Продолжаем тему члены предложения, разбираем, что такое второстепенные члены предложения и помогаем детям правильно сделать домашнее задание.
Задания взяты из учебника по русскому языку для второго класса, часть 1. Авторы – В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, 2023 год. Программа – Школа России.
Правило для запоминания:
Задание 39
Как выполнить задание
°
В предложении говорится о паучке.
Почему выделенные слова являются основой предложения? Проведем уже знакомый нам эксперимент: уберем из текста слова. Получаем:
Меж березок …
… красивый гамачок.
О чем речь в предложении - непонятно. Значит, выделенные слова, которые мы пропустили – это основа предложения, которая составляет его смысл.
°
О чем еще говорится в предложении:
- паучок сплёл гамачок;
- гамачок красивый;
- сплёл гамачок меж березок.
°
Отсюда делаем вывод: слова, которые в предложении не являются главными, дают нам дополнительную информацию. А именно: уточняют и поясняют, где произошло основное событие (меж березок) и что получилось в итоге (красивый гамачок).
Из правила мы знаем, что такие уточняющие слова называются второстепенными членами предложения.
Задание 40
Как выполнить задание
°
Попробуем убрать из предложений выделенные слова, получаем:
… веет … ветерок.
… листочек упал … .
Художник рисует … … .
Мы видим, что смысл предложений сохранился - нам понятно, какие действия происходят. Значит, выделенные слова, которые мы убрали, являются второстепенными членами предложения. Конечно, они украшают и дополняют текст (желтый листочек, рисует осенние листья и т.д.). Но без второстепенных членов часто можно обойтись, а без главных – получается непонятная ерунда.
°
На какие вопросы отвечают второстепенные члены:
Веет как? – тихо;
Ветерок какой? – осенний;
Листочек какой? – желтый;
Упал откуда? – с березки;
Рисует что? – листья;
Листья какие? – осенние.
В большинстве случаев второстепенные члены поясняют главные, основные. Но иногда могут уточнять и другие второстепенные члены. Например, в нашем тексте это словосочетание осенние листья – оба слова являются второстепенными членами.
Художник рисует что? – листья. Листья какие? – осенние.
В заключение можно сказать, что использование в тексте уточняющих второстепенных членов развивает и украшает нашу речь.
***
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые полезные публикации.
Также читайте:
Готовое домашнее задание для второклассников по теме: ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, часть 1