Найти в Дзене
Gem Space Media

Демис Хассабис – геймер, гений, нобелевский лауреат

**Вы читаете материал, который выложен в нашем паблике в Gem Space. Подписывайтесь, чтобы узнать о великих визионерах, инвесторах, компаниях, проектах!** “Я верю, что искусственный интеллект станет самой полезной технологией, когда-либо созданной человеком, но только в том случае, если мы будем применять ее правильным образом и правильно строить.”(с) Демис Хассабис Геймер, программист, шахматист, исследователь и разработчик ИИ. Можно задаться вопросом: какое отношение все эти навыки имеют к химии? Самое прямое. С помощью инструментов и мощностей искусственного интеллекта команда Google DeepMind под руководством Демиса Хассабиса создала систему, способную предсказывать трехмерную структуру белка. Этот прорыв на стыке наук поможет решить множество проблем, прежде всего, в медицине, генетике и биохимии. Получение премии и признание научного сообщества выдвинули дочернюю компанию Alphabet на край передовых исследований и еще раз подтвердили статус гения ее основателя Демиса Хассабиса. “Я о
Оглавление

Биография сэра Демиса Хассабиса: программиста, ученого, исследователя ИИ, основателя DeepMind, лауреата Нобелевской премии по химии

**Вы читаете материал, который выложен в нашем паблике в Gem Space. Подписывайтесь, чтобы узнать о великих визионерах, инвесторах, компаниях, проектах!**

“Я верю, что искусственный интеллект станет самой полезной технологией, когда-либо созданной человеком, но только в том случае, если мы будем применять ее правильным образом и правильно строить.”(с) Демис Хассабис

Демис Хассабис
Демис Хассабис

Геймер, программист, шахматист, исследователь и разработчик ИИ. Можно задаться вопросом: какое отношение все эти навыки имеют к химии? Самое прямое. С помощью инструментов и мощностей искусственного интеллекта команда Google DeepMind под руководством Демиса Хассабиса создала систему, способную предсказывать трехмерную структуру белка. Этот прорыв на стыке наук поможет решить множество проблем, прежде всего, в медицине, генетике и биохимии. Получение премии и признание научного сообщества выдвинули дочернюю компанию Alphabet на край передовых исследований и еще раз подтвердили статус гения ее основателя Демиса Хассабиса.

Компьютеры и игры

“Я определённо белая ворона в семье. Мои родители – технофобы. Они не очень любят компьютеры. Они немного богемные. Мои сестра и брат тоже пошли по творческому пути. Никто из них не увлекался математикой или наукой. Так что это странно, я не совсем понимаю, откуда что взялось.” (с) Демис Хассабис

Демис (второй слева) с друзьями в шахматном клубе
Демис (второй слева) с друзьями в шахматном клубе

Демис Хассабис появился на свет 27 июля 1976 года в северном Лондоне в простой семье, принадлежащей по британским меркам к “нижнему среднему классу”. Его отец, выходец с Кипра, некоторое время работал учителем, потом владел лавкой игрушек, работал таксистом, а мать, китаянка родом из Сингапура, была продавцом в отделе мужской одежды одного из крупных сетевых универмагов. Позднее у Демиса появились младшие брат и сестра.

Когда мальчику было четыре года, он увидел, как его отец и дядя играют в шахматы. Игра заинтересовала Демиса, и взрослые объяснили ему правила и показали ходы. Довольно скоро малыш начал обыгрывать и дядю, и отца. Родители записали его в шахматный клуб Hampstead Junior и так началась его карьера в играх. В 13 лет Хассабис занял 5-е место в мировом рейтинге среди юношей до 14-ти лет, набрав 2300 баллов по рейтингу Эло, и начал выступать во взрослых соревнованиях.

Демис Хассабис
Демис Хассабис

Шахматы помогали Демису зарабатывать. На призовые деньги он смог купить компьютер Commodore Amiga, разобрал его, собрал и занялся программированием. В 8 лет Хассабис перенес в компьютер настольную игру Othello. Ему очень легко давались все занятия, связанные с логикой, стратегическим мышлением и анализом. Юноша окончил школу и поступил на факультет информатики Кембриджского университета. В 1997-м Демис получил сразу два диплома: бакалавра и магистра. Все это время он возглавлял студенческую шахматную команду.

Стартапы и игры

“Я думаю, что это породило в моей голове идеи о том, как шахматный компьютер играет в шахматы, и я начал изучать вопрос. Многие дети начинают с игр, как я, а затем переходят к программированию и используют этот невероятный инструмент, компьютер, для создания чего-то нового.” (с) Демис Хассабис

Демис Хассабис
Демис Хассабис

Еще во время учебы в Кембридже Демис устроился в компанию по разработке компьютерных игр Bullfrog Productions. Он трудился над дизайном игры "Syndicate" и был ведущим программистом игры "Theme Park", которая стала бестселлером и получила награду Golden joystick. После окончания университета Хассабис работал главным разработчиком игры "Black & White" в Lionhead Studios.

