Найти в Дзене

В Формуле-1 снова споры из-за судей. С этим что-то можно сделать?

Гран-при США Формулы-1 не обошёлся без спорного судейского решения. Вернее, даже нескольких, но активнее всего все обсуждают штраф Ландо Норриса, лишивший пилота «Макларена» подиума и ещё увеличивший его отставание от Макса Ферстаппена в личном зачёте. Были ли судьи правы, наказав Ландо за обгон по обочине, и что вообще происходит с правилами в Формуле-1? Для начала давайте перечислим три момента, которые обсуждали больше всего. Во-первых, это старт гонки, на котором Макс Ферстаппен нырнул на внутренний радиус, сам еле вписался в первый поворот с потерей скорости и выдавил на обочину Ландо Норриса. Ферстаппену было плевать, что по итогу манёвра он выпустил в лидеры Шарля Леклера — главное, что соперник по борьбе за чемпионство потерял ещё больше. Судьи безмолвствовали: в Ф-1 так принято, что на первом круге допустима более грязная борьба, пусть и в пределах разумного. Второй момент — обгон в исполнении Джорджа Расселла, который выдавил на обочину Валттери Боттаса. Британец атаковал по
Оглавление
Старт Гран-при
Старт Гран-при

Гран-при США Формулы-1 не обошёлся без спорного судейского решения. Вернее, даже нескольких, но активнее всего все обсуждают штраф Ландо Норриса, лишивший пилота «Макларена» подиума и ещё увеличивший его отставание от Макса Ферстаппена в личном зачёте. Были ли судьи правы, наказав Ландо за обгон по обочине, и что вообще происходит с правилами в Формуле-1?

Что за спорные эпизоды были в гонке?

Для начала давайте перечислим три момента, которые обсуждали больше всего. Во-первых, это старт гонки, на котором Макс Ферстаппен нырнул на внутренний радиус, сам еле вписался в первый поворот с потерей скорости и выдавил на обочину Ландо Норриса. Ферстаппену было плевать, что по итогу манёвра он выпустил в лидеры Шарля Леклера — главное, что соперник по борьбе за чемпионство потерял ещё больше. Судьи безмолвствовали: в Ф-1 так принято, что на первом круге допустима более грязная борьба, пусть и в пределах разумного.

Старт гонки
Старт гонки

Второй момент — обгон в исполнении Джорджа Расселла, который выдавил на обочину Валттери Боттаса. Британец атаковал по внутреннему радиусу и просто не оставил представителю «Кик-Заубера» места. Судьи зафиксировали выдавливание Боттаса и присудили британцу пять штрафных секунд. Это не нашли понимания как у самого Расселла, так и у босса «Мерседеса» Тото Вольфа, назвавшего подобный вердикт шуткой.

Третий момент — тот самый эпизод между Ферстаппеном и Норрисом незадолго до финиша. Ландо осознал: Макс обороняется так грамотно, что стандартным манёвром его не опередить. Поэтому при очередной попытке атаки британец рванул наружу, в то время как голландец остался внутри. На выходе из поворота Ферстаппен предсказуемо расширил траекторию до бордюра, а Норрис не стал тормозить и по обочине объехал «Ред Булл».

Борьба Ферстаппена и Норриса
Борьба Ферстаппена и Норриса

Сразу после инцидента пилоты начали высказывать по радио совсем разные версии случившегося: Норрис уверял, что оппонент не оставил ему места, а поэтому если кого и надо штрафовать, так это Ферстаппена. Макс же требовал возврата позиции из-за обгона по обочине. Судьи не стали откладывать разборки и ещё по ходу гонки присудили Норрису пять штрафных секунд.

Что не так с решениями судей?

Скажу сразу: не понимаю, чем недоволен «Мерседес». Расселл действительно не оставил Боттасу места, и, согласно рекомендациям для гонщиков по борьбе на трассе, это является нарушением. Другое дело, что почему-то судьи карают за подобное не каждый раз. Но Джорджа это не оправдывает.

Расселл выдавливает Боттаса
Расселл выдавливает Боттаса

Особо не удивляет и стартовое безмолвие, хотя есть вопрос, насколько такой подход справедлив. Желание дать пилотам побороться — это хорошо, но нет ли ощущения, что гонщики просто начали злоупотреблять безнаказанностью и творить на старте дичь? Борьба на первых метрах дистанции возможна и без намеренного выдавливания, пора бы с этим разобраться. Однако ж пока свежий подход не объявлен, Ферстаппен действовал вполне в рамках существующих норм.

Самый сложный момент — финальный обгон Норриса. Вот тут можно спорить бесконечно: поехал ли Норрис на обочину, потому что ему не оставили места или потому что он заранее решил так сделать, осознавая, что Ферстаппен будет жёстко отбиваться? Нужно ли учитывать, что Ферстаппен сам выехал за пределы трассы? А может, наоборот надо было засчитать Норрису нарушение границ трассы, которое оказалось бы четвёртым и привело к ещё одному штрафу?

Макс Ферстаппен и Ландо Норрис
Макс Ферстаппен и Ландо Норрис

Что со всем этим делать?

Этот инцидент — тот случай, при котором при желании можно подвести теоретическую базу под любое решение. Обгон по обочине — да. Выдавливание соперника — тоже можно найти. Нарушение границ трассы — да вот же оно.

Так что вопросы скорее не к самому решению, а к общему подходу судей Ф-1. Нужно ли его менять? А если нужно, то реально ли прийти к таким правилам, которые можно будет легко применить при абсолютно любой ситуации — так, чтобы все согласились, что вердикт верный? И точно ли стюарды относятся ко всем пилотам одинаково? А точно ли на каждый Гран-при нужен новый состав судей, а не стандартная бригада, которая будет ездить на все гонки?

По сути штраф Норриса просто обнажил все прежние проблемы с судейством в Ф-1 — прежде всего непоследовательность и обвинения в предвзятости. Не уверен, что здесь и сейчас предложу вам готовое решение, но всё-таки хочется видеть в судейской комнате одни и те же лица, а гайдлайны по борьбе пилотов сделать ещё более чёткими. Пора бы и ввести практику, при котором на брифинге после финиша представители ФИА разбирают все спорные эпизоды.