Найти в Дзене
Загадочный Север

Древняя печера

О древнем племени Печера (или Печора) известно из Лав­рен­ть­ев­ской ле­то­пи­си, где о нем сообщается под 1096 годом. "Се же хощю сказати, яже слышах преже сих 4 лет, яже сказа ми Гюрятя Роговичь, новгородець, глаголя сице, яко: "Послах отрокъ свой в Печеру, люди, яже суть дань дающе Новугороду. И пришедшю отроку моему к ним, и оттуду иде въ Югру. Югра же людье есть я зыкъ немъ и седять с Самоядью на полунощных странах". Этот текст говорит о том, что уже в XI веке новгородцы хорошо знали о племенах населяющих бассейн реки Печора. Более того они брали с этих народов дань. Для древнерусского государства печера была знакомым племенем, о нем говорится как о само собой понятном термине. С XIII столетия Печора становится одной из новгородских волостей, а во второй половине XIV в. ( 1363-1389гг.) территория была отдана великим князем Дмит­рием Дон­ским в корм­ле­ние итальянскому коммерсанту Ан­д­рею Фря­зи­ну, хо­тя фор­маль­но Печора продолжала ос­та­ва­ться нов­го­род­ским вла­де­ни­ем

О древнем племени Печера (или Печора) известно из Лав­рен­ть­ев­ской ле­то­пи­си, где о нем сообщается под 1096 годом. "Се же хощю сказати, яже слышах преже сих 4 лет, яже сказа ми Гюрятя Роговичь, новгородець, глаголя сице, яко: "Послах отрокъ свой в Печеру, люди, яже суть дань дающе Новугороду. И пришедшю отроку моему к ним, и оттуду иде въ Югру. Югра же людье есть я зыкъ немъ и седять с Самоядью на полунощных странах". Этот текст говорит о том, что уже в XI веке новгородцы хорошо знали о племенах населяющих бассейн реки Печора. Более того они брали с этих народов дань. Для древнерусского государства печера была знакомым племенем, о нем говорится как о само собой понятном термине.

 Лав­рен­ть­ев­ская ле­то­пи­сь 1377г. лист 85.
Лав­рен­ть­ев­ская ле­то­пи­сь 1377г. лист 85.

С XIII столетия Печора становится одной из новгородских волостей, а во второй половине XIV в. ( 1363-1389гг.) территория была отдана великим князем Дмит­рием Дон­ским в корм­ле­ние итальянскому коммерсанту Ан­д­рею Фря­зи­ну, хо­тя фор­маль­но Печора продолжала ос­та­ва­ться нов­го­род­ским вла­де­ни­ем. В конце XV века эта область окончательно во­шла в со­став Русского государства. В 16  столетии о печерцах, как о людях с самобытной культурой упоминали в своих трудах ино­стран­цы-торговцы: П. Йо­вий, А. Гвань­и­ни, Г. Дж. Флет­чер, Вероятно к понятию могли относиться все жители этой земли относящиеся к подданным московских правителей : русские, ненцы, зыряне и, возможно, потомки коренного населения. Уже в XVII веке понятие печера полностью исчезает из письменных ис­точ­ни­ков. Несмотря на то, что на протяжении долгих веков русское население жило с представителями этого племени, для современной науки этот народ продолжает оставаться загадкой. Так кто же был под именем печера?

Макет. Ортинское городище Ненецкий автономный округ.
Макет. Ортинское городище Ненецкий автономный округ.

