Множество консультаций. Девушки – разного возраста. И через одну – в поведении, стереотипных мысленных конструктах, образе, транслируемом окружающим, мы находим «комплекс жертвы». Такой «терпилы», безропотно принимающей какое-либо свое бедственное положение, сросшейся с ним, и хуже того, лелеющей и охраняющей.
К.Г. Юнг рассказал нам про архетипы, имеющие специфические образы, эмоции, особенности поведения, и хранящиеся в коллективном бессознательном. Это образования архаичного (существовавшего издревле) характера, базирующиеся на мифологии. Их еще можно сравнить с силами природы, которые помимо всякого сознания организуют переживания человека, без учета деструктивны или конструктивны последствия их влияния. Классически архетипы – это противоположности, например, Анима и Анимус, Пуэр (божественное дитя) и Мудрый старец.
Но коллективное бессознательное продолжает наполняться и создавать новые архетипы, наделяя их оригинальными смыслами. Так стали выделять архетип или, лучше к этому определению подходит, «комплекс» жертвы. Он диктует слабость и отсутствие амбиций, признание поражения. Тонкий голос, поднятые плечи, как символ «виноватости», и плач – «классическая» триада «жертвы». Это исключительно бессознательно выбранная роль, сопровождающаяся страданием, беспомощностью, отсутствием личностных ресурсов для преодоления, пассивностью и зависимостью от внешних факторов. У окружающих часто вызывает жалость, сострадание и желание помочь. Снятие с себя всякой ответственности за происходящее, «покорность судьбе», «несущая крест», без понимания осознанности выбора текущего положения.
Еще часто примешивается флёр героизма, где фигурирует «жертвоприношение» - к ногам близких складывается жизнь, удовлетворяются их запросы не из позиции «люблю», а страдая, демонстративно игнорируя свои желания и интересы. В таком случае еще добавляется ожидание от близких, ради которых была принесена жертва, соответствующей отдачи, что окончательно лишает ресурса.
У окружающих жертва вызывает не только жалость, но и некое благоговение. Жертву нельзя укорять или обвинять. «Культ жертвы» - исторически сложившийся факт. Не только на Руси, но по всему свету, на протяжении веков терпимость, многострадальность уважалась. Многие страдальцы, убогие были даже приравнены к лику святых. Несчастным все бросались помогать. Сформировалось стойкое убеждение, что жертвенность – это добродетель, посвящение своей жизни другим, пренебрежение собственными потребностями во имя служения, неважно чему.
Жертвенность часто уже встраивается в характер, как его черта. Но все равно – это всего лишь образ, осознав который, можно изменить свою жизнь. Часто «комплекс жертвы» активируется из-за деформации в эдипальном треугольнике. Или, что чаще – при нарушении сепарационных процессов, результатом которых будет бессознательное подражание матери, которая вероятно находилась на позиции жертвы. Женщина не осознает, что копирует паттерны поведения мамы, или пытается кого-то спасти, или, нагруженная чувством вины, «жертвует» собой. Усугубляется ситуация еще тем, что позиция жертвы становится «удобной» - беспомощность, сильные окружающие командуют и контролируют, и не надо прикладывать усилий. Естественно это подсознательные схемы, и на уровне сознания персонаж искренне страдает и не желает мириться. Но глубокие слои психики шепчут своё, что положение такое «уважаемо и вообще выгодно».
По итогу еще добавляется когнитивная ошибка, наращивающая новые слои – «такова моя судьба», «все в нашем роду страдали», «видимо, уж так заведено», «я знала, что снова так со мной случится», «снова и снова – одно и то же». Притягиваются новые факты «проклятости». Смирения просит церковь…
Реальность же состоит в том, что нет никакой нужды быть жертвой. Достаточно лишь дотащить до сознания причины происходящего, взять ответственность на себя за свою жизнь. Каждый из нас в тот или иной отрезок времени чувствовал себя жертвой, ощущал «несправедливость» происходящего. Но выйти из этого состояния дается не всем. Нужно найти внутренние силы, чтобы спасти себя, а не других, чтобы не «смиренно принимать», а делать осознанный выбор.
И женщины, и большие серьезные дядьки, часто запутываются в сетях «комплекса жертвы». И жизнь протекает мимо. Да, она в любом случае утечет. Но согласитесь, прожить ее осознанно, понимая причины происходящего и осознавая причинно-следственные связи, гораздо веселее. Я вытащила из «жертвенности» множество клиенток. Это были и ситуативные, эпизодические провалы в позицию «от меня ничего не зависит», и глобальные, когда на жертвенный алтарь водружалась вся жизнь. Но в том и в другом случае – то облегчение и свобода, которые обретали клиенты, скинув маску жертвы, удивительным образом преображали жизнь.
На меня могут накинуться все сторонники идеи смирения, принятия предопределенности жизни. Так я не спорю! Просто вместо слова «смирение» примените – «я так выбираю». И отдавайтесь на волю судьбы осознанно и свободно. И, о чудо, вам придется прищуриться, ибо краски жизни заиграют с новой силой, как в детстве, где именно ты управляешь миром.