадр из к/ф «Регентруда».
Кадр из к/ф «Регентруда».

Телефильм ГДР «Регентруда» (Regentrude, 1976) режиссера Урсулы Шмангер, снятый по повести Теодора Шторма, начинается с депрессивной картинки, вызванная засухой, под слова о безжалостном огненном шаре, что раньше называли Солнышком.

Губительная засуха возникла из-за феи дождя Регентруды, которая спит и не может пробудиться. Пользуясь ситуацией, в мире людей хозяйничает вредный огненный колдун Фойербарт. Андрес и его невеста Марен пускаются в путь, чтобы найти и разбудить Регентруду.

Пастух у пересохшего источника. Кадр из к/ф «Регентруда».
Пастух у пересохшего источника. Кадр из к/ф «Регентруда».

Сцены с описанием сельского быта и свадебных традиций под тревожные звуки скрипок создают атмосферу, пригодную для фолк-хоррора. Стадо бродит по высохшей траве, сидящий у обезвоженного родника пастух говорит: «Похоже, на этот раз Фойербарт обстрижет нас как овец». Первое появление рыжего как языки пламени Фойербарта под вспышки и дымы пугает Андреса, пытавшегося раскопать воду в пересохшем источнике.

Далее будоражат вызванные Фойербартом в доме жениха паранормальные явления. Можно отнести этот полтергейст, вроде внезапно вспыхивающего огня в трубке, к хоррор-приемам, которые дают понять, что от моснтра не спрячешься в жилище. Далее действие больше похоже на обычный фильм-сказку, но Огневик постоянно напоминает о своем присутствии.

Искрящее появление Фойербарта пугает Андреса. Кадр из к/ф «Регентруда».
Искрящее появление Фойербарта пугает Андреса. Кадр из к/ф «Регентруда».

Чтобы казаться серьезнее, Фойербарт угрожающе потрясает искрящим жезлом в виде сухой кривой ветки. Адски хохочет, трясется, пускает дым. Чтобы его хоррор-выскакивания не наскучили, порой меняет костюм на черно-угольный или превращается в обычного фермера. Маленький усач-бородач в костюме, имитирующем костер, сегодня не выглядит очень жутким, особенно во время песен и танцев. Но в 20-м веке напугал многих юных зрителей (фильм неоднократно показывали в передаче «В гостях у сказки»).

Я не ходил на «Регентруду» в кино. Дома по черно-белому телеку Фойербарт впечатлил не так сильно, чтобы лишать сна. Имитирующие языки огня оранжевые треугольники, из которых состоит его тело, напоминали искусственный пионерский костер в фойе свердловского ТЮЗа и впечатляли просто художественно. Сегодня я желаю, что не получил от гдровской сказки тех эмоций, что получили многие другие дети.

Правильноые название монстра не Фойербарт, а Фаерман. Кадр из к/ф «Регентруда».
Правильноые название монстра не Фойербарт, а Фаерман. Кадр из к/ф «Регентруда».

В числе тех, для кого Фойербарт стал одним из первых страшных киношных антагонистов, есть и читатели этого канала. Спасибо, что поделились воспоминаниями. Привожу только малую часть из них.

«Ужас был! Мне лет 5 было, он мне снился потом»; «Огненный монстрик пугал меня»; «Это был форменный ужас, мне уже 51 год, но до сих пор передергивает, когда вспоминаю, как этот огонь приближается»; «Самый страшный фильм моего детства»; «Это чудо в тряпочках напугало так, что я ночами не спала»; «Ужас моего детства. После него в комнату в тёмную боялся зайти».

В 2018 году немцы вновь экранизировали эту сказку. Новая «Регентруда» не прибавила в бюджете, это просто скромный телефильм, и утратила былую энергетику, Фойербарт, сыгранный обычным актером, совсем не страшный.

Фойербарт передает привет владельцам ч/б-телевизоров. Кадр из к/ф «Регентруда».
Фойербарт передает привет владельцам ч/б-телевизоров. Кадр из к/ф «Регентруда».

Именно практические эффекты «Регентруды» 1976 года близки к книжной концепции Теодора Шторма. В издании его повести 19 века на гравюре изображен похожий антагонист. Правда, в книге ноги и руки колдуна не огненные, то есть постановщики фильма поддали жару.

Не знаю, почему в СССР придумали Фойербарта, в книге и в немецком оригинале кино это Feuermann (Фаерман). Это фольклорный персонаж, его можно называть Огненным человеком, Горящим, Огневиком, хоть Кочегаром. Есть разные варианты его внешности. Некоторые сложно вывести на экран без компьютерной графики. Наверно, мы еще увидим Огневика в новых хоррорах или фэнтези. Может быть, ранее он уже появлялся в других фильмах?

Антагонист в облике простого фермера. Кадр из к/ф «Регентруда».
Антагонист в облике простого фермера. Кадр из к/ф «Регентруда».

Тут лежат все тексты рубрики «Самые страшные фильмы советского детства». Если я забыл что-то туда добавить, подскажите, пожалуйста. Интересует кино, появившееся в стране до кабеля и видеосалонов.