Найти в Дзене
Факты про артефакты

Волшебное звучание прошлого: 13 музыкальных инструментов со всего мира

Оглавление

От древних египтян до саамов музыка была неотъемлемой частью любого общества по всему миру. Изучать музыкальные инструменты - это совершать увлекательное путешествие сквозь века и культуры, одновременно слушая истории о том, как музыка развивалась от простых мелодий до сложных композиций.

1. Древнегреческие деревянные свирели

В Древней Греции люди, собираясь вместе, всегда находили возможность насладиться музыкой. В их репертуаре были как радостные песни, посвященные браку и рождению детей, так и печальные причитания, которые звучали после смерти.Они пели о рабочих процессах, таких как сбор урожая, помол зерна и ткачество, а также застольные песни, любовные баллады и даже песни, которые помогали исцелять болезни.

Деревянные аулои (трубы). Предположительно из Афин, V-IV век до н. э.
Деревянные аулои (трубы). Предположительно из Афин, V-IV век до н. э.

Одним из самых популярных инструментов в Древней Греции были аулои — свирели, сделанные из дерева, кости или металла. Они имели уникальную форму и звук, и часто играли на них дуэтом. Аулои были важным элементом музыкального сопровождения в греческом театре.

2. Средневековая цитола

Цитола из дерева, серебра и золота. Англия, ок. 1280–1330.
Цитола из дерева, серебра и золота. Англия, ок. 1280–1330.

Этот красиво декорированный инструмент, украшенный резной листвой, имеет интересную историю. Первоначально он был создан в Средние века между 1280 и 1330 годами как цитола - четырехструнный инструмент, похожий на гитару. Однако в какой-то момент в прошлом именно она была переделана в скрипку, возможно, в 16 веке, когда скрипка стала более популярной. На серебряной пластине у основания изображены гербы королевы Елизаветы I и, по слухам, ее любовника Роберта Дадли.

3. Древнеегипетская арфа

Арочная деревянная арфа. Гробница Ани, Фивы, Египет, Новое царство (ок. 1550-1070 гг. до н. э.).
Арочная деревянная арфа. Гробница Ани, Фивы, Египет, Новое царство (ок. 1550-1070 гг. до н. э.).

На арфах, подобных этому богато украшенному образцу, играли на древнеегипетских банкетах – их часто показывают в сценах, покрывающих стены гробниц. Этот был найден в гробнице, и ему более 3000 лет. Струны перебирались по две струны за раз, и изображения арф показывают, что они могли сопровождаться певцами и инструментами, напоминающими лютни и гобоев. Песни на банкетах обычно посвящались божествам.

-4

4. Арабская лютня

Арабская лютня из кедра, индийского палисандра, черного дерева и кости. Басра, Ирак, 1981 год.
Арабская лютня из кедра, индийского палисандра, черного дерева и кости. Басра, Ирак, 1981 год.

Эта арабская лютня (уд по-арабски) была изготовлена знаменитым иракским мастером Фаузи Моншидом из Басры в 1981 году. Дека из кедрового дерева украшена декоративными деталями из черного дерева, палисандра и кости, а нижняя часть сделана из полосок североиндийского розового дерева. 

Этот прекрасный инструмент на протяжении веков был синонимом музыки Ближнего Востока, а само слово "лютня" происходит от искаженного арабского "аль-уд". Этот великолепный образец выставлен в новых галереях исламского мира Фонда Альбухари.

5. Статуя женщины, играющей на лире, с Кипра

Статуя женщины, играющей на лире. Кипр, 300-250 гг. до н.э.
Статуя женщины, играющей на лире. Кипр, 300-250 гг. до н.э.

Эта статуя женщины, играющей на лире, была установлена в храме на древнем Кипре примерно в 300-250 годах до н. э., чтобы вечно развлекать и почитать богов. Статуи этого типа изображают женщин с высоким статусом, которые принимали участие в крупных религиозных фестивалях в качестве жриц. Платье и украшения указывают на то, что она принадлежала к высшим слоям общества, а ее венок указывает на то, что она поклонялась богу. На струнах все еще слабо заметны следы красной краски – скорее всего, вся статуя была раскрашена.

6. Римский водный орган

Орган (hydraulis, по римскому типу 1-го века)
Орган (hydraulis, по римскому типу 1-го века)

Изобретенный в III веке до н.э., водный орган (hydraulis) был самым сложным музыкальным инструментом классической древности. Во время игры требовались помощники, которые управляли бы насосами с длинными ручками, видневшимися по обе стороны, чтобы поддерживать давление воды в резервуаре, нагнетая воздух через клавиши в трубы. В древнеримском искусстве органы иногда изображались во время гладиаторских боев – кровожадная цель по сравнению с их долгой последующей ассоциацией с церквями.

7. Китайская флейта

Фарфоровая флейта с золоченым декором, прозрачной глазурью и шелковой кисточкой. Дэхуа, провинция Фуцзянь, династия Цин, около 1800-1900 гг. н.э.
Фарфоровая флейта с золоченым декором, прозрачной глазурью и шелковой кисточкой. Дэхуа, провинция Фуцзянь, династия Цин, около 1800-1900 гг. н.э.

