· Основателями кондитерского бизнеса Самары считают купца Александра Савинова и его тестя крестьянина Ивана Каргина. Пользуясь близостью поставщика основного сырья – Тимашевского сахарного завода - родичи-компаньоны в 1889-м году совместно открыли на нынешней Молодогвардейской, 49 паровую фабрику по производству конфет, печений и шоколада.
Имели свой Торговый дом на Троицкой площади – торговом сердце города. Предлагали горожанам «конфекты» с затейливыми названиями – «Семь блаженств холостых», «Робинзон Крузо», «Шерлок Холмс», «Парижанка». Получали медали на российских и международных выставках. Продолжала работу фабрика и после вышедшего в 1918-м декрета о национализации, причем, оказавшись в руках Советской власти, предприятие к 1925-му году почти вдвое нарастило выпуск «конфект». Основная реализация шла в более обеспеченной в те годы сельской местности.· Следующее десятилетие стало временем серьезной реконструкции фабрики, замены оборудования, роста объемов производства и расширения ассортимента.
· С началом ВОВ выпуск кондитерки упал в 10 раз, так как большинство «сахарных» территорий оказалось под оккупацией, а поскольку шоколад требовался фронту , встала задача запуска производства в тыловых районах.· Выбор пал на бывшую Савиновскую фабрику, летом 1942-го в Куйбышеве смонтировали перевезенное московское оборудование, а работа в три смены позволила увеличить выпуск шоколада с одной тонны в сутки до четырех. Отмечалось, что вкусом и качеством куйбышевский шоколад не уступал довоенному московскому.
После войны фабрика обзавелась репарационным европейским оборудованием, а в 1948-м на предприятие прибыла по распределению инженер-технолог Елена Шпакова.
· Выпускнице Московского института пищевой промышленности, во время войны попавшей под бомбежку, чудом оставшейся в живых, но получившей тяжелую травму, сначала показалось, что «город какой-то уж больно деревенский». Красок добавили конные повозки возле вокзала и повстречавшийся свадебный кортеж с ряжеными и скоморохами. А вот работа понравилась сразу, несмотря на разруху, беспорядок и грязь в цехах.
Через три месяца Елена стала начальником цеха – но вскоре, после «избрания», то есть назначения секретарем райкома комсомола фабрику оставила.· В «коридорах власти» технолог-кондитер «доросла» до поста секретаря обкома ВЛКСМ, а к окончанию второго срока получила предложение, от которого не смогла отказаться – должность директора кондитерской фабрики.
· В новом качестве на старое место Елена Шпакова вернулась 15 октября 1957-го года . Сразу же начала, что называется, борьбу за качество и новый ассортимент – и за короткое время хромающее предприятие стало флагманом производства не только региона, но и всей пищевой индустрии страны.Творческие бригады изобретали новые рецептуры и названия конфет - «Жигули», «Огонек», «Волжские зори», «Азбука, «Птичье молоко» и знаменитые «Куйбышевские», а Елена Шпакова вошла в список наиболее перспективных хозяйственных руководителей СССР.
· В 1960-е фабрика стала национальным брендом. За куйбышевскими конфетами выстраивались очереди даже в столицах.· При этом все свои инициативы и достижения Шпакова считала полумерами. Старое здание фабрики дряхлело, современным технологиям требовались длинные производственные корпуса для конвейера, «вставить» которые в историческую застройку было нереально – но вдруг звезды сошлись!·
В середине 1960-х правительство, одно за другим принимая решения о создании в СССР современных предприятий по выпуску товаров народного потребления, решило первый раз в истории закупить фабрику по производству шоколада полного цикла – от обжарки какао-бобов до выпуска готовой продукции.
Поскольку признанными авторитетами в этой сфере считались итальянцы, а руководство Италии в те годы всячески демонстрировало симпатии к СССР и таким образом политика с экономикой оказались в согласии, решили приобрести лицензию на выпуск, новейшие технологии и проект самого предприятия у фирмы «Карле и Монтанари»
· Что касается выбора места размещения – «битва титанов» за право обладания передовой техникой шла среди многих кондитерских фабрик страны. Тут Елене Васильевне, возможно, пригодились ее прежние партийно-комсомольские связи – московские райкомы не хотели нового притока лимитчиков. Кроме того, Куйбышев выигрывал местоположением, будучи центром страны и транспортным узлом.
Говорят, что тогдашний премьер-министр Алексей Косыгин, увидев в списке претендентов фамилию Шпаковой, которую лично знал и успел оценить, больше не колебался и подписал постановление о строительстве фабрики в Куйбышеве.
· Местом размещения нового предприятия Елена Васильевна назначила Безымянку - в расчете на будущий контингент сотрудников. Поскольку территория Кировского района являлась средоточием заводов-гигантов, где трудились мужчины, будущая фабрика обеспечивала близко расположенной работой, соответственно, женщин. Возразить тут было нечего, и в1967-м году Куйбышевский Обком КПСС выделил под строительство территорию бывшего сада-совхоза по проспекту Кирова.
