Доброго времени суток, уважаемые подписчики и гости моего канала!
Я очень рад очередной встрече с вами, и мы с вами поговорим об обращениях трезвучий мажора, а также начнем изучать тему их взаимодействия в рамках простых гармонических моделей.
В одной из прошлых публикаций мы говорили о главных трезвучиях мажорного лада. Мы выяснили, что они являются главными, поскольку являются мажорными (их нижняя терция является большой, верхняя - малой) и строятся на I-й, IV-й и V-й ступенях натуральной мажорной гаммы.
Что такое обращение аккорда?
Обращение аккорда - это изменение его структуры путем переноса его нижней ступени на октаву вверх. В результате мы получаем видоизмененный аккорд, который содержит те же ноты, что и исходный, однако они расположены уже в ином порядке. Например, если мы перенесем нижнюю (I-ю) ступень (бас) тонического трезвучия Т3/5 - ноту "до", на октаву вверх, мы получим такое созвучие:
Это первое обращение тонического трезвучия, и оно называется тоническим секстаккордом (обозначается Т6), поскольку интервал между его нижней и верхней нотами - малая секста. В секстаккорде нота С (до) уже не является басом, им становится нота Е (ми).
Точно таким же образом - путем переноса нижнего звука на октаву вверх, от секстаккорда можно построить еще один аккорд:
Новый аккорд (Т4/6 называется тоническим квартсекстаккордом, поскольку интервал между его нижним (V-й ступенью лада) и средним (тоникой) звуками - чистая кварта, а между нижним и верхним (III-й ступенью) - большая секста. В этом аккорде басом является уже нота G (соль).
Теперь давайте послушаем, как звучат тоническое трезвучие и оба его обращения:
Субдоминантовое и доминантовое трезвучия (S3/5 и D3/5) также имеют по два обращения (S6 и S4/6, D6 и D4/6) которые строятся точно таким же образом. В тональности С (до-мажор) субдоминанта (S, IV-я ступень) - нота F (фа), доминанта (D, V-я ступень) - нота G (соль). Трезвучия S3/5 и D3/5 и их обращения S6, S4/6, D6, D4/6) звучат так:
Как играть трезвучия на гитаре
Трезвучия, рассмотренные выше, хорошо рассматривать в контексте изучения основ теории музыки. Их очень удобно использовать при игре на фортепиано.
Также, трезвучия можно исполнять и на гитаре. Однако, в силу особенностей строя и обусловленных им аппликатурных форм, исполнять трезвучия в исходном виде (в тесном расположении) на гитаре не всегда удобно, да и звучат они довольно пусто.
Чтобы аккорды звучали более насыщенно, и их исполнение не вызывало трудностей, мы используем трезвучия и их обращения с дублированными ступенями, а также в широком расположении (когда величина интервалов между ступенями аккорда составляет не меньше квинты).
Один из простых примеров трезвучия на гитаре с дублированными ступенями - это аккорд С, а также мажорные аккорды, взятые в форме С (по системе CAGED) в других тональностях:
Как видим, I-я (до), III-я и V-я ступени аккорда организованы в форме "классического" трезвучия, поскольку они расположены по терциям, при этом I-я и III-я ступени дублируются этими же ступенями, расположенными на октаву выше. Из данного созвучия можно выделить трезвучие и оба его обращения:
Тонический секстаккорд:
И тонический квартсекстаккорд:
Если вы попробуете взять трезвучия и его обращения в тесном расположении по отдельности, скорее всего у вас возникнет ощущение пустоты и недосказанности ввиду узости их диапазона. Однако, на гитаре можно добиться гораздо более интересного звучания аккордов путем дублирования их ступеней, а также применения трезвучий и их обращений в широком расположении (об этом мы подробнее поговорим в следующей публикации).
Гармоническая модель T-S-D (I-IV-V)
На основе главных ступеней как мажора и минора можно строить простые и поэтому весьма распространенные аккордовые последовательности (гармонические модели), которые легли в основу многих известных композиций в различных жанрах.
Для того, чтобы строить и исполнять аккордовые последовательности и произведения, а также подбирать их на слух, необходимо знать аппликатурные формы аккордов, расположение их ступеней в структуре аккорда и на грифе, а также знать и понимать принципы взаимодействия между ступенями лада/аккордами и их функции.