В 1998-м вместе с другом, Дэвидом Сильвером (будущим лауреатом премии “Каннские львы”), Демис основал собственную компанию Elixir Studios. Под их руководством она выпустила игры в жанре стратегий "Republic: The Revolution" и "Evil Genius". Elixir Studios заключила контракты с Vivendi и Microsoft, но, несмотря на это, коммерческого успеха фирма не достигла. Маленькой независимой студии, где работало всего 60 человек, хватило отмены одного крупного заказа. В 2005-м Демис объявил о закрытии компании и продал все активы и права.

Демис Хассабис
Демис Хассабис

Одновременно с попытками построить бизнес Хассабис участвовал в различных международных соревнованиях по настольным играм. Пять лет подряд побеждал на олимпиаде по интеллектуальным играм, был чемпионом мира по решению головоломок, в 2004-м выиграл первенство в командной игре “Дипломатия”, а также участвовал с хорошим рейтингом в турнирах по покеру. Могло показаться, что игры и теория игр – это то, что определит его будущую карьеру, но молодой человек решил иначе.

Разум и игры

“Мне довольно быстро становится скучно, а мир такой интересный, в нём так много крутых занятий.” (с) Демис Хассабис

Демис Хассабис
Демис Хассабис

Вместо того, чтобы продолжить карьеру в бизнесе, Демис вернулся на студенческую скамью. Он поступил в Лондонский университетский колледж в докторантуру факультета когнитивной нейробиологии. Хассабису было очень интересно, как работает мозг и как можно применить эти знания в работе над развитием искусственного интеллекта. Ученый написал несколько статей, которые были опубликованы в Nature, Science, Neuron и Proceedings of the National Academy of Sciences. Его материал о зависимости воображения от нарушения эпизодической памяти был отмечен как одно из научных достижений года.

Докторская Демиса, которую он защитил в 2009-м, была посвящена проблемам памяти и амнезии. Он отправился продолжать исследования по программе постдоктурантуры в Гарвард и MIT и провел в Америке следующие два года. В 2011-м Хассабис вернулся домой, вооруженный новыми знаниями и прошлым опытом, чтобы попытаться вновь запустить собственный проект.

Глубины разума

“Я думаю, будут происходить вещи, которые мы, вероятно, едва ли можем себе представить сегодня. Надеюсь, в основном это будет хорошо, но нам нужно следить за этим и обсуждать как общество, как мы хотим, чтобы это происходило. Действительно важно, каким образом мы внедряем системы ИИ и для чего мы их используем.” (с) Демис Хассабис

Демис Хассабис и Стивен Хокинг
Демис Хассабис и Стивен Хокинг

В 2011-м году вместе с другом детства, сыном таксиста Мустафой Сулейманом (сейчас генеральный директор Microsoft AI) и новозеландским ученым, коллегой по докторантуре Лондонского колледжа Шейном Леггом, Демис зарегистрировал в Лондоне стартап DeepMind Technology. Партнеры были полны амбиций и планировали за 20 лет создать глобальный ИИ, способный решать любые задачи подвластные человеческому мозгу. Однако, в то время нейросети были скорее дорогим развлечением, чем мощными инструментами, и интерес к их возможностям в технологической индустрии был достаточно слабым.

Знакомая многим картинка
Знакомая многим картинка

Поэтому для начала они решили подогреть интерес с помощью того, что всегда вызывает любопытство и что Демис знал как никто – с помощью игр. Они обучили нейросеть играть в 49 винтажных игр 70-80-х годов, написанных для Atari, и со временем та стала играть лучше человека, например, в Space Invaders. При этом обучение шло методом проб и ошибок, поэтому ИИ DeepMind учился на собственном опыте в отличие от других нейросетей, созданных под определенные конкретные задачи.

Проект привлек внимание таких инвесторов как Питер Тиль, Скотт Баннистер, им также заинтересовался Илон Маск. Но предложение Google оказалось самым выгодным в денежном выражении и самым перспективном в творческом. 27 января 2014 года корпорация объявила о сделке по слиянию стоимостью $600 млн. Демис Хассабис продолжил работу в качестве научного руководителя и главного “локомотива” теперь уже Google DeepMind.

Исследования и игры

“По мере того, как нейросети становятся всё более сложными, нам нужно думать о том, как и что они оптимизируют. Сама технология нейтральна, но это обучающаяся система, поэтому неизбежно, что она будет нести на себе отпечаток ценностей и культуры разработчика, а значит, нам нужно очень тщательно думать об этом.” (с) Демис Хассабис

Итак, партия в го. Демис Хассабис и Ли Се Доль
Итак, партия в го. Демис Хассабис и Ли Се Доль

Хассабис решительно настоял, чтобы офис новой дочерней компании остался в родном Лондоне, который он не любит покидать. Увеличившаяся с 50-ти до 200 человек из разных частей света команда уютно устроилась в шестиэтажном офисе в районе Кингс Кросс, который не так давно из криминального гетто превратился в престижный район для молодых специалистов.