Изделия Дэхуа периода 1600-1911 гг. н.э. характеризуются фигурками и сосудами с зернистой сахаристо-белой оболочкой и глазурью голубого или кремового оттенка. Чистая белизна этой керамики обусловлена относительным отсутствием примесей железа в корпусе – на самом деле используемая глина содержит всего полпроцента оксида железа. У этой флейты есть символ 清 (Цин, что означает чистый) на мундштуке.

8. Еврейский шофар

Еврейский шофар. Европа, 18-19 век.
Еврейский шофар. Европа, 18-19 век.

Этот музыкальный инструмент сделан из бараньего рога, и сегодня он используется в основном на богослужениях в синагогах во время праздников Рош а-шана (Новый год) и Йом Кипур (День искупления). Он обладает характерным звучанием, и в него дуют в соответствии с тщательно продуманным порядком звуков и нот. Обычай трубить в шофар в торжественных случаях возник в библейские времена. Впервые он упоминается в книге Исход, когда Бог явил себя на горе Синай и звук шофара заставил израильтян трепетать от благоговения.

9. Тибетская труба

Труба из раковины, Тибет, 18-19 век.
Труба из раковины, Тибет, 18-19 век.
Труба из раковины, Тибет, 18-19 век.
Труба из раковины, Тибет, 18-19 век.

Подобные трубы использовались в буддийских храмах по всей Азии, в них трубили, созывая монахов на службу, и обычно их украшали текстильными лентами. Этот большой экземпляр изготовлен из раковины и украшен позолоченной медью и полудрагоценными камнями. Очень живой дракон контрастирует на фоне облаков, обозначенных ляпис-лазурью, а его тело инкрустировано кораллами и другими полудрагоценными камнями.

10.Саамский бубен

Саамский барабан. Норвегия, Швеция или Финляндия, 1500 - ок. 1680.
Саамский барабан. Норвегия, Швеция или Финляндия, 1500 - ок. 1680.

Подобные бубны, изготовленные из дерева и оленьей кожи, были важным инструментом выживания для народа саами, родина которого находится в Северной Норвегии, Швеции, Финляндии, а также на Кольском полуострове в России. Эти инструменты были магическим оружием, которое в руках шамана, или ноаиди, могло помочь защитить сообщество.

Стоя перед мерцающим огнем, ноаиди ритмично били в барабан, используя звук как наркотик, чтобы войти в транс. "Волшебные" бубны использовались саамами на протяжении многих поколений, и это, возможно, один из старейших сохранившихся примеров.

11. Барабан Акан

Барабан Акан. Изготовлен в Гане, XVIII век.
Барабан Акан. Изготовлен в Гане, XVIII век.

Этот барабан - один из самых ранних сохранившихся афроамериканских предметов. Он был изготовлен народом акан из Ганы в Западной Африке из дерева, растительного волокна и оленьей кожи. На нем играли на религиозных церемониях или общественных мероприятиях в составе ансамбля и били по нему открытой ладонью.

Вероятно, он был завезен в Америку на невольничьем корабле в начале 18 века, прибывшем в Вирджинию. Несмотря на гнет рабства, игра на барабанах и другие африканские музыкальные традиции продолжались в колониальной Америке, породив множество различных видов музыки.

12. Индонезийский металлофон

Металлофон (сарон). Ява, Индонезия, конец XVIII - начало XIX века.
Металлофон (сарон). Ява, Индонезия, конец XVIII - начало XIX века.

Сарон - индонезийский металлофон с семью бронзовыми клавишами на деревянной раме. На нем играют с помощью деревянного молотка или рога буйвола. Этот инструмент, используемый преимущественно на Яве и Бали, является частью более крупного оркестрового ансамбля, известного как гамелан. Являясь неотъемлемой частью индонезийской культуры, гамеланы обычно сопровождают танцевальные и кукольные представления (ваянг), ритуалы и церемонии.

13. Погремушка с древнего Кипра

Терракотовая погремушка в форме поросенка. Кипр, 300-100 гг. до н.э.
Терракотовая погремушка в форме поросенка. Кипр, 300-100 гг. до н.э.

Эта очаровательно милая погремушка в форме поросенка с древнего Кипра датируется примерно 300-100 годами до нашей эры. Изготовленная из терракоты, она, возможно, использовалась для поддержания ритма в музыке или танцах, а также для отпугивания злых духов своим дребезжанием. Это также могло быть и просто детской игрушкой.

Музыкальный инструмент, рассматриваемый как артефакт, представляет собой объект, который служит средством создания и исполнения музыки. Он является частью культурного наследия и часто имеет символическое значение, отражающее исторические, социальные и культурные аспекты общества, в котором он был создан и использовался.

ОЦЕНКА МАТЕРИАЛА ЛАЙКОМ БЕСЦЕННА ДЛЯ АВТОРА!