Мы уже изучили несколько аккордовых форм и расположение их ступеней на грифе гитары. Сегодня я предлагаю приступить к изучению гармонических моделей, которые состоят из этих созвучий. Рассмотрим несколько способов исполнения.
Забегая вперед, скажу, что на начальных этапах обучения проще всего "вычислять" аккорды и строить аккордовые последовательности, опираясь на басовые тоники этих аккордов. Мы будем ориентироваться по тоникам I-й (Т), IV-й (S) и V-й (D) ступеней, расположенным в басовом и среднем регистрах (на 6-й, 5-й и 4-й струнах) и выбирать соответствующие формы аккордов. Для начала давайте найдем их на грифе гитары. Давайте возьмем тональность C (до-мажор) и найдем главные ступени T(I), S(IV) и D(V) на нижних струнах:
Итак, мы отметили басовые тоники аккордов будущей модели. Теперь мы будем строить от них аккордовые формы. Точнее, не строить, а выбирать уже построенные формы из цепочек CAGED. Для этого давайте вернемся к цепочке аккордовых форм в тональности С (до-мажор):
Первая задача - выбрать аппликатуру для тонического аккорда. Во время выбора аппликатуры мы будем ориентироваться по расположению басовой тоники аккорда на грифе гитары. В нашем случае басовая тоника расположена на 6-й струне (см. рис. 7), следовательно, нам нужно выбрать из цепочки форму, басовая тоника которой расположена на 6-й струне. Как видим, у нас есть 2 такие формы: форма G и форма Е:
Рассмотрим каждый из них по отдельности. Вариант 1:
Басовая тоника следующего, субдоминантового аккорда, находится на 5-й струне (нота F, фа). Возвращаемся к цепочке и подбираем соответствующую форму аккорда. Это может быть либо форма С, либо форма А.
Поскольку для тоники мы выбрали форму G, для перехода в субдоминанту удобнее использовать форму С. Переносим тонику с 3-го на 8-й лад (разумеется, вместе с остальными ступенями аккорда) и таким образом транспонируем ее в тональность F (фа-мажор):
Теперь подбираем форму для доминантового аккорда. Его басовая тоника также расположена на 5-й струне, поэтому для него в этой позиции также подойдет форма С. Переносим ее еще на 1 тон (на 2 лада) вверх:
Итак, мы получили аккордовую последовательность для гармонической модели T-S-D (I-IV-V) в тональности C (до-мажор). Давайте посмотрим и послушаем, как она звучит:
Это не единственный способ обыгрывания аккордовой последовательности T-S-D. Помимо форм G и C можно также использовать формы E и А, басовые тоники которых также находятся на 6-й и 5-й струнах:
Смотрим и слушаем:
Также, можно комбинировать различные формы. В следующем примере для доминантового аккорда вместо формы А мы применим форму С:
Послушаем, как это звучит:
Этот вариант отличается мелодичностью благодаря плавному восходящему движению басовых ступеней и плавному движению верхнего голоса (сопрано), а также голосов среднего регистра (альта и тенора).
А эта аккордовая последовательность начинается с неполной формы G: в ней присутствует верхняя тоника и отсутствует нижняя, в басу остается нота Е (ми). По сути это пример использования в последовательности обращения трезвучия в последовательности - секстаккорда с III-й ступенью в басу. Использование обращений в аккордовых последовательностях существенно обогащает звучание и создает ощущение плавности, одновременно сглаживая басовую и мелодическую линии:
Мы рассмотрели несколько способов обыгрывания простейшей гармонической модели, состоящей из главных трезвучий лада. Хочу сказать, что это далеко не все способы обыгрывания этой модели, и в ближайшие дни я дополню статью примерами.
В заключение хочу сказать, что я всегда рад вашему присутствию на моем канале, уважаемые подписчики и гости. Пожалуйста, ставьте лайки, пишите комментарии. Также, посетите сайт сети музыкальных школ Music Club, запишитесь на бесплатное пробное занятие и освойте базовые приемы игры на гитаре в кратчайшие сроки. Помните: даже одно занятие с педагогом поможет вам улучшить качество игры, позволит по-новому посмотреть на процесс обучения и, наконец, избавиться от проблем, которые вы не можете заметить сами в процессе занятий.