Память о народе, который на рубеже I и II тысячелетий заселял берега реки Печоры, а также тундры Европейского Севера России и северо-западной Сибири, сохранилась в мифах и легендах ненцев. Там это племя именуется сиртя (сихиртя). Возможно слово «сиртя» это «делающий дыру», а «сихиртя» – «избегающий», «имеющий землистый цвет лица». По мнению ученых, эти слова соотносятся с ненецким кругом понятий имеющих значения - «предки», «дух предков» (этнограф Л. В. Хомич). В конце XVIII и в первой половине XIX веков о вещественных доказательствах существования древнего народа жившего в тундре до прихода ненцев сообщали многие путешественники севера: И. Лепехин 1805, А. Шренк 1837г., миссионер иеромонах Вениамин (Смирнов) в 1855г., В. Латкин и др. Они находили остатки городищ, святилищ и жилых пещер, в которых обнаруживали разрушенные печи, осколки керамики и обломки металлических предметов. Однако, все это они относили к чудской культуре. И сами ненцы, и русские путешественники и миссионеры были убеждены, что до прихода ненцев в Арктике жили чудские племена охотников на оленей и морского зверя. В ХХ веке изучение Арктики принимает научный плановый характер. Благодаря многочисленным археологическим открытиям ученые увидели многообразие народов с разными культурами, которые населяли регион в разные временные эпохи. Освоение Севера во многом зависило от климата. В период потепления сюда устремлялись народы из Прикамья, Зауралья, с Западной Сибири и Беломорско-Балтийского региона. В период же похолоданий Север пустел. Люди уходили в таежные зоны. Последний период максимального похолодания произошел во второй половине I тысяч. до н.э. и только в первой половине I тысячелетии нашей эры происходит новый этап заселения Полярного Припечорья.

Ортинское городище. Изделия из бронзы и железа: 1 -шумящая подвеска, 2 - серебряное украшение, 3 - бронзовая пластинка, 4-8 бронзовые украшения, 9 - бронзовый бубенчик, 10 железный пробой, 11 - железная оковка, 12 - бронзовый прут, 13 - железные кузнечные клещи. / Ясински M.Э., Овсянников О.В. Взгляд на Европейскую Арктику: — СПб.: 1998
Ортинское городище. Изделия из бронзы и железа: 1 -шумящая подвеска, 2 - серебряное украшение, 3 - бронзовая пластинка, 4-8 бронзовые украшения, 9 - бронзовый бубенчик, 10 железный пробой, 11 - железная оковка, 12 - бронзовый прут, 13 - железные кузнечные клещи. / Ясински M.Э., Овсянников О.В. Взгляд на Европейскую Арктику: — СПб.: 1998

В это период, при взаимодействии выходцев из Прикамья, Зауралья и Приобья, складывается Бичевницкая археологическая культура, на которую в середине тысячелетия стали влиять племена с обско-ямальского севера. Во второй половине I тысяч. н.э. в Приполярье складывается общность людей (субарктическая культура), которые имели сложную систему хозяйственной деятельности. Они охотились и на морского зверя, и вели сухопутную охоту на северного оленя. Они строили укрепленные города с частоколом из бревен, валом и рвом, которые могли быть племенными центрами (О. В. Овсянников). В расположении зданий крепостей просматривается единый план застройки. Сами строения, которые имели от одной до трех комнат, делились на жилые, хозяйственные и производственные. В жилых помещениях стояли печи. В кузнях изготовляли металлические изделия для охоты и хозяйственной деятельности, а также предметы художественного или культового значения.

Также при раскопках был найден богатый вещественный материал: железные и костяные наконечники охотничьих стрел, рыболовные крючки, железные ножи различной формы, ручки котлов, железные, бронзовые и серебряные украшения. Украшения, такие как подвески, пластины, браслеты, кольца, бубенчики, якорные и шумящие подвески - исполнены в "пермском зверином стиле" и относятся к финско-угорской культуре. Особо выделялись бляхи с головой медведя и изображения пантеры.

Ортинское городище //Загадочный Север

На сегодняшней день историки не могут точно определить этническую принадлежность печеры. Хотя на формирование этого народа влияли многие культуры, основа может иметь четкую идентификацию. Есть несколько гипотез кем же могли быть коренное население Печоры. Первая относит печеру (сихиртю) к чудским племенам. В истории заселения Европейского Севера России были волны сильной экспансии протосаамских, прибалтийско-финских и финно-пермских племен, которых, с некоторой с долей вероятности, можно отнести к предкам чуди. Возможно это население впоследствии и стало основой для формирования племени печера. Другая версия относит сихиртю к самодийским народам. Эта гипотеза хорошо раскрывается на Ямале, где ненцы и сихиртя имели большее взаимодействие. В Европейской части Арктики влияние культур обско-ямальского севера на местное коренное население сопровождалось с переселением множества племен, которые к этому времени уже использовали оленей для транспортировки грузов и могли передвигаться на большие расстояния. В этом случае сихиртя являются родственным народом для ненцев. Однако, кроме самодийских племен в Приобье проживало и угорское население, которое тоже проводило экспансию новых территорий. Отсюда вытекает угорская гипотеза. Сторонники этой версии утверждают, что характер зданий городищ и некоторые предметы материальной культуры племени печеры (О.В. Овсянников) сильно сходны с культурой обских хантов (угорская ветвь финно-угорских народов). Также и украшения изготовленные в "пермском зверином стиле" указывают принадлежность печеры (сихирти) не к самодийским народам, а больше к финно-угорским. К сожалению, на данный момент единого мнения в научной среде пока нет.

