Представить себе средневековье без крестьянина невозможно. Ведь подавляющее большинство населения тогдашней Европы состояло из крестьян. Городская культура придёт к своему рассвету позже, к Новому времени, когда демографический рост населения Европы начнёт выталкивать людей из деревни в города, где будет возможность найти себе жильё и пропитание, которых уже не хватало в сельской местности. Конечно, рыцарство и духовенство были такими же неотъемлемыми частями единого, как тогда называли, «тела Европы». Но эти сословия оставили о себе яркий след в истории в виде хроник, легенд, саг и песен. В отличие от крестьянства – «молчащего большинства». Так как же жило многие века это «молчащее большинство»?
1.Положение в обществе
Конечно, тяжкий физический крестьянский труд был уважаемым, это ценили. Но в сравнении с привилегированными рыцарями и духовенством крестьянин проигрывал им в своих правах. Его судил в своём поместном суде его господин, без разрешения которого он не мог поменять место жительства и, часто, даже жениться на девушке из другого поместья. Кроме работы на своём поле, крестьянин должен был отработать повинности и в пользу своего господина. Это могла быть работа на поле господина, ремонт дороги или забора, производство ткани, обязательный помол муки (небесплатно, разумеется) на мельнице господина и, как правило, оброк в виде мяса, муки и овощей поздней осенью, когда убран урожай. Как мы видим, крестьянин очень во многом зависел от своего господина.
Но почему так произошло? Чаще всего, крестьяне сами отдавали часть своих свобод в виде права собственности на землю, за пользование которой потом нужно было нести повинности, какому-нибудь знатному человеку или монастырю. Ведь в таком случае их могущественные покровители могли защитить их от разграбления воинственным соседом. А если случится голод – можно рассчитывать на помощь своего господина. Ведь позволить своим крестьянам умирать от голода господину совсем невыгодно. Кроме того, это могло ударить и по репутации самого господина. Ведь люди в то время были глубоко верующими, а значит, не заботиться о тех, за кого ты отвечаешь перед Богом – это грех.
Ещё важно понимать, что крестьяне не так уж тяжело расставались со своей свободой. Они не понимали её так, как мы это делаем сегодня. Они часто просто не знали, что им с ней делать. Ведь они жили поколениями в своих деревнях, никуда не выезжая. Вся их жизнь вращалась вокруг их общины, поля и церкви. Главное для них – чтоб на поле был урожай, а душа готова ко встрече с Богом. В таких условиях потерять часть свобод, но приобрести защитника и покровителя, - казалось вполне разумным шагом для многих крестьян.
2.Крестьянская община
Крестьяне жили общинами. Жить в одиночку было нелегко, поэтому крестьяне одной или нескольких соседних деревень объединялись в общину. Общинный сход – важный элемент сельской демократии. Здесь решали, чем и как засеять поле, как распределить повинности, которые определил общине их господин. На сходе могли выбрать старосту, принять решение о строительстве церкви, выбрать понравившегося им священника или прогнать им неподходящего. Но прогнать община могла не только священника. Если член общины совершил тяжкий проступок – его могли изгнать из общины. Такой человек становился изгоем и должен был покинуть общину, лишившись всех прав и собственности. Чаще всего, изгой быстро умирал без поддержки общины и господина.
3. Постоянная угроза голода
Крестьяне страшно боялись голода. Поскольку урожайность была невысокой, сделать запасы было сложно. Поэтому, если пара неурожайных лет могли вызвать страшный голод. Неспроста средневековые хронисты очень часто писали о том, как голод посещал их или соседние земли за их грехи. Чаще всего в таких случаях вымирали целые деревни.
Конечно, крестьяне пытались улучшить урожайность. Например, в 9-10 веках крестьяне Западной Европы стали использовать трёхполье. Это такой способ засеивания, при котором вся пахотная земля делилась на три части. Одна засеивалась яровыми, вторая озимыми, а третья – оставалась под паром, отдыхать. На следующий год яровые сменялись озимыми, озимые отдыхали под паром, а отдохнувшие земли засеивали яровыми. И так – по кругу, много лет. Это позволяло земле не истощаться гораздо медленнее.
В Средиземноморье трёхполье долго не приживалось. Там использовали, известный с античности, двухпольный севооборот: яровые сменялись паром. А в Финляндии использовали гораздо более древнее подсечно-огневое земледелие. В условиях лесистой местности сначала подрубали лес, затем его сжигали. Получившуюся золу использовали, как удобрение, и часто посев был сразу в золу. Это был очень тяжёлый труд. И земля истощалась гораздо быстрее, чем при двуполье или трёхполье.
