Найти в Дзене

Учим теорию: трезвучия мажорного лада и их обращения. Исполнение трезвучий на гитаре и гармоническая модель T-S-D

Оглавление

Доброго времени суток, уважаемые подписчики и гости моего канала!

Я очень рад очередной встрече с вами, и мы с вами поговорим об обращениях трезвучий мажора, а также начнем изучать тему их взаимодействия в рамках простых гармонических моделей.

Содержание курса

В одной из прошлых публикаций мы говорили о главных трезвучиях мажорного лада. Мы выяснили, что они являются главными, поскольку являются мажорными (их нижняя терция является большой, верхняя - малой) и строятся на I-й, IV-й и V-й ступенях натуральной мажорной гаммы.

Что такое обращение аккорда?

Обращение аккорда - это изменение его структуры путем переноса его нижней ступени на октаву вверх. В результате мы получаем видоизмененный аккорд, который содержит те же ноты, что и исходный, однако они расположены уже в ином порядке. Например, если мы перенесем нижнюю (I-ю) ступень (бас) тонического трезвучия Т3/5 - ноту "до", на октаву вверх, мы получим такое созвучие:

Рис. 1.Тонические трезвучие и секстаккорд
Рис. 1.Тонические трезвучие и секстаккорд

Это первое обращение тонического трезвучия, и оно называется тоническим секстаккордом (обозначается Т6), поскольку интервал между его нижней и верхней нотами - малая секста. В секстаккорде нота С (до) уже не является басом, им становится нота Е (ми).

Точно таким же образом - путем переноса нижнего звука на октаву вверх, от секстаккорда можно построить еще один аккорд:

Рис. 2. Тонические секстаккорд и квартсекстаккорд
Рис. 2. Тонические секстаккорд и квартсекстаккорд

Новый аккорд (Т4/6 называется тоническим квартсекстаккордом, поскольку интервал между его нижним (V-й ступенью лада) и средним (тоникой) звуками - чистая кварта, а между нижним и верхним (III-й ступенью) - большая секста. В этом аккорде басом является уже нота G (соль).

Теперь давайте послушаем, как звучат тоническое трезвучие и оба его обращения:

Субдоминантовое и доминантовое трезвучия (S3/5 и D3/5) также имеют по два обращения (S6 и S4/6, D6 и D4/6) которые строятся точно таким же образом. В тональности С (до-мажор) субдоминанта (S, IV-я ступень) - нота F (фа), доминанта (D, V-я ступень) - нота G (соль). Трезвучия S3/5 и D3/5 и их обращения S6, S4/6, D6, D4/6) звучат так:

Как играть трезвучия на гитаре

Трезвучия, рассмотренные выше, хорошо рассматривать в контексте изучения основ теории музыки. Их очень удобно использовать при игре на фортепиано.

Также, трезвучия можно исполнять и на гитаре. Однако, в силу особенностей строя и обусловленных им аппликатурных форм, исполнять трезвучия в исходном виде (в тесном расположении) на гитаре не всегда удобно, да и звучат они довольно пусто.

Чтобы аккорды звучали более насыщенно, и их исполнение не вызывало трудностей, мы используем трезвучия и их обращения с дублированными ступенями, а также в широком расположении (когда величина интервалов между ступенями аккорда составляет не меньше квинты).

Один из простых примеров трезвучия на гитаре с дублированными ступенями - это аккорд С, а также мажорные аккорды, взятые в форме С (по системе CAGED) в других тональностях:

Рис. 3. Аккорд С в открытой позиции
Рис. 3. Аккорд С в открытой позиции

Как видим, I-я (до), III-я и V-я ступени аккорда организованы в форме "классического" трезвучия, поскольку они расположены по терциям, при этом I-я и III-я ступени дублируются этими же ступенями, расположенными на октаву выше. Из данного созвучия можно выделить трезвучие и оба его обращения:

Рис. 4. Тоническое трезвучие в узком расположении
Рис. 4. Тоническое трезвучие в узком расположении

Тонический секстаккорд:

Рис. 5. Тонический секстаккорд в узком расположении
Рис. 5. Тонический секстаккорд в узком расположении

И тонический квартсекстаккорд:

Рис. 6. Тонический квартсекстаккорд в узком расположении
Рис. 6. Тонический квартсекстаккорд в узком расположении

Если вы попробуете взять трезвучия и его обращения в тесном расположении по отдельности, скорее всего у вас возникнет ощущение пустоты и недосказанности ввиду узости их диапазона. Однако, на гитаре можно добиться гораздо более интересного звучания аккордов путем дублирования их ступеней, а также применения трезвучий и их обращений в широком расположении (об этом мы подробнее поговорим в следующей публикации).

Гармоническая модель T-S-D (I-IV-V)

На основе главных ступеней как мажора и минора можно строить простые и поэтому весьма распространенные аккордовые последовательности (гармонические модели), которые легли в основу многих известных композиций в различных жанрах.

Для того, чтобы строить и исполнять аккордовые последовательности и произведения, а также подбирать их на слух, необходимо знать аппликатурные формы аккордов, расположение их ступеней в структуре аккорда и на грифе, а также знать и понимать принципы взаимодействия между ступенями лада/аккордами и их функции.