Ортинское городище. Бронзовые украшения: 1 -железный нож, 2 - бляха, 3 - пантера, 4 - голова медведя, 5 - амулет (?), 6 - неизвестный предмет, 7 - часть пластинчатого браслета. / Ясински M.Э., Овсянников О.В. Взгляд на Европейскую Арктику: — СПб.: 1998
Ортинское городище. Бронзовые украшения: 1 -железный нож, 2 - бляха, 3 - пантера, 4 - голова медведя, 5 - амулет (?), 6 - неизвестный предмет, 7 - часть пластинчатого браслета. / Ясински M.Э., Овсянников О.В. Взгляд на Европейскую Арктику: — СПб.: 1998

Племя печера не жили в изоляции, а имели торговые связи с купцами из Европы и Сибири. Так например, на­ход­ки из Эш­мес­ской пе­ще­ры (10-11вв, Республика Коми.) пред­став­ле­ны в виде се­реб­ряного де­на­рия, который ходил в пе­ри­од прав­ле­ния германского ко­ро­ля (1002–24) и им­пе­ра­то­ра Свя­щен­ной Римской им­пе­рии (1014–24) Ген­ри­ха II Свя­то­го в Осна­брю­ке, а также восточной мо­не­ты с име­нем ха­ли­фа аль-Му­с­так­фи (944–946). Также были связи с восточными славянами. Не удивительно, что уже к XI веку бассейн реки Печоры попал в зону интересов Великого Новгорода. В начале военные и сборщики дани приплывали к племени печера, а затем и торговцы устремляются в Приполярье за ценной пушниной. Примерно с XIII века начинается неспешная древнерусская колонизация региона. Одновременно с этим процессом, свою колонизацию совершали ненцы. Очевидно, что под давлением пришлых народов происходила ассимиляция местного населения. Печера растворилась, приняв новые язык и культуру. По русской средневековой традиции, ещё какое-то время население р. Печоры продолжало называться печерцами, как это делалось и в других районах Русского Севера. Ведь двиняни (р. Северная Двина), ваганы (р. Вага), онежане (р. Онега) и т.п. были общими названиями всех кто проживал в регионе, а не этнической принадлежностью. Но как только эта традиция ушла в прошлое, при появлении Русского государства, сведения о печерцах также исчезают. Все местное население становится русскими по своему политическому и культурному отношению. Вполне вероятно, что кровь древнего народа содержится в современных жителях Русского Севера, а о прошлом племени печера предстоит ещё многое узнать.

Источники:

Васкул И.О., Волокитин А.В., Жеребцов И.Л., Карманов В.Н., Кленов М.В., Мурыгин А.М., Павлов П.Ю. Освоение арктической и субарктической зоны Припечорья в древности и средневековье по данным археологии (часть II) // Известия Коми НЦ УрО РАН. 2015. № 2. С. 71–79.

Мурыгин А.М. Краткий обзор археологии континентальной области арктической зоны северо-востока Европы// Научный вестник Ямало-Ненецкого автономного округа № 1 (82) - Салехард, 2014

Овсянников О.В. Новые памятники "зверинного стиля" в Большеземельской тундре// Славяне и финно-угры : Археология, история, культура : Докл. Рос.-финлянд. симп. по вопр. археологии [1994 г., Выборг] / Под ред. А. Н. Кирпичникова и др. - СПб. : Дмитрий Буланин, 1997. - С 92-93

Печора// Большая российская энциклопедия - https://old.bigenc.r

Ясински M. Э., Овсянников О. В. Взгляд на Европейскую Арктику: Архангельский Север: проблемы и источники. Т. I. — СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1998. — С 63-77