Еще одно изобретение сильно облегчило жизнь крестьянам. На самом деле, оно по-настоящему произвело революцию в сельском хозяйстве. Это изобретение – хомут.
Долгое время крестьяне использовали для вспашки быков. Быки были неприхотливы, выносливы. А в старости их можно было пустить на мясо. Но рядом были лошади, которые привлекали своей силой, энергией. Но когда их пробовали запрячь в поле, то лошадь быстро выдыхалась. Ведь ремни, которые тогда использовали, стягивали лошади грудь, мешали ей дышать полной грудью. Но когда появился хомут, он позволил перенести нагрузку с груди на шею лошади. Хомут и подковы позволили вспахивать землю быстрее, в больших масштабах и глубже, качественней. Всё это внесло свой значимый вклад в борьбу средневекового крестьянства с голодом.
Любопытно, что крестьяне с большим уважением относились к кузнецам, мельникам. Для них они были теми, кто знается с нечистой силой. Ведь кузнец на их глазах укрощал огонь, а мельник – обращался с очень сложными инструментами. Неспроста именно кузнецы и мельники – частые герои сказок и легенд.
4. Еда
Крестьяне плохо и невкусно ели. Мясо ели, чаще всего, только по праздникам. Картофель, томаты или кукурузу пока ещё в Европу не завезли. Поэтому основа рациона крестьян – мучнистые безвкусные каши, сыры, фрукты и овощи – бобовые, репа и лук. Соль стоила дорого, поэтому приправить еду можно было далеко не всегда. Масло было лакомством. Сахар – роскошью.
Но что было практически в каждой деревне – дешёвое вино, которое быстро скисало, пиво, которое варили из местного зерна, сидр, ведь яблоки в Европе росли без особых проблем.
5. Жилище
Жили крестьяне в маленьких домах. Чаще всего из дерева. Но на юге, где леса было мало, строили из камня. Окна были маленькими, затянутыми бычьим пузырём или кожей. Дымоход придумали не сразу, поэтому топили помещения по-чёрному. Этот способ, знакомый нашему старшему поколению, ещё воспел Высоцкий:
«Не спи!
Где рубаху мне по пояс добыла?
Топи!
Ох, сегодня я отмоюсь добела!
Кропи,
В бане стены закопчённые кропи.
Топи,
Слышишь? Баньку мне по-черному топи!»
В.С. Высоцкий, Банька по-черному
В закрытом помещении, без дымохода, разжигается открытый очаг. Когда дрова превращаются в жаркие красные угли и дыма уже не дают – на какое-то время открывают дверь, чтоб проветрить жилище от дыма. Затем дверь закрывается, жар от дров согревает помещение. Такой способ, конечно, оставлял сажу на стенах и полотке, и создавал риск отравиться угарным газом. Но зимой, когда было совсем холодно, в дом загоняли и скотину. Вместе теплее и скотина не помрёт от холода.
6. Дети
Взрослели крестьянские дети быстро. По-хорошему, их и за детей не считали. Их воспринимали взрослыми, но, скажем, маленького роста. Поэтому, их рацион, одежда не отличались от взрослых. С малых лет их приучали к тяжёлой работе. А в 12 лет девочку уже могли выдать замуж. Мальчик мог жениться, как правило, в 14-15 лет. Жили тогда немного, поэтому женились рано, детей рождалось много. Процентов 40-50 умирало в возрасте до 6 лет. Кто выжил – жил, в среднем, лет 45-50.
Говорить о любви в браке в Средние века особо не приходилось. Ведь очень многое, учитывая скудость ресурсов, делалось по расчёту. Если знать рассчитывала выгоду, когда выдавала своих детей, то крестьянская беднота, которая считала каждый грош, — тем более.
Конечно, для современного человека всё это выглядит достаточно мрачно. Тяжкий и постоянный труд, скудость питания, голод и холод, браки, чтоб продолжить потомство, а не получить счастье в жизни со своей половинкой. Но это не значит, что средневековые крестьяне также воспринимали свою жизнь. Для них такое существование было нормой. Так жили их предки, так жили они и так должны были жить их потомки. Другой жизни они не знали и, скорее всего, не представляли. Но у них были и свои праздники жизни, и маленькие радости, которые, например, сумел запечатлеть в своём крестьянской цикле замечательный художник Питер Брейгель Старший.