Одним из самых высокооплачиваемых русских писателей XIX в. был Иван Тургенев.
Собственно, он лидировал среди наиболее состоятельных авторов уже до того, как его настигла слава. Например, только с персонального «Дворянского гнезда» – т. е. земель, принадлежавших ему, – он получал каждый год не менее 20 тыс. руб.
Начав же публиковаться систематически, Иван Сергеевич нарастил свое состояние. В частности, только за «Записки охотника» он получал:
- за право на публикацию сего произведения – от 20 до 25 тыс. руб. По тем временам это была очень солидная величина.
В настоящее же время, по оценкам исследователей, данная сумма равнялась бы приблизительно 22–23 млн (!) руб. Причем это со всякого издательства отдельно;
- за каждое издание – по 2,5 тыс. руб.
И ведь это было лишь одно из многих произведений Тургенева, опубликованных им при жизни.
Не меньшие гонорары получал Лев Толстой. Также имея в своем распоряжении наследственные земли и доходы с них, граф «подрабатывал» писательством.
В частности, в пору его популярности издатели платили ему ни много ни мало по 500 руб. за 1 печатный лист (около 20 стр. книги «современного формата»). Это было в 2,5 раза, а то и в 5 раз больше расценок для остальных писателей – его современников.
Сопоставить с деньгами нашего времени можно по той же формуле, что в случае с Тургеневым.
А именно – Лев Николаевич получил:
- за публикацию «Анны Карениной» – порядка 20 тыс. руб.;
- за издание «Воскресения» – почти 22 тыс. руб.;
- за издание «Войны и мира» – около 25 тыс. руб.
Несколькими десятками лет раньше Александр Пушкин за публикацию «Евгения Онегина» заработал 12 тыс. руб.
По подсчетам историков, Александр Сергеевич, живший на Арбате, в наши дни мог бы на такие деньги снять в Москве деревянный 1-этажный дом в этом элитном (центр столицы, «центрее» не бывает) районе на 6 лет. Или столько же лет учить ребенка в приличном пансионе на полном обеспечении.
А вот Михаилу Лермонтову спустя всего 8 лет за издание (причем 2-е, т. е. 1-е прошло с успехом) «Героя нашего времени» заплатили всего 1,5 тыс. руб.
Если продолжить «измерять в арендах», то Михаил Юрьевич мог бы на эти деньги снять 100 десятин целинной земли на 1 год.
1 десятина = 1,09 га.
Таким образом, из русских классиков наиболее оплачиваемым был Толстой.
Любопытно, что граф остался бы в лидерах и в наше время, если бы получал прибыль с продажи своих книг в аудио- и электронном форматах. Так, эксперты «ЛитРес» вывели, что его ежемесячный доход с этого канала составлял бы по нынешним расценкам не менее 1,142 млн руб. до вычета налогов.
А вот у советских классиков с гонорарами было посложнее.
Так, в период, когда большая часть авторов оценивалась в 300–500 руб. за всё тот же печатный лист, Максим Горький зарабатывал за такой объем около 1 тыс. руб. Причем это было всего спустя 5 лет после его «премьерной» публикации.
СМИ утверждают, что его доходы в пору славы составляли порядка 1 тыс. долл. ежегодно.
А ведь еще были гонорары от постановки в различных театрах разных городов пьес урожденного Алеши Пешкова.
Пожалуй, Горький был одним из самых высокооплачиваемых писателей СССР. Не даром он мог довольно безбедно по тем временам (когда на большой части страны лютовал голод) содержать свою семью, а также выезжать за границу.
Впрочем, писатель роскоши чурался. И приобщение к ней (наподобие проживания в роскошном особняке Рябушинского в Москве и в замечательных виллах на Капри) у него проходило с инициативой не с его стороны...
Владимир же Маяковский на старте творчества ради увеличения сумм даже… изобрел неповторимый стиль – строчки лесенкой. Оказывается, это был не только уникальный стиль, но и способ повысить себе заработки: в то время платили за каждую строку отдельно.
Впрочем, если верить статистике Мосфинотдела, советский поэт не бедствовал. В частности, его гонорары до вычета налога составили:
- в 1926 г. – 10,3 тыс. руб.;
- в 1927 г. – 18,7 тыс. руб.;
- в 1929 г. – 21,8 тыс. руб.
Если же рассчитывать в среднем, то с учетом финансовых взлетов и падений с 1924 по 1929 г. Владимир Владимирович имел на руки порядка 15 тыс. руб. ежегодно...
Гонорары писатели получали не только от издателей, но и от глав театров, студий и проч.
Так, Александр Дюма заключил контракт с главой театра – варьете в Париже, по которому он получал:
- собственно гонорар за пьесу;
- бонус за сверхдоходы. Под ними подразумевалась сложная комбинация – нужно было, чтобы после каждых 20 показов пьесы Дюма на сцене театр получал свыше 60 тыс. франков сбора, и тогда писателю выделяли дополнительно по 1 тыс. франков всякий раз.
Сегодня 1 современный евро равен 6,55957 франка XIX в.
Кстати, с этим контрактом курьез приключился.
Автор однажды пришел получить свой бонус после 25-го показа. Глава же театра платить не хотел и придумал отговорку: мол, нужной суммы от продажи билетов не достигнуто.
И он даже указал точное число полученного за билеты – впрочем, наобум: 59 997 франков.
Но писатель был не хуже этого хапуги. Он молча вышел из кабинета и вернулся через несколько минут. Протянув билет в этот театр, Дюма сказал, что минуту назад купил его за 5 франков, тем самым обеспечив общие сборы варьете в сумму… 60 002 франка. Тем самым он даже на 2 франка превысил величину, установленную контрактом.
Что ж, пришлось жадному директору раскошеливаться…
П. с. Уважаемые читатели, добавляйте ваши примеры: сколько получали писатели раньше и сколько зарабатывают авторы – наши современники.
И в развитие темы гонораров читайте посты о том, как некоторые авторы умудряются писать и зарабатывать так много – на примере Александра Дюма и еще Дарьи Донцовой, а также сколько получали актеры СССР и конкретно актеры в комедиях Леонида Гайдая.
Ну, а о наших с вами заработках читайте пост «Опрошенные ответили, какую зарплату они считают достойной их труда» и отвечайте на тест «Сколько бы вы получали, если б за труд по дому платили».
#история #биографии #знаменитости #классика #классики #деньги #культура #интересныефакты