Мы уже изучили несколько аккордовых форм и расположение их ступеней на грифе гитары. Сегодня я предлагаю приступить к изучению гармонических моделей, которые состоят из этих созвучий. Рассмотрим несколько способов исполнения.

Забегая вперед, скажу, что на начальных этапах обучения проще всего "вычислять" аккорды и строить аккордовые последовательности, опираясь на басовые тоники этих аккордов. Мы будем ориентироваться по тоникам I-й (Т), IV-й (S) и V-й (D) ступеней, расположенным в басовом и среднем регистрах (на 6-й, 5-й и 4-й струнах) и выбирать соответствующие формы аккордов. Для начала давайте найдем их на грифе гитары. Давайте возьмем тональность C (до-мажор) и найдем главные ступени T(I), S(IV) и D(V) на нижних струнах:

Рис. 7. Басовые тоники главных трезвучий мажора
Рис. 7. Басовые тоники главных трезвучий мажора

Итак, мы отметили басовые тоники аккордов будущей модели. Теперь мы будем строить от них аккордовые формы. Точнее, не строить, а выбирать уже построенные формы из цепочек CAGED. Для этого давайте вернемся к цепочке аккордовых форм в тональности С (до-мажор):

Рис. 8. Цепочка форм аккорда С (до-мажор) по системе CAGED.
Рис. 8. Цепочка форм аккорда С (до-мажор) по системе CAGED.

Первая задача - выбрать аппликатуру для тонического аккорда. Во время выбора аппликатуры мы будем ориентироваться по расположению басовой тоники аккорда на грифе гитары. В нашем случае басовая тоника расположена на 6-й струне (см. рис. 7), следовательно, нам нужно выбрать из цепочки форму, басовая тоника которой расположена на 6-й струне. Как видим, у нас есть 2 такие формы: форма G и форма Е:

Возможные варианты аппликатур тонического аккорда в гармонической модели T-S-D
Возможные варианты аппликатур тонического аккорда в гармонической модели T-S-D

Рассмотрим каждый из них по отдельности. Вариант 1:

Аккорд С (до-мажор) в форме G
Аккорд С (до-мажор) в форме G

Басовая тоника следующего, субдоминантового аккорда, находится на 5-й струне (нота F, фа). Возвращаемся к цепочке и подбираем соответствующую форму аккорда. Это может быть либо форма С, либо форма А.

-12

Поскольку для тоники мы выбрали форму G, для перехода в субдоминанту удобнее использовать форму С. Переносим тонику с 3-го на 8-й лад (разумеется, вместе с остальными ступенями аккорда) и таким образом транспонируем ее в тональность F (фа-мажор):

Аккорд F (фа-мажор) в форме С
Аккорд F (фа-мажор) в форме С

Теперь подбираем форму для доминантового аккорда. Его басовая тоника также расположена на 5-й струне, поэтому для него в этой позиции также подойдет форма С. Переносим ее еще на 1 тон (на 2 лада) вверх:

Аккорд G (соль-мажор) в форме С
Аккорд G (соль-мажор) в форме С

Итак, мы получили аккордовую последовательность для гармонической модели T-S-D (I-IV-V) в тональности C (до-мажор). Давайте посмотрим и послушаем, как она звучит:

Это не единственный способ обыгрывания аккордовой последовательности T-S-D. Помимо форм G и C можно также использовать формы E и А, басовые тоники которых также находятся на 6-й и 5-й струнах:

-15

Смотрим и слушаем:

Также, можно комбинировать различные формы. В следующем примере для доминантового аккорда вместо формы А мы применим форму С:

-16

Послушаем, как это звучит:

Этот вариант отличается мелодичностью благодаря плавному восходящему движению басовых ступеней и плавному движению верхнего голоса (сопрано), а также голосов среднего регистра (альта и тенора).

А эта аккордовая последовательность начинается с неполной формы G: в ней присутствует верхняя тоника и отсутствует нижняя, в басу остается нота Е (ми). По сути это пример использования в последовательности обращения трезвучия в последовательности - секстаккорда с III-й ступенью в басу. Использование обращений в аккордовых последовательностях существенно обогащает звучание и создает ощущение плавности, одновременно сглаживая басовую и мелодическую линии:

Мы рассмотрели несколько способов обыгрывания простейшей гармонической модели, состоящей из главных трезвучий лада. Хочу сказать, что это далеко не все способы обыгрывания этой модели, и в ближайшие дни я дополню статью примерами.

В заключение хочу сказать, что я всегда рад вашему присутствию на моем канале, уважаемые подписчики и гости. Пожалуйста, ставьте лайки, пишите комментарии. Также, посетите сайт сети музыкальных школ Music Club, запишитесь на бесплатное пробное занятие и освойте базовые приемы игры на гитаре в кратчайшие сроки. Помните: даже одно занятие с педагогом поможет вам улучшить качество игры, позволит по-новому посмотреть на процесс обучения и, наконец, избавиться от проблем, которые вы не можете заметить сами в процессе занятий.