Найти в Дзене

Славяне против Рима: Любопытные рассказы от Ломоносова о войнах наших предков с Римской империей

Дорогие читатели, как только при рассмотрении истории России от великого русского ученого я нашел факты о том, что славяне сражались с Римской империей, я решил как-нибудь откопать для вас сведения об этом и рассказать об их противоборстве. Однако Михайло Васильевич будто услышал мои желания и решил исполнить их. Да и при этом описал всё в таких красках, в каких было необходимо для неплохого рассказа. Это далеко не все повествования о противостоянии славян и римлян, так как есть еще немало свидетельств о тех событиях, но эти рассказы от Ломоносова вам будет тоже интересно прочесть. В моем текущем повествовании не будет ни доли пропаганды – буду с вами просто делиться фактами. Когда Римская империя превратилась в могущественное государство и распространилось до славянских племен, живущих в Иллирике, Далмации и на Дунае, тогда начали волохи (как называли римлян летописцы) вытеснять наших предков с их мест проживания. Но при Юстиниане Великом славяне решают отомстить римлянам за прошлые о

Дорогие читатели, как только при рассмотрении истории России от великого русского ученого я нашел факты о том, что славяне сражались с Римской империей, я решил как-нибудь откопать для вас сведения об этом и рассказать об их противоборстве. Однако Михайло Васильевич будто услышал мои желания и решил исполнить их. Да и при этом описал всё в таких красках, в каких было необходимо для неплохого рассказа.

Это далеко не все повествования о противостоянии славян и римлян, так как есть еще немало свидетельств о тех событиях, но эти рассказы от Ломоносова вам будет тоже интересно прочесть. В моем текущем повествовании не будет ни доли пропаганды – буду с вами просто делиться фактами.

Когда Римская империя превратилась в могущественное государство и распространилось до славянских племен, живущих в Иллирике, Далмации и на Дунае, тогда начали волохи (как называли римлян летописцы) вытеснять наших предков с их мест проживания.

Но при Юстиниане Великом славяне решают отомстить римлянам за прошлые обиды и начали чаще ходить в походы на империю (во всяком случае так Ломоносов описывает причины одной из войн с Римом). Однажды (дата у Михайло Васильевича, к сожалению, не указана, но это было все еще в период правления Юстиниана) трехтысячное славянское войско переправляется через Дунай и Гебр (река на Балканах, называемая еще Марица) и в пути разделяется на два полка, которые самостоятельно продолжают свой поход на империю.

Нет, мы не будем называть Юстиниана правителем Византии, а его полки византийскими и население византийцами. Это всего лишь исторические термины. Сама Византийская империя всегда считалась Римской, а Константинополь «византийцы» называли Римом (и себя соответственно римлянами). Да и если так посудить – «Византийская империя» всегда была самым что ни на есть римистым Римом, учитывая ее общественный уклад и могущество.

Юстиниан Великий, как его называют историки
Юстиниан Великий, как его называют историки

На каждый из полков славян совершают контратаку римские военачальники в Иллирике и во Фракии, но они отражают их и вынуждают римлян спасаться бегством.

После этого на один из полков совершает атаку римская конница во главе с Абзадом. Эта кавалерия защищала город Цирула и отличалась своей силой и храбростью. Но полк синеглазого племени громит ее и пленит юстинианова командира.

Далее по мере продвижения вглубь империи один из славянских полков захватывает в Иллирике и во Фракии одну крепость за другой. В ходе битв и осад проливается немало крови. Пленных у славян тоже оказывается много, но позднее они их все же отпускают.

Другой полк, который сражался с Абзадом, берет крепости на море. Особенно Васильевич выделяет осаду морского города Топера. Большая часть славянского полка скрывается в оврагах близ стен, а малая часть провоцирует гарнизон на битву. Римляне, предвкушая легкую победу, совершают вылазку на славян и пытаются нагнать их, отдаляясь от города, но отряды, скрывающиеся в засаде, неожиданно выскакивают и разбивают гарнизон. После этого за город проходит кровавая схватка с оставшимися римскими солдатами и мужским населением, но город оказывается разграблен славянами. Жителей города наши предки берут в плен (позднее их тоже отпускают).

Михайло Васильевич рассказал и другую историю.

Однажды (но все еще при Юстиниане) в Сардике славянский вождь Герман собирает крупную армию и вторгается в империю. Его полки разделяются и разоряют земли Рима.

Допустим, пусть вот так выглядел вождь славян Герман, изображение создано с помощью того же ИИ Midjourney
Допустим, пусть вот так выглядел вождь славян Герман, изображение создано с помощью того же ИИ Midjourney

В ходе грабежей римляне берут пленных, которые рассказывают, что славяне идут с целью взять Солунь (Солоники) и города рядом с ним. Юстиниан прерывает свой поход в Италию и отправляет помощь Солоникам. При этом император разворачивает на Германа силы, посланные против Тотилы (король остготов в 541–552).

В связи с этим Герман прекращает путь к Солоникам и отводит свои полки в Далмацию. Но там он заболевает и отправляется в мир иной. Славяне при этом не прекращают поход. Но кто их при этом возглавляет – Михайло Васильевич оставляет загадкой.

Войска Юстиниана все же достигают славян у Адрианополя. Возможно, у римлян были тогда шансы разгромить войско покойного Германа. Но армия императора испытывает проблемы с продовольствием, что отражается на ее боеспособности. Да и славяне при этом занимают выгодные для боя возвышенности. Благодаря этим факторам силы Юстиниана терпят поражение.

Славяне после той битвы продолжают масштабное разорение империи. При этом они приближаются и к Царьграду. Некоторые отряды славян все же терпят поражение от римлян. Но остальным удается вернуться домой с добычей.

-3

При повествовании Михайло Васильевич использовал труды Прокопий Кесарийского. Прокопий в своих работах, может, и очерняет причины похода славян, так как я как идеалист все еще хочу считать, что до Романовых наши предки были миролюбивыми и просто так ни на кого не нападали (если все-таки ошибаюсь, то что ж – все могут ошибаться). Но все же всегда интересно узнать о таких деяниях славян, ведь их в целом никто и никогда не рассказывает.

Читайте также: