Балет «Снегурочка» Бурмейстера по праву можно назвать самым нежным в репертуаре Музыкального театра. Здесь и танцующие очаровательные снежинки, и колоритные народные гуляния, и трогательная трепетная история любви Снегурочки и Мизгиря. Как такой «русский» балет родился в Лондоне? Сколько времени ушло на постановку? Рассказываем в нашем материале.
Владимир Бурмейстер стал первым советским хореографом, которому предложили работу за границей. В 1960 году его пригласили в парижскую «Гранд Опера» ставить «Лебединое озеро».
Вскоре после успеха «Лебединого» в Париже Владимир Бурмейстер получил приглашение от лондонской труппы «Фестиваль-балле» поставить балет Чайковского. Представители английского театра заявили, что речь идет не о «Щелкунчике», «Лебедином озере» и «Спящей красавице»:
«Чайковский необыкновенно популярен в Европе, в частности, у нас в стране любовь к его музыке растет, и нам хотелось, чтобы русский балетмейстер поставил для нас композицию на музыку своего гениального соотечественника».
Так началось рождение «Четвертого балета Чайковского».
Сюжет был взят из одноименной пьесы Островского, а в качестве музыкальной основы балета были выбраны фрагменты из симфонии «Зимние грезы» Чайковского вместе с другими его произведениями.
«Фестиваль балле» не имел своей постоянной труппы и репетиционной площадки в Лондоне. Это были танцовщики, приехавшие из разных стран, среди них по счастливой случайности оказался один, знавший русский язык. Ставить балет хореографу приходилось на ходу, поскольку труппа «Фестиваль-балле» гастролировала по Англии и Италии. Репетиционные площадки постоянно менялись, работать приходилось даже в церквях. Бурмейстер переезжал вместе с танцовщиками из города в город. Мировая премьера балета состоялась всего через 3 месяца.
Из воспоминаний Антонины Крупениной:
«На премьере, которая состоялась во Флоренции, был аншлаг, приехали дипломаты из разных стран. В финале, когда Снегурочка растаяла, в зале замелькали носовые платки, в первом ряду сидели африканцы, и мы видели, как у них по щекам текли слезы. Успех был ошеломляющий».
В 1963 году Владимир Бурмейстер вернулся в Музыкальный театр после двух лет работы за рубежом. Балетмейстера встречали обе труппы – и балетная, и оперная, выстроившись в ряд и образовав живой коридор. До своего кабинета Владимир Павлович шел под несмолкаемые аплодисменты.
Вернувшись на родную сцену, Владимир Бурмейстер перенес «Снегурочку» в Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко. 6 ноября балет был показан в России впервые, и до сих пор идет на сцене МАМТ. Конечно, декорации и костюмы обновляются, но хореография остается неизменной более 60 лет.