Первая разработка нового потенциального лидера в области ИИ все так же лежала в области игр. В 2016-м была представлена система AlphaGo, которая победила всех лучших игроков в го в мире и дважды действующего чемпиона из Южной Кореи, обладателя 9-го дана, Ли Се Доль. До этого машина побеждала в шахматах, но в го – никогда. Следующая версия AlphaGo Zero разгромила предыдущую со счетом 100:1. Интересно, что познакомил Демиса с этой древней китайской игрой Дэвид Сильвер, его партнер по Elixir Studios и теперь один из ведущих программистов AlphaGo.

Демис Хассабис на вручении премии “Прорыв года”, 2017
Демис Хассабис на вручении премии “Прорыв года”, 2017

Дальнейшие разработки только упрочили авторитет лаборатории в области машинного обучения. В 2016-м она познакомила мир с новой технологией преобразования речи и любого необработанного звукового сигнала WaveNet. В 2019-м ИИ AlphaStar победил в турнире по стратегии StarCraft 2. В 2022-м вышла нейросеть AlphaCode, предназначенная для написания компьютерных программ наравне с профессионалами. Не считая “мелочей”, таких, как улучшение работы Google Maps и прогноз трафика транспорта, сокращение потребления энергии Data-центрами на 40%, увеличение времени работы батареи и яркости экрана Android, и многое другое.

3D-модели белков
3D-модели белков

И, наконец, в 2022-м был представлен окончательный на тот момент вариант AlphaFold. Работа над нейросетью началась в 2016-м, но, по словам самого Демиса Хассабиса, проблема структуры белков интересовала его еще с 90-х, когда он был студентом Кембриджа и один из его друзей (сейчас профессор биологии) любил рассказывать, что если решить проблему свертываемости белков, то можно совершить революцию в биологии и медицине. В 2018-м была представлена первая версия системы, которая заняла довольно высокое 13-е место среди других аналогичных программ, а в 2020-м AlphaFold2 с расширенной базой и возможностями была объявлена решением проблемы сворачивания белков.

Постепенно в нее добавлялись все новые и новые виды, в 2022-м в базу были занесены практически все известные белки. Некоторые лаборатории взяли нейросеть для помощи в изучении таких важных проблем, как устойчивость к антибиотикам, вирус COVID и рак. В мае 2024-го Демис Хассабис и Джон М. Джампер из Google DeepMind показали научному и технологическому сообществу AlphaFold3, которая может прогнозировать изменения структуры белка и взаимодействие ДНК и РНК. Это значит, что препараты, созданные с помощью этих знаний, в обозримом будущем могут поступить в продажу.

Демис Хассабис и Джон М. Джампер
Демис Хассабис и Джон М. Джампер

За это достижение в октябре 2024-го исследователям из Google DeepMind была присуждена Нобелевская премия, правда, в области химии, так как Нобелевской премии за достижения в области ИИ не существует. Демис Хассабис с 2021-года возглавляет еще несколько проектов и дочерних предприятий Alphabet, непосредственно относящихся к машинному обучению.

Состояние Демиса оценивают приблизительно от $400 до $500 млн. Он по прежнему живет в Лондоне недалеко от дома родителей в районе Хайгейт и болеет за “Ливерпуль”. Известно, что его жена итальянка, по профессии молекулярный биолог и изучает методы борьбы с болезнью Альцгеймера. У пары двое сыновей, которых Демис считает гениальными. “Они по своему гениальны, как две мои половинки: научная и творческая” – говорит он.

Так из любви к играм и решению головоломок может родиться серьезное научное открытие, которое в перспективе способно изменить наш мир. Или сделать его лучше и здоровее. Вот что сказал по этому поводу лауреат Нобелевской премии, автор знаменитых книг “Почему мы умираем и как мы живем” и “Генетический детектив: от исследования рибосомы к Нобелевской премии” профессор Венки Рамакришнан: “Эта вычислительная работа представляет собой ошеломляющий прорыв в решении проблемы сворачивания белков – грандиозной задачи в биологии, над которой бились 50 лет. Это произошло на десятилетия раньше, чем многие специалисты в этой области могли себе представить. Будет интересно посмотреть, как это фундаментально изменит биологические исследования.”

Читайте также:

Спасибо за 👍👍👍 и подписку, заходите к нам ещё. А если вам нравится, что мы пишем – установите суперапп Gem Space, там еще много интересных каналов, которые ведут наши пользователи!