· Началось строительство бодро. Стоит вспомнить, что тогда в области параллельно шла другая выдающаяся стройка : в Тольятти возводился АвтоВАЗ, куда, кстати, поставки шли тоже из Италии – с концерна FIAT. Демонстрация симпатий к СССР дала итальянцам неплохие дивиденды! Причем будущий автогигант будущей «шоколадке» немало досаждал, оттягивая на себя все внимание, силы и ресурсы – вплоть до студенческих стройотрядов.
· Елена Шпакова возглавляла стройку, продолжая в то же время руководить действующей фабрикой. Объект сдали «под ключ» за небывало короткий срок – два с половиной года.
1 января 1970-го состоялась госприемка корпусов, а дальнейший монтаж оборудования еще раз показал дальновидность и стратегический талант Шпаковой. Как выяснилось, хваленые «Карле и Монтенари» оборудование поставили заведомо бракованное. Итальянцы, рассчитывая, что фабрика станет традиционным долгостроем, очень тщательно прописали контракт с жесткими сроками предъявления претензий и надеялись таким образом избавиться от нефункционирующего брака. Но, поскольку не на ту они напали, все заменили без лишних обсуждений.
· Первая продукция сошла с конвейера к 100-летию со дня рождения Ленина , (кстати, как и на АвтоВАЗе в Тольятти). 20 апреля 1970-го года. Куйбышевская шоколадная фабрика «Россия» торжественно отрапортовала о выработке первых 50 тонн шоколада «Миньон», напомнившего старожилам прежний шоколад царских времен. Производственные мощности изначально были рассчитаны на выпуск 25 тысяч тонн продукции в год, а броское имя фабрике придумали комсомольцы Самарского района. Предприятие буквально в первые месяцы после открытия стала гордостью региона.
· Продукцию Куйбышевской «шоколадки» почти сразу же отметили Государственным знаком качества. Газета «Волжская заря» 11 декабря 1971 года гордо рапортовала: «… на очередном заседании государственной аттестационной комиссии высшей оценки удостоены шоколад «Российский», конфеты «Ассорти», шоколадные фигурки «Дед Мороз», «Кукурузный початок», «Яйцо» и «Бочонок». В следующем году высшую категорию качества имела абсолютно вся фабричная продукция Тогда же Елена Васильевна Шпакова получила высшую награды СССР - звание Героя Социалистического Труда.
· В 1980-е «Россия» выпускала 100 тонн шоколадной продукции в сутки, в год с конвейера сходило 40 миллионов коробок конфет – рекордный результат по СССР. Коробка «Раздолья» или «Лесной сказки» в годы подползающего тотального дефицита была твердой валютой и беспроигрышным сувениром. В любой точке страны с помощью сладкого подарка можно было распахнуть двери престижной гостиницы, добиться решения производственного вопроса. Шоколад и конфеты фабрики «Россия» предлагались гостям на всех кремлевских приемах и торжествах, входили в правительственные пайки магазина «Елисеевский». Первую в России шоколадную корзину к юбилею генсека Леонида Брежнева тоже изготовили в Куйбышеве
С визитами на фабрике побывал практически весь состав правительства, а помимо высоких гостей приезжали с выступлениями главные звезды страны: Клавдия Шульженко, Ирина Архипова, Михаил Боярский, Юрий Никулин, театры МХаТ и ЛенКом. На должной высоте были культура производства и социально-бытовая сфера. В 1970-е фабрика на паях построила два высотных жилых дома для сотрудников, профилакторий, собственную базу отдыха на берегу Волги На предприятии действовали недорогие столовые и буфеты, душевые, сауны, комнаты отдыха, здравпункт, парикмахерская, мастерские по пошиву одежды и ремонту обуви..
В начале 1990-х настали тяжелые времена. Елена Васильевна Шпакова в 1991- году ушла на пенсию – то ли по семейным обстоятельствам, то ли предвидя грядущие перемены, которые не смогла бы принять. Год спустя ее детище прошло процедуру приватизации, и вновь созданное ОАО «Шоколадная фабрика «Россия» стало искать выходы из кризисной ситуации, сложившейся из-за сокращения закупок какао-бобов. В результате этих поисков контрольный пакет акций в 1994-м году приобрела швейцарская компания Nestle. Дать этому событию однозначную оценку сложно даже сейчас - спустя 30 лет.
· Противники сделки считают, что компания могла бы справиться своими силами, постепенно обновляя производство за счет прибыли. Однако на это, по выкладкам экономистов, ушло бы лет 7-8, а за такое время иностранные коммерсанты, скупив конкурентов, вложились бы в их развитие, а «Россия», оставшись далеко позади, сдала бы все позиции и ушла с молотка за копейки. Рыночные реалии таковы, что иногда лучше пойти на уступки, чем потерять все.
· Так или иначе, швейцарские коллеги отнеслись к истории и славе предприятия с уважением. Все рабочие места были сохранены, популярные марки продолжали выпускаться, дополнившись такими новинками, как «Сударушка», «Путешествие», «Совершенство», элитная «Золотая марка» и премиальные конфеты «Комильфо». В 2021 году обновили линию по переработке какао-бобов, а общий объем инвестиций за прошедшие 30 лет превысил 200 миллионов долларов. Налоги поступают в бюджет РФ. Правда, налоговики в ходе регулярных проверок столь же регулярно оспаривают в суде «оптимизационные» схемы с регистрацией в оффшорных зонах и сомнительные сделки и проводят доначисления.
Использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете